Римское государство в период империи
Принципат. Доминат. Падение Западной Римской империи
Римское государство послереспубликанского периода называют Римской империей, правители Рима носили титул императоров. Период империи в Риме принято подразделять на период принципата (I-III в. н. э.) и период домината (III-V вв.).
Принципат
Первый период в истории Римской империи получил свое название благодаря утвердившемуся у власти после гражданских войн Октавиану (27 г. до н. э.), который стал именовать себя принцепсом (первым сенатором, первым гражданином). Формально власть его основывалась на сосредоточении в одних руках несовместимых ранее магистратур: должностей консула, цензора, плебейского трибуна, что давало ему очень большую власть и право пожизненно управлять Римом и провинциями, руководить внешней и внутренней политикой, созывать сенат и комиции, председательствовать в них, предлагать законы и пересматривать списки сенаторов. Но главное - он занимал должнос-ти, дававшие ему высшую военную власть - империум, т. е. право высшего распоряжения и верховного командования войском. Постоянный носитель империума, он ввел в политическую жизнь титул императора как составную часть имени правителя в качестве символа постоянной связи с войском. Октавиан был избран также верховным жрецом - понтификом и, следовательно, являлся главой всего римского культа. Ему, наконец, было присвоено почетное звание «Август» - «священный».
Реальной опорой Октавиана Августа была армия, которую принцепс всецело подчинил своей власти. Все легионеры ежегодно приносили ему присягу на верность. Вместе с тем он сократил вдвое количество легионов и удалил их из центра, разместив в пограничных императорских провинциях. Вблизи Рима была оставлена лишь особая императорская гвардия - преторианские когорты - преданный принцепсу привилегированный корпус.
Другая особенность режима - проводимая Октавианом политика лавирования между различными сословиями класса рабовладельцев Рима и Италии, опора на самые разные слои общества, в том числе на старую римскую сенаторскую власть, и стремление скрыть, замаскировать монархическую, самодержавную суть своей власти.
Подобной политики придерживались и большинство поел едующих римских императоров I-II вв. н. э. Опираясь на преторианскую гвардию либо на провинциальные легионы, они в то же время в большей или меньшей степени ладили с римской знатью, сенаторами, одновременно старались расширить свою социальную базу за счет рабовладельческой знати провинций, тем более, что многие из императоров сами происходили из провинциальной знати. Политика лавирования, в разной степени выраженная в годы правления большинства принцепсов I-II вв., маскировка единоличного характера власти, а также опора на войско были специфическими особенностями принципата. Случавшиеся отступления от нее, откровенно автократическая политика при Калигуле, Домициане, Коммоде и др., как правило, приводили к быстрому свержению императоров. Но в условиях принципата республиканские органы постепенно утрачивали свои функции, устранялись из политической жизни.
Прежде всего, лишились своих прерогатив комиции. Законодательная власть от них перешла к сенату, постановления которого приобрели значение законов. В простую формальность уже при Октавиане превратились выборы магистратов в комициях, поскольку кандидатуры выдвигались только самим императором. После смерти Октавиана избирательные комиции вообще перестали собираться. Власть сената внешне была увеличена: он издавал законы, с 14 г. н. э. назначал и смещал магистратов, исполнял роль высшей судебной инстанции, формально назначал самого принцепса. Однако сенат, состоящий исключительно из сторонников принцепса из среды не только римской, но и провинциальной знати, в своих постановлениях послушно выражал волю императора. Прежняя магистратура также перестала играть сколько-нибудь значительную роль в политической жизни.
Параллельно с падением значения выборных республиканских должностей складывался новый государственный аппарат, состоявший из должностных лиц, назначавшихся императором. При Октавиане это были префект города Рима, ведавший городской полицией, префект преторианской гвардии, префект Египта, превращенного в вотчину императора, прокураторы - управляющие провинциями и т. д. Появилась обширная императорская канцелярия, развитой налоговый аппарат из чиновников -сборщиков податей. Большую роль стал играть совет при императоре, состоявший из знатнейших сенаторов.
