Активная работа по повышению эффектифности использования ресурсов, энерго и ресурсосбережению, безусловное внедрение систем автоматического коммерческого учета –АСКУЭ
4. Сокращение затрат естественных монополистов на собственные нужды и сокращение потерь, в том числе коммерческих.
5. Переход всех компаний общего пользования - естественных монополистов на международную систему бухгалтерского учета. Обеспечение возможности контроля за движением финансовых потоков внутри компаний.
6. Проведение инвентаризации основных средств. Невостребованные основные средства необходимо вывести за баланс, законсервировать, ненужное продать, а устаревшее оборудование списать. Это позволит уменьшить налог на имущество, сократить эксплуатационные расходы и амортизационные отчисления.
7. Провести реструктуризацию долгов, которые составляют в настоящее время величин около 3 млрд. рублей и реально не могут быть полностью погашены. Целесообразно часть безнадежных долгов списать, а для остальных составить реальные графики погашения в течении десяти или более лет.
Отмена всех льготных тарифов и монетизация льгот.
Естественным монополиям, действующим с сфере ЖКХ прежде чем ставить вопрос об увеличении тарифов на отпускаемые потребителям услуги, необходимо сократить свои технологические затраты, повысить эффективность своей работы, показать обществу как они распределяют свои доходы и доказать обоснованность своих издержек.
Для потребителей важно иметь в виде, что неизбежный рост цен на энергоносители можно скомпенсировать повышением эффективности использования энергии, повышением производительности ее потребления и тем самым уменьшить платежи за энергоресурсы. Расточительное отношение к энергетическим ресурсам, которое сформировалось во время их изобилия и дешевизны выработало не достаточно глубокое понимание процессов энергосбережения и эффективности энергопользования, которое к тому же требует самоограничения. Необходимо изменить это отношение и всеми методами способствовать творческому системному подходу к проблеме, от которой зависит будущее нашей страны и устойчивое развитие ее экономики. Решение задач, связанных с этим, возможно только упорным трудом с привлечением творческого потенциала, который не нужно экономить, всех участников производства и потреблен
Регулятору в лице службы по тарифам необходимо разработать ряд мероприятий, которые должны сдерживать рост потребления энергетических ресурсов и где это возможно вновь возникающую потребность в них удовлетворять за счет ресурса энергосбережения. Система тарифов должна иметь тарифное меню с одноставочными, одноставочными зонными и сезонными, двухставочными и энергосберегающими ступенчатыми тарифами, которые поощряют снижение затрат потребителей путем оптимизации процесса выбора конкретного тарифного плана в зависимости от графика нагрузки. Такой оптимальный выбор системы тарифов из тарифного меню, минимизирует величину платежей за энергоносители, снижает удельные затраты на единицу продукции и услуг. Отметим также, что планирование потребления энергетических ресурсов также осуществляется с помощью предполагаемых балансов энергоносителей на планируемый период и выделения на их основе соответствующих лимитов. При этом не учитывается ни реальные рыночные потребности потребителей, ни их платежная дисциплина. Ярким примером такого подхода явилось заявочная компания на природный газ. Отсутствующая до сих пор реальная свобода доступа к сети и к трубе и выбора поставщика сдерживает развитие конкуренции в сфере энергетических естественных монополий. Большой интерес, как указывалось выше, представляет также система ступенчатых энергосберегающих тарифов, основой которых является дискриминационный тариф на энергоресурсы, потребляемые сверх нормативного уровня. Важной частью такого подхода является справедливая оценка удельных затрат на единицу производимой продукции или услуги, соответствующей заданному состоянию технологии современного производства
Для повышения эффективности использования энергетических ресурсов, в процессе регулирования, нужно реализовать следующие мероприятия:
· Поощрение энергосбережения у потребителей путем применения налоговых льгот на прибыль, получаемой за счет снижения энергоемкости получаемой продукции на срок не менее одного года;
· Увеличение рентабельности энергснабжающих и энерготранспортных организаций на срок не менее одного года для компенсации выпадающих доходов, получаемых за счет снижения отпуска ресурсов на величину, определяемую повышением эффекивности использования энергии у потребителей;
· При снижении поставщиками продаж энергоресурсов и снижении покупки на оптовом рынке при повышении эффективности их использования у потребителей дополнительный доход, получаемый при этом за счет повышения в балансе величины дешевых энергоносителей собственной выработки остается в распоряжении поставщика в течение года;
· Скидки организациям поставщикам на рынок технологий, технических средств и приборов учета, повышающих эффективность использования энергии, особенно это касается газоснабжения;
