Реализация национально-территориального принципа государственного устройства
Советская федерация возникла как бы «от противного». Сначала была заявлена форма государственного устройства, а затем началось ее практическое оформление. Провозглашая в свое время «право нации на самоопределение вплоть до отделения», большевики были глубоко уверены в том, что им не смогут воспользоваться20. Такая уверенность объяснялась отсутствием опыта государственного строительства и соответствующей экономической базы у большинства народов. Уже в процессе федеративного строительства большевикам придется столкнуться с тем, что значительная часть народов была, по свидетельству И. В. Сталина, «совершенно индифферентна» и спокойно существовала в рамках прежнего статуса. Так, при создании Марийской автономной области Съезд Советов Косолаповской волости постановил не входить в состав автономии, а остаться в составе России непосредственно, а во время обсуждения вопроса об автономном статусе Дагестана в августе 1920 года местные руководители вообще выступили против такой постановки вопроса, считая ее преступной в силу отсутствия у горских народов развитой промышленности и национальных кадров21.
Большевики же пошли по пути применения выработанного шаблона ко всей территории, по инерции распространяя его на все национальности. Это определило централизованный харак-
тер создания автономных образований и сопровождалось перестройкой старого административно-территориального деления страны таким образом, чтобы выделить территорию, населенную определенной национальностью.
Самая существенная трудность, с которой пришлось столкнуться при реализации провозглашенного принципа, — некомпактность расселения национальностей. Каждый народ помимо исторически сложившегося территориального ядра имел еще и отдельные небольшие районы проживания, находившиеся на более или менее значительном расстоянии от основного полиса.
Подчеркивая преимущества большевистской национальной политики, советское правительство предоставило автономиям право самостоятельно устанавливать границы своих территориальных образований, что вызывало недовольство тех народов и областей, за чей счет это проходило. В марте 1918 года против включения в Татаро-Башкирскую республику земель Южного Урала выступило русское население, а в апреле 1919 года протестовало уже руководство Башкирии. В этой связи стали создаваться специальные комиссии представителей Наркомнаца, НКВД и соответствующей национальности. Одновременно был централизован порядок изменения административных границ. Постановление СНК РСФСР «О порядке разрешения споров об изменении границ губерний, уездов и волостей» от 15 июля 1919 года передавало подобные вопросы из ведения местных Советов в компетенцию НКВД республики, а VII Всероссийский съезд Советов (декабрь 1919 г.) еще более централизовал этот порядок, сосредоточив их в СНК РСФСР22.
С самого начала стала очевидна еще одна проблема: создаваемые национальные образования не были целостны экономически — издавна существовали разветвленные межнациональные хозяйственные связи. Преобладание в первые годы советской власти национального фактора привело к тому, что автономии объединяли районы компактно проживающей национальности, но совершенно не имевшие экономической целостности. Чтобы исправить очевидные ошибки территориального деления, после Гражданской войны было проведено так называемое «округление территории», то есть присоединялись районы с небольшим процентом национального населения, но экономически связанные с автономией.
Осуществление национально-территориального принципа государственного устройства в чистом виде оказалось невозможным не только в силу объективных причин. Руководители советского государства сами не были заинтересованы в безоговорочном ему следовании. Выделение национальной территории изначально
носило условный характер и в какой-то степени продолжало сложившуюся в Российской империи практику дробления национальной территории, чтобы предотвратить сепаратные тенденции. При организации Чувашской трудовой коммуны ЦК РКП(б) включил в ее состав только три уезда Казанской губернии с населением 500 тысяч чувашей, из-за чего «за пределами такой куцей коммуны осталось еще 2/3 всего чувашского населения», которое компактно заселяло 95 процентов прилегающей территории.
Большинство национального населения России было крестьянским, без или почти без своего пролетариата, а города в национальных районах были населены по преимуществу русскими. Отделение русского населения привело бы к тому, что национальные районы остались бы без крупных городов, а сами большевики потеряли влияние над национальными регионами. Не случайно уже в первые месяцы революции административные центры перенесены в города: центром Удмуртии стал Глазов, Башкирии — Стерлитамак, Казахстана — Оренбург. «Отрывать города от... сел и округов из-за национального момента нелепо и невозможно», — писал В. И. Ленин23.
При определении внешних границ автономии возник вопрос нерусских «островков» в соседних русских губерниях. Первоначальные варианты Башкирской республики и Чувашской области, разработанные представителями этих образований, как раз предполагали осуществление национально-территориального принципа в чистом виде. Основной башкирский и чувашский «материк» окружался архипелагом «островков» этой же национальности, и создавалась весьма причудливая форма территориального объединения, полностью исключающая наличие городов, со столицей в селе Темисово24.
В результате национально-территориального размежевания процент коренного населения в автономиях был различным, но в большинстве случаев он не только не превышал 50 процентов, но даже был меньше этого показателя25. Другим итогом стало появление проблемы ненациональных территорий в составе государства, поскольку национальные образования на протяжении всей советской истории так и остались своеобразными анклавами и не покрыли всю территорию страны.
Стремление предоставить каждой нации «право на самоопределение» привело к появлению различных форм национальных образований: республик, автономий, коммун — и сделало процесс выделения национальных территорий необратимым, распространившимся далее в форме национально-культурной автономии на сельские советы и районы26.
Национальный принцип территориального устройства, особенно интенсивно проявившийся в преддверии создания СССР, использовался не только в РСФСР, но и в других советских республиках.
Национальное строительство осуществлялось через партийные органы. ЦК РКП(б) создал для проведения работы среди национальностей: Центральное бюро мусульманских организаций РКП(б) (ноябрь 1918 г.), Марийское бюро при ЦК (конец 1920 г.), Туркестанское бюро ЦК (апрель 1920 г.), Закавказское бюро ЦК. С апреля 1919 года по февраль 1920 года на постоянную работу в различные районы страны было направлено значительное количество партийных работников, обращавшихся к самосознанию народов и искавших в нем идею, способную послужить платформой для дальнейшего объединения27. ЦК РКП(б) придавал огромное значение идеологической работе в национальных регионах, созданию партийных и советских кадров из представителей автономии, подготовкой которых занимались Коммунистические университеты трудящихся Востока, национальных меньшинств Запада, Ташкента, Тифлиса, Северного Кавказа. На местах к марту 1921 года были созданы 45 губернских и 29 уездных совпартшкол28. Такая политика правительства, позволившая уже в первые годы значительно увеличить процент коммунистов из представителей той или иной национальности, способствовала формированию собственной национальной элиты. В 1922 году при создании СССР И. В. Сталин сетовал, что успели воспитать среди коммунистов «социал-не-зависимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах». «Молодое поколение коммунистов на окраинах, — продолжал он, — игру в независимость отказывается понимать как игру, упорно признавая слова о независимости за чистую монету»29.
Национально-территориальное устройство России в основных его чертах сформировалось в 1920—1922 годах. Вместе с тем национальные образования так и не покрыли всю территорию РСФСР, оставшись своеобразными анклавами, наравне с которыми продолжали существовать и административно-территориальные единицы.