Внутренние и внешние признаки местного самоуправления
Понятие и сущность местного самоуправления как формы народовластия
Народ, согласно Конституции ПМР, является единственным источником власти, который реализуется в нескольких формах:
· непосредственной демократии;
· посредством государственных органов;
· через органы местного самоуправления.
Через органы местного самоуправления народная власть осуществляется или реализуется в виде особого субъекта – населения муниципального образования.
Население муниципального образования – люди, проживающие на территории муниципального образования.
Объектом муниципальных отношений и народовластия на местном уровне являются вопросы местного значения.
Таким образом, местное самоуправление – одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.
Местное самоуправление представляет собой достаточно сложный институт, позволяющий рассматривать данное явление с различных точек зрения.
Местное самоуправление как основа конституционного строя.
Конституционный строй – сложившаяся на определённом историческом этапе традиционная система государственного устройства.
Основами конституционного строя признаются базовые принципы взаимоотношений человека, общества и государства, сложившиеся в конкретных исторических условиях, в конкретном государстве. Основы конституционного строя определяют конкретную форму государства, закрепляют принципиальные характеристики государства, устанавливают основы экономических и социально-духовных отношений.
Среди основ конституционного строя, которыми открывается конституция ПМР (РФ), закрепляется местное самоуправление, которое представляет собой: один из уровней власти, является элементом демократии (формой народовластия) и элементом права граждан на участие в управлении государственными и общественными (публичными) делами.
В конституции ПМР в статье 7 провозглашает и гарантирует местное самоуправление, что впоследствии должно повлечь за собой дальнейшее закрепление признаков, присущих данному институту.
· Система местного самоуправления должна быть децентрализованной;
· Органы местного самоуправления не должны входить в систему органов государственной власти;
· Должно соблюдаться юридическое равенствоместного самоуправления и государственной власти;
· Законодательно должна быть определена группа вопросов, входящих в понятие «вопросов местного значения».
Требование о конституционном закреплении местного самоуправления вытекает из положений Европейской Хартии местного самоуправления 1985 года. РФ присоединилась в 1996 году.
Хартия обязывает каждое демократическое государство закрепить местное самоуправление и его принципы в Конституции и иных законах, признавая таким образом, что местное самоуправление – основа демократического строя.
Местное самоуправления как право население участвовать в управлении гос-вом.
Местное самоуправление занимает особое место в демократическом механизме управления обществом и государством. С одной стороны, местное самоуправление обладает определенной самостоятельностью. С другой стороны, муниципальные образования, органы местного самоуправления, население муниципального образования несут ответственность за свою деятельность на местном уровне (перед населением).
В ПМР местное самоуправление как форма народовластия:
Во-первых, означает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, которые в свою очередь, являются частью кругов публичных вопросов.
Во-вторых, означает право органов местного самоуправления принимать общеобязательные решения для всех субъектов, находящихся на подконтрольной территории (территория муниципального образования).
В-третьих, означает возможность применения принуждения в формах требования обязательного исполнения их решений, в форме обращения за судебной защитой своих прав и интересов, в форме реализации решений референдумов, выборов и т.д.
С точки зрения демократического устройства, местное самоуправление рассматривается как часть системы сдержек и противовесов и означает разделение государственной власти по вертикали, где местное самоуправление – самый приближенный к народу элемент, первая ступень демократии.
Внутренние и внешние признаки местного самоуправления.
Местное (территориальное) самоуправление – форма организации граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые органы и общественные организации всех социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц, на основе материальной и финансовой базы и в пределах своих полномочий.
1. Внутренние:
· Самостоятельность местного самоуправления,т.е. его относительная независимость от органов государственной власти.
· Особым объектом муниципальных отношений являются вопросы местного значения.
· Собственная ответственностьместного самоуправления за свою деятельность.
· Местное самоуправление является формой публичной власти и элементом гражданского общества.
· Широкое использованиеформ непосредственной демократии.
Отличается от государства следующими признаками:
1. Территориальная ограниченность.
2. В МСУ используются формы непосредственной демократии
3. Подзаконный характер муниципальной власти
4. Преобладание среди хозяйственных полномочий, а не властных.
Общие признаки с государственной властью:
1. Свои полномочия они получают от народа (хоть и разные, но формы народовластия).
2. Компетенция определяется государством на законодательном уровне.
3. создают (принимают) правовые акты
4. Содержание деятельности определяется обеспечением прав и свобод человека и гражданина.
2. Внешние:
· Территория – местное самоуправление осуществляется только на территории мун. образования.
· Население выступает специфическим субъектом муниципальных отношений.
· Наличие органов местного самоуправления.деятельность МСУ невозможна без органов МСУ
· Наличие материально-финансовой базы.Муниципальная собственность
· Местный бюджетявляется главным элементом финансово-материальной основы.
· Местная символика