· Скидки к тарифу за установку оборудования, снижающего энергоемкость продукции и уменьшающего потери;
· Применение ступенчатых тарифов, поощряющих снижение энергоемкости производимых товаров и услуг, и носящий дискриминационный характер для тех, кто расточительно использует энергетические ресурсы, то есть скидки за эффективность и штрафы за перерасход;
· Материальное поощрение персонала за сбереженные энергетические ресурсы и назначение штрафов за их не эффективное использование;
· Проведение в практике политики малых дел, большое число которых, не смотря на то, каждое из них дает малый эффект, суммируются в общенациональном масштабе в достаточно большой объем сбережения. Зачастую простое уплотнение и улучшение теплоизоляции окон дает снижение затрат на отопление на 30 процентов. Например, если в г. Владикавказе каждая семья установит по одной энергосберегающей лампе на кухне, то в период прохождения максимума нагрузки, она уменьшится от 12 процентов летом, до 8 процентов в отопительный сезон. Замена всех осветительных ламп накаливания, применяемых в быту, на энергосберегающие дает снижение общего потребления электрической энергии населением республики Северная Осетия-Алания на 50% и составляет ориентировочно 15% от всего отпуска ОАО СКЭ в размере 230 млн. кВт час. в год.
Для потребителей важно иметь в виде, что неизбежный рост цен на энергоносители можно скомпенсировать повышением эффективности использования энергии, повышением производительности ее потребления и тем самым уменьшить платежи за энергоресурсы. Расточительное отношение к энергетическим ресурсам, которое сформировалось во время их изобилия и дешевизны выработало не достаточно глубокое понимание процессов энергосбережения и эффективности энергопользования, которое к тому же требует самоограничения. Необходимо изменить это отношение и всеми методами способствовать творческому системному подходу к проблеме, от которой зависит будущее нашей планеты и устойчивое развитие экономик всех стран. Решение задач, связанных с этим, возможно только упорным трудом с привлечением творческого потенциала человечества. Поэтому сегодня важнейшим ресурсом является восстребованность человеческого ресурса, который способен разрешить все вопросы повышения эффективности использования материальных и энергетических ресурсов и их экономии. Этот бесценный ресурс не нужно экономить, он неисчерпаем и при заинтересованном использовании в новом информационном мире только улучшается и растет.
Выводы по 9 главе.
Управление энергетическими ресурсами-энергетический менеджмент означает комплекс мероприятий на предприятии по снижению энергоемкости выпускаемой продукции и отпускаемых услуг. Важнейшим из них является реализация потенциала энергосбережения и повышение эффективности использования энергии на всех этапах ее преобразования. Для оценки имеющего потенциала необходимо изучить существующие возможности и провести энергетический аудит всех подразделений предприятия и разработать на основе полученной информации соответствующую программу, реализация которой позволит снизить потребление энергии. Предложенные мероприятия должны иметь технико-экономическое обоснование и соответствующую инвестиционную поддержку. Для принятия решения принимающим его лицам представляется отчет, а персонал проходит обучение и получает информационную поддержку. Полученная информация может лечь в основу математической модели с применением функции полезности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Регулирование естественных монополий в сфере электроэнергетики и газоснабжения важная составляющая управления топливно-энергетическим комплексом России, который является частью мировой системы энергоснабжения. В диссертации приводится краткий обзор общемировой энергетической ресурсной базы и место России в ней, дан анализ ее энергетической стратегии и сформулированы основные проблемы развития сегодняшней энергетики. Показано как организовано Государственное регулирование энергетических естественных монополий и изложены основы тарифной и инвестиционной политики. Существенное внимание уделено энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов. В результате проведенных автором исследований получены следующие результаты:
· Сформулированы основные проблемы современного состояния электроэнергетики и газоснабжения России.
· Разработаны принципы тарифной политики с учетом решения вопросов социальной поддержки малоимущей части населения и энергосбережения.
· Разработан вариант схемы реструктуризации электроэнергетики.
· Предложены основы системного планирования топливно-энергетического комплекса, как составной части народного хозяйства.
· Сформулированы основы инвестиционного процесса в энергетике и методологий математической оптимизации экономических систем.
· Разработана схема автоматизации процессов регулирования естественных монополий и системы информационного обеспечения.
