Характеристика выездной таможенной проверки
Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности (ст.132 ТК ТС).
Выделяют следующие виды выездной таможенной проверки:
- плановая;
- внеплановая.
Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами. В свою очередь основаниями внеплановой таможенной проверки служат события, исчерпывающий перечень которых приведен в п.7 ст.132 ТК ТС.
Выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Если внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения, то для плановой таможенной проверки законодатель устанавливает следующую периодичность: не чаще 1 раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица, а в отношении уполномоченных экономических операторов - 1 раз в 3 года.
Законодатель устанавливает правила отбора проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки, определяет процедуру проведения выездной таможенной проверки, устанавливает права и обязанности как должностных лиц таможенных органов, так и проверяемого лица при проведении таможенной проверки, определяется порядок доступа должностных лиц таможенного органа на объект проверяемого лица для проведения выездной таможенной проверки.
ТК ТС устанавливает, что срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 месяца. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.
Предусмотрено продление указанного срока на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.
Датой завершения выездной таможенной проверки считается дата составления документа, оформленного по результатам таможенной проверки.
Права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки[24]
Права должностных лиц:
- входить в помещения и на территории проведения таможенного осмотра, в том числе с пресечением сопротивления и вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых;
- требовать от лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей предъявления товаров для проведения осмотра;
- привлекать специалистов, экспертов для оказания содействия в проведении осмотра помещений и территорий.
Обязанности должностных лиц:
- проводить таможенный осмотр помещений и территорий в установленные сроки (1день, в исключительных случаях не более 3-х дней);
- вносить в акт таможенного осмотра помещений и территорий сведения, выявленные в результате таможенного осмотра помещений и территорий, а также пояснения лиц, присутствующих при таможенном осмотре помещений и территорий;
- не причинять неправомерный вред товарам и помещениям;
- обеспечивать соблюдение прав и законных интересов лиц, обладающих полномочиями в отношении товара, их представителей, а также владельца или пользователя помещения и других лиц, присутствующих при осмотре;
- хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать сведения, ставшие им известными в связи с проведением осмотра;
Учет товаров, находящихся под таможенным контролем -форма таможенного контроля, позволяющая таможенным органам накапливать информацию о товарах, перемещаемых через таможенную границу, в том числе с использованием информационных систем и технологий.
Введение данной формы таможенного контроля – новация ТК ТС. Все полномочия, по определению порядка применения указанной формы таможенного контроля переданы, государствам-членам таможенного союза. Примером акта, регламентирующего учет товаров в России, может служить Приказ ФТС РФ от 13.01.2011 № 74 »Об утверждении Порядка учета таможенными органами условно выпущенных товаров, находящихся под таможенным контролем».
Проверка системы учета товаров и отчетности -форма таможенного контроля, предоставляющая право таможенным органам контролировать систему учета и отчетности по перемещаемым через таможенную границу товарам лиц, для которых ведение такого учета является обязательным.
Таможенные органы контролируют систему учета и отчетности:
- у уполномоченных экономических операторов;
- улиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
- у лиц, пользующихся и владеющих иностранными товарами.
Форма и порядок представления отчетности определяются законодательством государств - членов таможенного союза, в России – актами Федеральной таможенной службы[25].