В конце II - начале III в. совет императора, включавший в себя виднейших юристов и ставший официальным учреждением, играл особую роль в государстве. Еще большее развитие получила императорская бюрократия. Первое место среди чиновников занимал префект претория: он командовал войском, возглавлял чиновничий аппарат, суд. Со временем появился второй префект претория. Огромное значение приобрела императорская канцелярия с юридическим, финансовым и другими отделами, с многочисленным штатом чиновников. Средоточием всех высших учреждений империи стал императорский двор. В конце периода принципата опора принцепсов на армию и военные круги принимала все более откровенный характер. Последних принцепсов династии Северов нередко называют «солдатскими императорами». Усилению единоличной власти принцепсов немало способствовали обожествление императора и официальный государственный императорский культ. Власть императоров настолько усилилась, что установилось правило: «что Угодно принцепсу - имеет силу закона».
Со временем сложился и был закреплен политической традицией еще один принцип, характерный для монархической формы правления, - передача императорской власти по наследству. Правда, в Риме он получил своеобразную форму: власть переходила чаще не к сыновьям императоров, а к лицам, усыновленным ими. Непременным условием прихода каждого нового принцепса к власти продолжала оставаться поддержка легионов либо преторианской гвардии, что нередко приводило к узурпации власти ставленниками военщины. Так постепенно Римское государство, еще в конце I в. н. э. ставшее диктатурой рабовладельцев не только Рима и Италии, но и всего Средиземноморья, приобрело форму монархии.
С конца II в. н. э. экономика Римской империи была охвачена жестоким кризисом. Недостаточный приток рабов и непроизводительность их труда побуждали землевладельцев сдавать земли колонам - крестьянам-арендаторам. На положение арендаторов постепенно переводились и рабы. Мелкий свободный производитель снова становится главным работником в хозяйстве. Но переход к колонату отнюдь не означал улучшения положения народных масс. Высокая арендная плата, задолженность и фактическое прикрепление к земле, а также все возраставшие налоги в государственную казну, которые платил колон как римский гражданин (ради увеличения количества налогоплательщиков император Каракалла в 212 г. особым эдиктом объявил римскими гражданами всех свободных жителей империи), делали положение колонов крайне тяжелым. Ухудшались условия жизни простых ремесленников, городских низов, рабочих рудников, рабов. Все это вело к усилению народных волнений, росту сепаратистского движения в провинциях. В первой половине III в. усилился натиск варварских племен на римские границы; вдобавок постоянно велись войны между многочисленными претендентами на императорскую власть. Знамением времени стали солдатские мятежи и участие солдат в социальных и сепаратистских движениях. Войска, состоявшие теперь из провинциалов, посаженных на землю и не получавших жалованья от государства, все больше выходили из подчинения центру.
Пришедший к власти в 284 г. император Диоклетиан провел военную реформу. Увеличив на целую треть численность армии, он разделил все войска на пограничные, солдаты которых по-прежнему были прикреплены к своим округам и несли службу по охране границ, и мобильные, подвижные, предназначенные для карательных операций внутри страны. Мобильные части сопровождали императора в его поездках, находились на содержании императорской казны и, в отличие от пограничных, были надежной опорой власти императора.
Значительному усовершенствованию подвергся полицейский аппарат. Управление всеми полицейскими силами было централизовано: оно перешло в ведение начальника императорской канцелярии, ставшего самым приближенным к императору лицом. Появились органы тайной полиции со специальными агентами для выполнения особых поручений. Карательные функции возложены были и на преторианскую гвардию. Вся общественная и политическая жизнь в стране протекала теперь под контролем военщины и полиции.
Усовершенствовал Диоклетиан и налоговую систему. Был введен единый для всей империи натуральный поземельный налог. Сбор налогов осуществлялся с помощью органов полиции.