· Предложены основные направления энергосбережения и повышения эффективности использования энергоресурсов и описана роль органов регулирования естественными монополиями в этом процессе.
· Разработан алгоритм оптимизации платежей за потребленные энергетические ресурсы.
· Результаты исследований были использованы в практической работе ФЭК РФ и РЭК РСО-А и при составлении методических указаний и программных продуктов по расчету тарифов на энергоносители.
· Сделан вывод о том, что сбережение ресурсов, в том числе и энергетических, является основой мирового развития в 21 веке.
Из полученных в работе результатов исследований можно сделать следующие ВЫВОДЫ:
1. Изменившаяся социально-экономическая ситуация в привела к кризисным явлениям во всех сферах жизнедеятельности человека. Очевидно, что одной из главных отраслей определяющих устойчивость развития является топливно-энергетический комплекс, на развития которого влияют различные факторы общемирового процесса такие как: геополитический, нравственно – психологический, демографический, социально-политический, экологический, ресурсный.
2. Анализ состояния энергетических ресурсов показал, что при нынешнем уровне их добычи и потребления обеспеченность России составляет: угля более 500 лет, нефти на 22 года, природного газа не менее 77 лет, урана более 100 лет. Гидроэнергетический потенциал России задействован только на 18%, имеется огромный потенциал солнечной и ветровой энергии и биоэнергоресурсов. Это дает показывает, что Россия в среднесрочной и долгосрочной перспективе полностью обеспечена всеми необходимыми энергетическими ресурсами за исключением нефти.
3. Изучеиние ситуации в энергетике России показало, что имеет место перманентный энергетический кризис в отдельных регионах и рост энергоемкости ВВП. Основные проблемы, влияющие на эти процессы, являются: неплатежи, значительный износ основных средств, отсутствие с инвестиционных ресурсов, низкий уровень энергосбережения, консерватизм потребителей, недостаточная нормативно-правовая база, проблема персонала и снижение производительности труда в отрасли, отсутствие реальных конкурентных отношений, недостаточная социальная ориентация процессов регулирования естественных монополий, неадекватно низкая капитализация электроэнергетики и газовой промышленности.
4. Естественная монополия это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективней при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производителей товаров и услуг. Законодательно установлено регулирование деятельности естественных монополистов для защиты потребителей от ценового диктата с одновременным созданием условий для безубыточной деятельности поставщиков.
5. Органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование энергетических естественных монополий в соответствии с федеральными нормативно-правовыми актами, являются на федеральном уровне: Федеральная Энергетическая Комиссия России, на региональном уровне: Региональные энергетические комиссии.
6. Анализ сегодняшнего состояния регулирования позволяет выделить его основные характеристики негативного плана:
v перекос тарифов за счет перекрестного субсидирования и наличия перепродавцов;
v неэффективность “тарифного меню”, т.к. в его применении не заинтересованы АО- Энерго;
v недостаточная прозрачность затрат энергоснабжающих организаций, что не позволяет вскрыть дополнительные резервы;
v попытки отдельных региональных структур влиять на процесс принятия тарифов по политическим, зачастую популистским мотивам;
v недостаточная независимость РЭК в рамках своих полномочий от регионального руководства;
v слабая управленческая вертикаль в системе энергетических комиссий от ФЭК к РЭК;
v неподконтрольность тарифной политики на муниципальном уровне;
v отсутствие нормативно-правовой и методической базы в полном объеме, т.к. регулирование ТЭК- новое дело в России;
v практическое отсутствие конкуренции на рынках электроэнергии и газа;
v недостаточная ясность в определении права потребителей на свободный доступ к распределительной сети и источникам энергии;
v отсутствие части энергоносителей на свободном рынке и невозможность заключения фьючерсных контрактов;
v отсутствие нормативной документации по работе в рыночных условиях с элементами конкуренции; антирыночные “преимущества” в работе на рынке для АО-Энерго просматриваются в некоторых документах; например, без санкции АО- Энерго потребитель не в праве снабжать субабонентов.
7. Решение выше обозначенных проблем может быть успешно найдено на путях использования рыночных отношений в топливно-энергетическом комплексе. При этом регулирование должно основываться на минимизации затрат энергоснабжающих организаций. Внедрение конкурентных отношений позволит разделить монопольные услуги и способствовать минимизации цен за счет повышения эффективности на всех этапах производства, распределения и потребления энергии различных субъектов федерального и региональных рынков. Решение этой приоритетной задачи позволит улучшить деятельность отрасли в целом и обеспечить реальную возможность снижения стоимости услуг естественных монополий.
