Реформы 70-80 годов 19 века
Среди реформ Мейдзи особое место занимает аграрная реформа 1872-1873 гг., которая имела важные последствия. Реформа привела к ликвидации всех феодальных прав на землю. Была установлена частная собственность на землю, облагаемую единым поземельным налогом в пользу государственной казны. Крестьяне, наследственные держатели земельных участков , получили их в собственность. Фактически это были зажиточные крестьяне. Однако, крестьяне-арендаторы прав на землю не приобрели. Право собственности на заложенную землю получили владельцы заложенных земель. У крестьян была изъята и общинная земля- луга, леса, пустоши.
Аграрная реформа способствовала укреплению позиций « новых помещиков», новой денежной знати, состоявшей из ростовщиков, рисоторговцев , сельских предпринимателей ,зажиточной сельской верхушки (госи). В то же время она больно ударила по интересам мелких землевладельцев-крестьян.
В 1873 г. был принят закон об отмене всех феодальных повинностей. Вместо него был введён ежегодный денежный налог в размере 3% от стоимости земли, взимаемый центральным правительством. Он давал 80% всех государственных поступлений. Поземельный налог достигал часто половины стоимости урожая, приводил к массовому разорению крестьян-арендаторов.
Князья получили денежную компенсацию за землю в виде правительственных процентных облигаций , превратив их в обладателей значительной доли банковского капитала страны.
Помещикам в виде компенсации назначены государственные пенсии, доходившие до трети их годовых доходов. Кроме того, феодалы были оставлены управителями в своих прежних наделах.
Вместе с феодальными правами на землю князья были лишены на местах политической власти.
В 1871 г. была проведена административная реформа, на основе которой в Японии было создано 50 крупных префектур с назначаемыми из центра префектами, подотчётными правительству, княжества были ликвидированы. В 1878 г. было унифицировано местное управление. Префектуры разделились на гуны (уезды), города, городские кварталы и деревни.
В 1871 г. было провозглашено «равенство всех сословий». Вместо прежних четырёх выделялись три сословия, в состав первого вошли бывшие князья и придворная аристократия «кидзоку»; в состав второго-дворянство«сидзоку» и третье сословие –самое многочисленное- сословие простого народа,к которому относилась и торгово-промышленная буржуазия.
Также были учреждены министерствапо отдельным отраслям управления, а в 1885 г. в качестве высшего органа исполнительно- распорядительной власти создан кабинет министров при императоре - по английскому образцу. При этом назначения на должность проводились по конкурсной системе.
В экономическойсфере были проведены следующие реформы:
-упразднены цеха и гильдии, а так же отменена связанная с ними регламентация ремесла и торговли, ликвидированы тарифные барьеры между провинциями, упорядочена денежная система;
- введено формальное равенство всех сословий перед законом;
- провозглашены буржуазные свободы: свобода купли- продажи земли, выбора профессии и места жительства. В 1871 г. были введены свободное передвижение по стране, а так же свобода выбора профессиональной деятельности. Самураям было разрешено заниматься ремеслом и торговлей. Кроме того, государство стимулировала развитие капиталистической промышленности, железных дорог, телеграфных линий, предприятий военной промышленности.
- закрылись все внутренние таможни;
- введены общие для всей страны единицы мер и весов;
В политической сфере были проведены следующие реформы:
-аннулированы неравномерные между народные договоры ;
- В 1878г. была введена всеобщая воинская повинность. Воинская повинность, однако, не стала всеобщей, от неё можно было откупиться. Освобождались так же от воинской повинности чиновники, студенты, крупные налогоплательщики.
-сохранено привилегированное право самураев на занятие офицерских должностей.
- армия реорганизована по германскому образцу, а флот по английскому;
В 1872 г. был принят закон о всеобщем образовании, стимулировавший распространение европейских знаний в стране.
Последующие десятилетия были отмечены дальнейшим ростом политической активности различных социальных слоев.
В 1881 г. под давлением буржуазных кругов император издаёт указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В преддверии конституционных реформ происходит перестройка всей политической партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия, которая представляла интересы помещиков, средних городских слоёв и сельской буржуазии, к ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники, арендаторы.
В 1882 г. была создана партия конституционных реформ. В которую, вошли представители средних слоёв, буржуазии, интеллигенции, стала другой умеренной партией оппозиции. Программы этих партий были близки по содержанию: введение парламентских форм правления, политических свобод местного самоуправления, снижения налогов, пересмотр неравноправных договоров и др. В рамках либеральной партии формулируется левое крыло. Оно ставило своей задачей установление республики. В 80-х годах создаются первые рабочие организации, и в рабочее движение проникают социалистические идеи.
В противовес с оппозиции создаётся правительственная Конституционно-императорская партия, главной целью которой было сохранение существующего политического режима. Охранительным антидемократическим целям служило и пред конституционное законодательство. Так , законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, из которых в последствии формировалась верхняя палата японского парламента. Их получили около 500 человек. Титулы были наследственными. Важной пред конституционной реформой государственного аппарата явилось введение в 1885 г. системы государственной службы, основанной на выслуге с применением экзаменов для определения годности к государственной службе( для чиновников высших классов не предусматривалось).В 1886 г. был восстановлен Тайный совет в качестве совещательного органа. В 1887 г. издан закон « Об охране порядка», которой запретил под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы.