Несколько позднее, в IV в. н. э., опорой власти императоров стала также могущественная христианская церковь, поскольку при Константине христианство было уравнено в правах с государственным языческим культом, а затем объявлено государственной религией.
Доминат
Указанные выше меры позволили Диоклетиану настолько укрепить власть, что он перестал маскировать ее монархический характер, отказался от политики лавирования. Политический режим, сложившийся в годы правления Диоклетиана и его преемников, получил название домината (от лат. dominus - «господин», как стали называть императора). Он может быть охарактеризован как неприкрыто авторитарный, военно-бюрократический, поскольку императоры опирались не только на хорошо организованное войско, но и на разветвленный полицейско-чиновничий аппарат и христианскую церковь.
В условиях такого режима совершенно исчезли старые республиканские учреждения. Власть императора-доминуса, воля которого ставилась выше законов, приобрела неограниченный характер. Римские граждане превращались в его подданных; особа доминуса обожествлялась. Это нашло отражение в пышном придворном церемониале, организованном по восточным образцам. Огромную роль играл государственный совет при императоре - консисториум, обсуждавший все вопросы законодательства и управления, внешней и внутренней политики, являвшийся высшей судебной инстанцией. Управление империей было строго централизованным и сосредоточивалось в нескольких ведомствах, важнейшими из которых являлись военное и финансовое. Во главе каждого ведомства стояли особые сановники, именуемые комитами (спутниками императора). Высшее положение среди них занимали главный секретарь, управляющий двором, начальник императорских служб; каждый имел свою канцелярию. Необычайно разросшийся штат чиновников получил свою организацию, были введены различные ранги.
Для улучшения управления огромная держава была окончательно разделена на две половины - Западную и Восточную империи; со временем они превратились в отдельные государства со своими столицами. Во главе каждой стоял правитель с титулом августа; его помощником и соправителем был усыновленный им цезарь. Августы, именуемые братьями, и их сыновья-цезари составляли подобие единой императорской семьи. Каждая половина Римской империи делилась, в свою очередь, на две префектуры, а префектуры - на более мелкие административные единицы - диоцезы, провинции, округа. Во главе административных единиц были поставлены императорские чиновники. Основные принципы организации местного управления -строгая централизация и отделение военной власти от гражданской. В округах существовали и органы местного управления, сформированные из представителей местной знати (курии), но они были подчинены императорским чиновникам. Основные задачи всей этой разветвленной военно-полицейской и бюрократической системы заключались в сборе налогов, подавлении недовольства, борьбе с народными волнениями. В эпоху домината господствующая верхушка рабовладельцев Средиземноморья предприняла таким образом, еще одну попытку укрепления рабовладельческого строя и Римского рабовладельческого государства путем крайнего усиления власти императоров, опирающихся на армию, полицию, аппарат чиновничества и христианскую церковь.
Принципат и доминат не являлись принципиально различными политическими режимами. Политический режим домината отличался от режима принципата лишь откровенной авторитарностью, отказом от политики лавирования, зато при нем была расширена социальная база власти и усилена идеологическая опора.
Различия в форме правления при принципате и доминате сводились главным образом к тому, что, если в период принципата неограниченная власть императора маскировалась существованием республиканских учреждений, во времена домината эта маскировка была отброшена: все республиканские органы прекратили свое существование, даже сенат был лишен каких бы то ни было властных полномочий.
Формой государственного устройства Рима после утраты им характера полиса продолжала оставаться держава (империя). Но в период принципата среди провинций, на которые подразделялась территория империи, различали сенатские провинции, правители которых формально назначались сенатом, и императорские провинции (пограничные), ими управляли непосредственные наместники императора. При доминате же все провинции стали императорскими.
Однако, несмотря на все попытки усовершенствовать государство, внутри Римской рабовладельческой империи уже происходили процессы, которые неминуемо вели ее к гибели.