8. Существующие методики и способы расчета платы за услуги естественных монополий требуют корректировки с учетом приобретенного опыта и рыночных реформ, проводимых в России.
10.Эффективная тарифная политика - важное условие экономического подъема страны и роста благосостояния ее граждан, с учетом имеющихся запасов энергетического сырья и сбалансированного планирования развития народного хозяйства.
9. Либерализация естественных монополий в сфере энергетики является актуальной задачей реформирования экономки России и должна происходить без спешки, поэтапно, открыто с привлечением всех заинтересованных сторон для обсуждения промежуточных результатов и корректировки дальнейших планов.
10. Для улучшения качества регулирования естественных монополий необходимо создать многоуровневую систему мониторинга за их деятельностью с базами данных, способствующую ускорению принятия решений и своевременной корректировки тарифов.
11. При планировании энергоснабжения следует определить необходимые внешние и внутренние энергетические ресурсы, с учетом экономических, социальных и экологических факторов.
12. Следует определить структуру взаимодействия всех субъектов рынка и предложить им тарифное меню на услуги энергетических естественных монополий.
13. Проблема инвестиций в топливно-энергетический комплекс является одной из самых актуальных для экономики и ее решение должно опираться на различные источники инвестиционных ресурсов, начиная от амнистии капиталов, вывезенных за границу, до выпуска специальных ценных бумаг, привлекающих в инвестиционный процесс средства населения, которые по разным оценкам составляют величину в среднем 50 млрд. $.
14. План должен учитывать следующие уровни:
Ø -Топливно-энергетический комплекс, как часть всей экономики обеспечивающий все отрасли народного хозяйства энергоресурсами необходимой номенклатуры и по доступной цене.
Ø -Второй уровень – это ТЭК, состоящий из отдельных отраслей: газовая промышленность, электроэнергетики, твердое топливо, жидкое топливо, атомная энергетика, нетрадиционные источники.
Ø -Третий уровень конкретного сектора топливно-энергетического комплекса.
Принятые решения реализуются с некоторой избыточностью на случай не предвиденных обстоятельств.
15. В условиях дефицита энергоносителей энергосбережение и повышение эффективности использования энергетических ресурсов большим резервом энергоснабжения, который для России составляет величину более 300 млн. т.у.т., а для РСОА 280 тыс. т.у.т.
16. Политика властных структур всех уровней должна быть направлена на снижение энергоемкости ВВП, носить долговременный характер и включать в себя различные финансовые и экономические механизмы, административные и пропагандистские мероприятия, направленные на повышении мотивации всех участников рынка энергоносителей и отдельных граждан по бережному отношению к энергоносителям.
17. Органы регулирования естественными монополиями в сфере энергетики в должны использовать новые подходы и методы, которые делают процесс сбережения энергоресурсов экономически выгодным для энергоснабжающих организаций, так как этот процесс объективно ведет к сокращению объема продаж и снижению прибыли.
18. Предлагаемое тарифное меню должно инициировать у потребителей процесс оптимального выбора системы тарифов, при которых минимизируются платежи за энергоносители в системе «поставщик-потребитель» с учетом интересов обеих сторон и применением системы АСКУЭ.
19. Сегодняшнее состояние производства и потребления энергоресурсов, а также система регулирования энергетическим естественными монополиями должна способствовать разрешению проблем энергетики, которые обеспечат устойчивое развитие страны и доступ ныне живущим и будущим поколениям к нормированным количествам жизненно важных ресурсов, в том числе и энергетическим, при условии сохранения среды обитания человека.
20. Совокупность полученных автором результатов исследований, используемых а практической работе органов регулирования естественных монополий, являются решением проблемы, имеющей важное значение для развития топливно-энергетического комплекса России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Адамов Е.О., Атомная энергетика вопрос суммарного интереса, Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, №1,2001,М.
2. Арунянц Г.Г., Калинкин А.Д., Хузмиев И.К., Особенности построения программного комплекса расчета и анализа потерь в электрических сетях, Вестник ФЭК РФ, №4,2001, М.
3. Арунянц Г.Г., Калинкин А.Д., Хузмиев И.К., Принципы динамического формирования внутрисистемных и пользовательских интерфейсов при создании сложных программных систем, Вестник ФЭК, №4, 2001, М.