Конституция 1889г.
11 февраля 1889 г. была опубликована от имени императора Конституция Японии, составленная по образцу прусской Конституции 1850г. (одной из самых реакционных в Европе). Она состояла из 70 статей, 46 из которых были напрямую заимствованы из Конституции Пруссии. Конституция содержала всего 7 глав, отменить или изменить которую мог только сам император. Она юридически закрепила союз монархии, высшей бюрократии, помещиков и крупной буржуазии. Конституция вошла в силу с ноября 1890 г.
Император как глава государства наделялся широкими правами и полномочиями :
- объявлять войну и мир;
- вводить осадное положение;
-заключать международные договоры;
- в качестве главнокомандующего устанавливать структуру и численный состав вооружённых сил.
- в сфере государственного гражданского управления- определять структуру министров. Назначать и увольнять всех должностных лиц;
- назначать главу исполнительной власти – министра- президента, а по его представлению.- остальных министров.
В ст.1 Конституции закреплялась власть японского императора, который « занимал престол на вечные времена» и правил « в силу своего происхождения» ( ст. 4)
Законодательную власть император осуществлял совместно с парламентом. Император созывал парламент, открывал и закрывал его заседания, распускал нижнюю палату- палату депутатов. Законы, принятые парламентом, не могли быть обнародованы и приняты к исполнению без его утверждения и подписи. Кроме того, на основании статьи 8 Конституции он мог издавать императорские указы, которые имели силу закона. Эти указы обычно появлялись во время парламентских каникул, которые длились 9 месяцев в году. Ст 71 конституции запрещала парламенту вносить изменения, касающиеся статуса императорского дома.
Японский парламент состоял из двух палат:
- палаты пэров, в которую входили члены императорской фамилии, титулованная знать, а также лица, назначенные императором;
-палаты депутатов, избранных населением. Избирательным правом наделялись только мужчины, достигшие возраста 25 лет, платившие подоходный налог в 15 лен и имевшие полуторагодичный ценз оседлости (на момент принятия Конституции избиратели составляли 1% населения ; к середине 20-х гг. 20 века- только 6%). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхний- в 7 лет.
Обе палаты и правительство наделялись правом законодательнойинициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством голосов обеих палат.
Парламентский контроль выражался только в праве запроса, подписанном не менее 30-ю депутатами. При этом министры могли уклониться от ответа на запрос под видом секретности . У японского парламента отсутствовал рычаг давления на правительство , как контроль над финансами. Конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования (утверждения) бюджета.
Правительство, ответственное по Конституции перед императором , было совершенно независимо от парламента , что значительно снижало его роль как законодательной ветви власти. Кроме того, парламент работал в период сессий, собиравшихся раз в год. А в межсессионный период законодательный процесс осуществлял император .
Император был поставлен во главе всей администрации, а также армии и флота.
В Конституции нашли отражение роль военщины и проявляющей монархической бюрократии (создание Тайного совета , Генро (совет старейшин), министров двора.) Тайный совет, состоявший из высших военно – бюрократических кругов, был независим как от парламента , так и от кабинета министров. Ему предписывалось по ст.56 Конституции обсуждать государственные дела по запросу императора . Фактически наиболее важные решения в государстве должно быть согласованно с членами Тайного совета, в том числе назначения.
В октябре 1890 г. были изданы правила о Тайном совете, по которому он занял более высокое положение по сравнению с парламентом. На Тайный совет была возложена и судебная функция.
В неконституционный Генро состоял из пожизненно занимавших свои места представителей знати бывших Юго - западных княжеств и длительное время оказывал решающее влияние на политику страны.
Без совета генро император и кабинет не принимали ни одного значительного решения. Особенно большой вес имело мнение генро при назначении премьер-министра.
Бюрократизация государства сопровождались милитаризацией. Государственный бюджет формировался в интересах военных министерств . Генералы фактически получили право бесконтрольно тратить государственные средства, а парламент и главы правительства потерял контроль над деятельностью военных . Таким образом, в конце 19 века в Японии были заложены основы для превращения её в дальнейшим в агрессивное милитаристское государство.
В 1889 г. Император установил, что наиболее вопросы, относящиеся к армии и флоту начальники докладывают ему, минуя правительство , даже военного и морского министров. Военщина могла тем самым влиять на решения императора и его политику . Однако все попытки военщины возврата к старым порядкам потерпели неудачу. Милитаризм стал идеологией господствующих классов страны.
Отдельная глава Конституции была посвящена нравам и обязанностям подданных. Объявлялись неприкосновенность собственности, свобода слова, печати, собраний и союзов, равный доступ к гражданским и военным должностям . Однако ни одно из этих прав не было гарантировано. Они допускались только « в установленных законом пределах».
В последней главе японской конституции предусматривалась возможность её изменения императором, причём только по его инициативе. Однако японская конституция не изменилась вплоть до принятия новой Конституции 1947г.
Конституция Японии имела большое значение. Она юридически закрепила результаты революции Мэйдзи, провозгласила ряд буржуазно- демократических свобод граждан, учредила парламент.