Абсолютизация свободы или необходимости
Свобода есть познанная необходимость | Свобода — это возможность поступать так, как хочется |
Если все однозначно необходимо, если практически нет случайностей, новых возможностей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе | Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей |
Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.
Абсолютизация необходимости, трактовка всякого действия человека как предопределенного заранее, исключающего всякую возможность выбора и случайности | фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция, согласно которой, все процессы в мире подчинены господству необходимости | |
Пренебрежение необходимостью, объективными историческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями | волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего | |
Источники абсолютной необходимости – судьба, рок, Божий промысел, объективные закономерности.
4. Абсолютная свобода, как и абсолютная необходимость - это идеальные конструкции, которые в реальной жизнедеятельности невозможны. Человек выдвигает цели с учетом множества внешних и внутренних обстоятельств. Один из ограничителей свободы выбора – права и свободы других людей.
Абсолютной свободы быть не может, так как:
· такая свобода одного человека станет произволом в отношении другого.
· ничем не ограниченный выбор, делает его невозможным, так как нет аргументов для предпочтения чего-то (парадокс «буриданова осла»)
Свобода– специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками и учетом объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира. (см. 3.10)
ЗАДАНИЕ А2
ПОЗНАНИЕ И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
ПОЗНАНИЕ
Виды знаний
1. Что такое знание?Понятие трактуется в трех основных смыслах:
знания | ||||
информация (знаю что) | умения (знаю как) | отношения к миру (знаю как я) |
Знание – это не только то, о чем человек в данный момент думает, но и то, что он в любой момент легко может сделать достоянием своего сознания (таблица умножения). Однако знание может быть явным и неявным. Неявным знанием человек располагает, пользуется, но с большим трудом осознает (например, ориентация в лесу, умение разбираться в людях, экспертная оценка и т.д.)
Мир, как он существует сам по себе, и мир, как мы его знаем (воспринимаем, понимаем), не во всем совпадающие, миры. Поэтому знание, как результат отражения мира может быть истинным (соответствие реальности) или заблуждением (неосознанное искажение действительности).
Знание является результатом познания. Виды знаний зависят от способов познания мира.
2. Познание как источник знаний. Познание – это активное отражение действительности в сознании человека, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
А. Чувственное познание. Познание имеет как бы две стороны (=уровня) – чувственную и рациональную. Первую информацию об объекте мы получаем через органы чувств. Наибольшую информацию о мире дает нам зрение, затем слух, осязание, обоняние и вкус. Через каждый из этих органов в мозг поступают отдельные импульсы, сигналы – это ощущения. Соединение ощущений в мозгу дает целостную картину объекта познания (чувственно-конкретный образ) и называется восприятием.Если убрать познаваемый объект изполя органов чувств, то в памяти остается его образ. Этот образ называется представлением.
Такие непосредственно полученные знания не всегда правильные. Ощущения, восприятия, представления нередко искажают действительность, неточно и однобоко ее воспроизводят. Например, объекты, находящиеся дальше от нас кажутся меньше, ложка в стакане воды кажется искривленной и т.д. Чувственное знание требует рациональной проверки.
Б.Следующий уровень – познание рациональное – различные мыслительные операции, которые осуществляет мозг. Основным материалом для этих мыслительных операций являются представления. На уровне рационального познания тоже существуют три основные формы: понятие, суждение, умозаключение. Мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов действительности называется понятием.Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете или явлении. Мысленная связь двух и более суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. К примеру «все ученики 11 А класса 12 школы углубленно изучает физику», а «Дмитрий Кузин является учеником 11 А класса 12 школы», умозаключение – «Дмитрий Кузин углубленно изучает физику».
В. Роль уровней познания в получении знаний. В теории познания существует несколько позиций по вопросу о принципиальной возможности познания мира. Философы, которые считают, что знания дают нам органы чувств, а их возможности ограничены, поэтому познать мир невозможно называются агностиками (а – не; гнос - познание). Те же, кто соглашается с возможностью познания мира по разному оценивают роль различных способов познания. С точки зрения эмпириков (от лат. опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт, без него не о чем было бы размышлять. С точки зрения рационалистов, способность к мышлению заложена в человеке от рождения, а чувства дают искаженную информацию о мире, которую надо проверять разумом. Иррационалисты считают единственным полноценным источником знаний интуицию.
Таким образом, можно выделить чувственное, рациональное и интуитивное знание.
3. Виды познания и знаний.Вроде бы у всех людей есть сознание, чувства и разум, все живут в одном и том же мире, но из одних и тех же явлений действительности делают разные выводы, обладают разными знаниями? Это зависит от доминирующего механизма познания.
Виды познания и знаний | Признаки | Примеры |
Житейское или обыденное | фиксирует внешние свойства объектов, не проникая в их причины, строение, сущность; в его основе лежит чувственное познание; оно строится на личном жизненном опыте | гроза – это когда темнеет, мелькает молния, гремит гром и идет дождь |
Практи- ческое | продукт многовековой практической деятельности людей, в процессе которой накапливались определенные знания; эти знания – «побочный» продукт деятельности; они накапливаются человечеством и передаются из поколения в поколение; их называют так же народной мудростью, которая сохраняется и существует в форме пословиц, поговорок, примет | приметы: как «глухой гром – к тихому дождю, гром гулкий – к ливню», «гром беспрерывный – будет град», «гром зимой, к сильным ветрам, на Святой гром, к урожаю» и т.д. |
Мифологи ческое | основано на вере человека в сверхъестественное; познающий человек воспринимает всю поступающую информацию сквозь призму этой веры и именно так ее интерпретирует | гроза – это проявление божественного гнева или «звездных войн», это огромная птица, создающая гром хлопаньем крыльев и молнии сверканием глаз |
Религиозное | вид мифологического знания; основано на конкретном вероучении | Боги-громовержцы – Зевс (Гр.), Юпитер (Рим), Лэйгун (Кит.) Райдэн (Яп.) Перун (Слав.) Индра (Инд.) |
Художественное | целостное, образное, эмоциональное, крайне субъективное и оригинальное; познаваемые явления воспринимаются как целостный чувственный образ; обычно обладают творческие люди, которые разными художественными средствами запечатлевают свои образы – так рождаются произведения искусства | для художника кисти, слова или фото, гроза – это прекрасно, это страшно, это впечатляюще, это красиво, это угнетающе и т.д. |
Научное | стремится к объективному отражению реальности, проникнуть в сущность явлений, их структуру, развитие, причинно-следственные связи, используя строгие методы, логику, доказательства, расчеты, оперирует понятиями | с точки зрения науки физики, гроза – это электрическое атмосферное явление, а гром – звуковое явление в атмосфере, вызванное колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на пути молнии |
Б). Формы знанийвыделяют и по отношению к научному знанию:
· Донаучное – прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI века)
· Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание
· Ненаучное – разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами
· Паранаучное – внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием
· Лженаучное – сознательно использующее домыслы и предрассудки
· Антинаучное – утопичное и сознательно искажающее представление о действительности