4. Арунянц Г.Г., Хузмиев И.К., Автоматизация и регулирование субъектов естественных монополий в сфере энергетики, Вестник ФЭК РФ, №1, 2001, М., 0.3 п.л.
5. Арунянц Г.Г., Хузмиев И.К., Автоматизация процессов регулирования деятельности естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, №11, 2000, М.
6. Башмаков И.А., Современные схемы финансирования проектов по повышению эффективности использования энергии, Энергоэффективность: бизнес в России, Центр по эффективному использованию энергии, 1995, М.
7. Божич В.И., Скубилин М.Д., Спироидонов О.Б., Пути оптимизации потребления электроэнергии, Строительные материалы, оборудование, технологии 21 века, №10, 2000, М.
8. Бойко Н.Д., Кузовкин А.И., Кутовой Г.П. О тарифах на электрическую энергию для населения, Вестник ФЭК, №7-8, 1998, М.
9. Бойко Н.Д., Петров А.С. Баланс электрической энергии и мощности, как инструмент регулирования естественны монополий, Вестник ФЭК, №5,1998, М.
10. Бойко Н.Д., Петрушин Ю.А., Государственное регулирование и дерегулирование энергетики России, Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, №1,1999,М.
11. Борисов Н.Н., Роль Государственного регулирования в экономике магистрального нефтепроводного транспорта, ОЛМ-Пресс,2000, М.
12. Вайцзеккер Э., Ловинс Э., Ловинс Л., Фактор четыре, АCADEMIA, М., 2000.
13. Варнавский Б.П., Колесников А.И., Федоров М.Н., Энергоаудит промышленных и коммунальных предприятий, Ассоциация энергоменеджеров, М., 1999.
14. Варнавский В.П., Росссийско-Датский семинар по эффективности электропотребления и энергоаудиту (3-5 сентября 1999, Санкт-Петербург), Вестник ФЭК РФ, №4,2000,М.
15. Велихов В.П., Энергетика 21 века и роль России, Вестник ФЭК РФ, №3, 2000,М.
16. Газ и стоимость услуг ЖКХ для населения, Вестник ФЭК,№7-8,1998, М.
17. Газеев М., Орлов Р., Гужнов М.П., Основные положения концепции развития экономики России в 2000-2015г.г. в условиях интенсификации энергосберегающей политики, Вестник ФЭК РФ,№4,2000,.
18. Гальперин Е.В., Кононов Ю.Д., Влияние на экономику регионов изменения тарифов на электроэнергию, Энергетик, №6, 2001, М.
19. Гамм Б.З., Третьякова В.И., Шаталов В.И., Оценка влияния снижения тарифов и цен во взаиморасчетах энергосистемы и энергопотребителей, поставляющих свою продукцию или услуги энергосистеме, Вестник ФЭК РФ,№1,1999,М.
20. Глухова И.К., Кузовкин А.И., Энергетический кризис в Калифорнии, Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, №1,2001, М.
21. Данилин А.В., Захаров В.А., Принципы построения и работы АСКУЭ, Мир измерений, Госстандарт РФ, М., 2001, №1.
22. Дьяков А.Ф., Принципы формирования тарифов при комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, Энергетик, №4, 2001, М.
23. Дьяков А.Ф., Роль тарифной политики в реализации программы энергосбережения России, Энергетик, №2, 2001, М.
24. Дьяков А.Ф., Энергетика России и мира в 21-ом веке, Энергетик, №11, 2000, М.
25. Жилин О.Ф. Вопросы ценовой и тарифной политики на российском рынке природного газа и организация рынка взаимозаменяемых ресурсов, Ценообразование и формирование тарифов на энергетические ресурсы и проблемы топливообеспечения электростанций природным газом, Межрегиональная конференция 6-8 июня 2000 года, Москва.
26. Жилин О.Ф., Никишин В.И., Петров А.А., Концепция повышения эффективности реализации газа потребителями России, Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, №2,2000,М.
27. Жилин О.Ф., Хузмиев И.К., К вопросу о ценообразовании на природный газ на территории России, Вестник ФЭК РФ, №5,2001, М.
28. Жилин О.Ф., Хузмиев И.К., К вопросу о ценообразовании на природный газ на территории России, финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, №6, 2001, М.
29. Задернюк А.Ф., Доклад по итогам работы ФЭК РФ, Вестник ФЭК РФ, №5, 1999, М.
30. Задорожнюк И.Е., Экономическая психология о проблемах энергопотребления, Вестник ФЭК РФ,№9-10,1998,М.
31. Закон “О Государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации” от 14.04.95, №41-ФЗ.
32. Закон “О естественных монополиях” от 17.08.95, №147 ФЗ.
33. Константинов А.Ю. Правовой статус региональных энергетических комиссий, Вестник ФЭК, №4,1998, М.
34. Концепция региональной политики ОАО “Газпром”, М.,1999.
35. Кравцова Л.Ф., Орлов Р.В., Волынская Н.А., Завьялов Л.М., Методические принципы государственного регулирования тарифов на услуги газораспределительных организаций (для переходного периода), Вестник ФЭК РФ,№9,1999,М.
36. Кутовой Г.П. Вопросы ценообразования и топливообеспечения электростанций, Ценообразование и формирование тарифов на энергетические ресурсы и проблемы топливообеспечения электростанций природным газом, Межрегиональная конференция 6-8 июня 2000 года, Москва.
37. Кутовой Г.П. Ценообразование электроэнергетике и энергосбережение, Вестник ФЭК,№9-10,1998, М.
38. Кутовой Г.П., Оптимизация топливообеспечения электростанций и вопросы ценообразования на топливно-энергетических ресурсы, как фактор научно-технического прогресса в электроэнергетике, Вестник ФЭК РФ,№4,2000,М.
39. Кутовой Г.П., Рынок в электроэнергетике: что сделано и что предстоит сделать, Вестник ФЭК РФ,№1,2000,М.
40. Кутовой Г.П.,К итогам деятельности ФЭК России: победит ли Закон?, Вестник ФЭК РФ,№3,1999,М.
41. Майкл Мескон, Майкл Альберт, Франклин Хедоури, Основы менеджмента, Дело, М., 1998
42. Макаров А.А., Второй инвестиционный кризис в ТЭК России, Вестник ФЭК РФ, № 7-12, 2000,М.
43. Макаров А.А., Выступление, Материалы научно-практической конференции ОАО «Межрегионгаз»,24-25 февраля, г.Десна, Моск. обл.
44. Макаров А.А., Материалы совещания с руководителями газораспределительных организаций и руководством ООО “Межрегионгаз” о проблемах развития и повышения эффективности работы региональных систем газораспределения, “Десна”, Московская область, 24-25 февраля 2000г.
45. Мастепанов А.М., Формирование долгосрочной энергетической политики Российской Федерации, Вестник ФЭК, №7-8,1999,М.
46. Материалы Всероссийского отраслевого совещания «Энергосбережение: проблемы, решения» (г.Воронеж,20-22 апреля 1999г.), 1999,М.
47. Материалы научной конференции “Энергетика и общество”, Москва 24-25.06.98г.
48. Михайлов С.А., Вакулко А.Г., Бобряков А.В., Информационно-аналитические системы, как стратегический резерв повышения энергоэффективности России, Энергосбережение, №2, 2001, М.
49. Молодюк В.В., Рынок в электроэнергетике: что сделано и что предстоит сделать, Вестник ФЭК РФ №1,2000,М.
50. Мохов В.Б. Опыт регулирования естественных монополий в США, Вестник ФЭК, №11,1997, М.
51. Мохов В.Б., Пузырева Н.М. Функционирование Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности) в 1998 году, Вестник ФЭК, №3, 1998, М.
52. Мохов В.Б., Пузырева Н.М., О регулировании тарифов на электроэнергию (мощность) в 1999 поставщиков ФОРЭМ, Вестник ФЭК РФ,№7-8,1999,М.
53. Никишин В.И. Об основных проблемах российского рынка газа и путях их решения, Ценообразование и формирование тарифов на энергетические ресурсы и проблемы топливообеспечения электростанций природным газом, Межрегиональная конференция 6-8 июня 2000 года, Москва.
54. Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010г. (утверждены Указом Президента России №472, 07.05.95г.).
55. Основные положения Энергетической стратегии России на период до 2020 года (проект) Приложение к журналу “Энергетическая политика”. ГУ ИЭС,2000, М.
56. Перевозчиков А.О. Некоторые проблемы энергосбережения и позиции регулирующего органа, Вестник ФЭК, №7-8,1998, М.
57. Повышение эффективности использования энергии в промышленности, под редакцией А. М. Мастепанова и Ю. М. Когана, Минтопэнерго, М.,1999.
58. Попель О.С., Эффективность применения солнечных водонагревателей в климатических условиях средней России, Энергосбережение, №1, 2001, М.
59. Сахарнов Ю.В., Роль государственных органов регулирования в тарифной политике, создающей условия стимулирования энергосбережения, Вестник ФЭК РФ, №3, 2000, М.
60. Сейнароев Б.М., Конник Д.Л., Синельникова В.Н., Правовые вопросы регулирования энергетики России, Вестник ФЭК РФ,№4,1999,М.
61. Сериков П.Ю., Особенности государственного регулирования трансформируемой энергетики, Вестник ФЭК РФ, №9,1999,М.
62. Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Цены и ценообразование, Инфра-М, 2001, М.
63. Сорокин В.Я., Хузмиев И.К., Регулирование газоснабжающих организаций в регионе, Вестник ФЭК РФ, №5, 2001, М.
64. Уринсон Я.М., Мы не хотим, чтоб наступил кризис, Вопросы регулирования ТЭК регионы и федерация, №1,2001,М.
65. Уринсон Я.М., Перспективы энергетики в экономике России, Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, №3-4, 2000, М.
66. Хилл П., Наука и искусство проектирования, Мир, М., 1973.
67. Хузмиев и др., Энергетические ресурсы, ред. Хузмиев И.К., Природные ресурсы Республики Северная Осетия-Алания, т.8, Проект-пресс, 2001, Владикавказ.
68. Хузмиев И.К. и др., Подпрограмма «Развитие электроэнергетики Осетии», ред. Хузмиева И.К., Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания», т.2, 1996, М.
69. Хузмиев И.К. и др., Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Северная Осетия-Алания до 2000 года», т.1, 1996, М.
70. Хузмиев И.К., Арунянц Г.Г., Кумаритов А.М., Минимизация платежей за электроэнергию в производственных системах, Вестник ФЭК РФ, №7, 2001, М.
71. Хузмиев И.К., Арунянц Г.Г., Сорокин В.Я. Кучиев К.Э., Повышение эффективности работы региональных газораспределительных сетей, Вестник ФЭК РФ, №6, 2001, М.
72. Хузмиев И.К., Вагин В.С. Математическая модель облучательной установки, Труды ЧИМЭСХ, 1986, Челябинск.
73. Хузмиев И.К., Валь М.В., Планирование развития энергетики, инвестиции и тарифы в регионах, Вестник ФЭК РФ, №7-8, 1998, М.
74. Хузмиев И.К., Водород как энергоноситель для горных территорий, Тезисы докладов участников 4 международной конференции «Устойчивое развитие горных территорий: проблемы регионального сотрудничества и региональной политики горных районов», Арт-Бизнес-Центр, 2001, М.
75. Хузмиев И.К., Выступление, Материалы Всероссийского совещания руководителей министерств и ведомств газовой отрасли, администраций субъектов РФ, 29-30 марта, г.Смоленск.
76. Хузмиев И.К., Бакшеев М.Ю., Концепция реформирования электроэнергетики РСО-А, Вестник ФЭК РФ, №4, 2001, М.
77. Хузмиев И.К., К вопросу о реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года, Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, №2, 2001, М.
78. Хузмиев И.К., К вопросу о регулировании естественных монополий, Вестник ФЭК РФ, №6, 2001, М.
79. Хузмиев И.К., Каргинов К.Г.,О регулировании рынка энергоносителей, Практика, проблемы и переспективы становления реальной экономики в Республике Северная Осетия-Алаения, Сб. статей республиканской научно-практической конференции, 2000, Владикавказ.
80. Хузмиев И.К., К вопросу о реструктуризации РАО «ЕЭС России», Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Вопросы ценовой политики в топливно-энергетическом комплексе», 14-15 марта 2001, г.Суздаль.
81. Хузмиев И.К., К вопросу о реструктуризации РАО «ЕЭС России»; состояние проблемы, Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, №1, 2001, М.
82. Хузмиев И.К., Каргинов К.Г., Сбережение ресурсов-основа развития в 21 веке, Экономика и управление, №2, 2000, Л.
83. Хузмиев И.К., О функционировании субъектов естественных монополий России в энергетическом секторе экономики, Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, №1, 2000, М.
84. Хузмиев И.К., О функционировании субъектов естественных монополий России в энергетическом секторе экономики, Экономики и финансы электроэнергетики, №2, 2000, М.
85. Хузмиев И.К., Об основах ценообразования на электрическую и тепловую энергию, Вестник ФЭК РФ, №10, 1999, М.
86. Хузмиев И.К., Об энергетической стратегии России до 2020г., Вестник ФЭК РФ, №1, 2001, М.
87. Хузмиев И.К., Облучательные установки для токов повышенной частоты, Техника в сельском хозяйстве, №3, 1981, М.
88. Хузмиев И.К., Оптимизация сельскохозяйственных технологических установок, Применение электроэнергии в технологических процессах, ВИЭСХ, т.71, 1986, М.
89. Хузмиев И.К., Основы регулирования естественных монополий в сфере энергетики и энергоменеджмент, т.1, Энергетическая политика, МПА, 2000, М.
90. Хузмиев И.К., Основы регулирования естественных монополий в энергетики и энергоменеджмент, Принципы тарифной политики, Вестник ФЭК РФ, №7-12, 2000, М.
91. Хузмиев И.К., Проблемы реструктуризации энергетических естественных монополий, Вопросы регулирования ТЭК: регионы и федерация, №2, 2000, М.
92. Хузмиев И.К., Регулирование энергетических естественных монополий и энергоменеджмент, том 1, том 2, Ремарка, 2001, Владикавказ.
93. Хузмиев И.К., Резервы замедления роста цен на энергоносители и реструктуризация РАО «ЕЭС России», Экономика и финансы электроэнергетики, №7, 2000, М.
94. Хузмиев И.К., Солнечная энергия для региональных потребителей, Вестник ФЭК РФ, №5, 1998, М.
95. Хузмиев И.К., Унифицированные системы управления к облучательным комплектам повышенной частоты тока для животноводства и растениеводства, Применение токов повышенной частоты в животноводстве и растениеводстве, Кубанский СХИ, выпуск 205(233), 1981, Краснодар.
96. Хузмиев И.К., Энерго- и ресурсосберегающие системы освещения и облучения сельскохозяйственного назначения, Известия СКНЦВШ, техническая серия, №1, 1985, Ростов-Дон.
97. Хузмиев И.К.,Каргинов К.Г., Роль региональных энергетических комиссий в повышении эффективности использования энергетических ресурсов, Финансово-экономический вестник нефтяной и газовой промышленности, №8, 2001, М.
98. Хузмиев И.К., Каргинов К.Г., Основы реформирования электроэнергетики РСО-Алания, Тезисы докладов участников 4 международной конференции «Устойчивое развитие горных территорий: проблемы регионального сотрудничества и региональная политика горных районов», Арт-Бизнес-Центр, 2001, М.
99. Шеннон Р., Имитационное моделирование систем: искусство и наука, Мир, М., 1978.
100. Энергетика за рубежом, приложение к журналу Энергетик, выпуск 1, 2001.
101. Энергетика за рубежом, приложение к журналу Энергетик, выпуск 2,2001.
102. Энергетика за рубежом, приложение к журналу Энергетик, выпуск 3,2001.
103. Энергетическая стратегия России (основные положения), принята Постановлением Правительства РФ №1006,13.03.96г.
104. Энтони Джей, Эффективная презентация, Амалфея, 1997, Минск.
105. Яркин Е.В. Ценовая и тарифная политика в газовой отрасли, Ценообразование и формирование тарифов на энергетические ресурсы и проблемы топливообеспечения электростанций природным газом, Межрегиональная конференция 6-8 июня 2000 года, Москва.
106. Яркин Е.В., Материалы межрегиональной конференции по ценообразованию естественных монополий, 8 июня 2000, Москва.
107. Global Energy Perspectives, Cambridge University Press, 1998
108. Regional energy conservation, International seminar, Plata d`Aro (Catalonia), 2-6 October 1995, Книга докладов.
109. Survey of Energy Resources, World Energy Council, 1998.
110. фон Нейман Дж., Могенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. – М.: Наука, 1970
111. Р.Д. Льюис, Х. Райфа. Игры и решения. – М.: ИЛ, 1961
112. П. Фишберн. Теория полезности для принятия решений. – М.: наука, 1978.
113. Б. Руа. Проблемы и методы принятия решений в задачах с многими целевыми функциями. – В кн.: Вопросы анализа и процедуры принятия решений. – М.: Мир, 1976
114. Р. Кини Функции полезности многомерных альтернатив. – Там же. Дж.Дайер. Многоцелевое программирование с использованием человекр-машинных процедур. – Там же.
115. А Джоффрион, Дж. Дайер, А Файнберг. Регение задачи оптимизации при многих критериях на основе человеко-машинных процедур. – Там же.