Должностной регламент государственного гражданского служащего
общие положения;2) квалификационные требования к образованию, стажу работы, уровню и характеру знаний и навыков;
3) должностные обязанности;
4) права;
5) ответственность;
6) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать определенные решения;
7) перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений;
8) сроки и процедуры подготовки, рассмотрения, порядок согласования и принятия проектов решений по замещаемой должности государственной гражданской службы;
9) порядок служебного взаимодействия гражданского служащего в связи с исполнением должностных обязанностей с гражданскими служащими в том же государственном органе, гражданскими служащими других государственных органов, гражданами и организациями;
10) перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа;
11) показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.
В должностном регламенте указываются конкретные квалификационные требования, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы:
к уровню профессионального образования в соответствии со статьей 12 комментируемого закона;
к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности в соответствии с Указом Президента РФ от 27 сентября 2005 г. N 113.
26. Как показывает анализ реальной кадровой политики, основными принципами подбора государственных служащих являются:
- принцип родства и свойства;
- принцип знакомства;
- принцип личной преданности.
Использование вышеизложенных принципов кадровой политики ведет к тому, что современное российское чиновничество преимущественно служит конкретным начальникам, а не обществу и государству. Открытые и справделивые конкурсы для российской государственной службы - это пока исключение из правил.
Обострение дефицита компетентности, низкий профессионализм государственных служащих. Как отметил В. В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации, "знание чиновниками современной науки управления - это все еще болыдая редкость"74. Это связано с оттоком значительной части квалифицированных кадров в другие сферы общественной жизни
и в первую очередь в коммерческие структуры. Отсутствие компетентности у многих служащих является одной из главных причин системного кризиса российского государства. Из-за некомпетентности ответственных лиц часто принимаются необоснованные решения, за результаты и последствия которых никто не несет ответственности.
Старение и "феминизация" кадров государственных служащих. Если для начала 90-х гг. XX в. было характерно снижение возрастных показателей, то за последние годы на государственной службе, и прежде всего в центральном аппарате федеральных министерств и ведомств, на руководящих должностях увеличилась доля работников старших возрастов. В ряде министерств и ведомств доля работников пред пенсионного и пенсионного возраста составляет около половины персонала75. Поэтому государственная служба нуждается в притоке новых людей, способных управлять по-новому в соответствии с ситуацией, сложившейся в стране и национальными интересами.
Наблюдается и определенная "феминизация" государственного аппарата. В общей численности работников, замещающих государственные должности на 1 января 2001 г., женщины составляли 70,7%, мужчины 29,3%76. При этом удельный вес женщин заметно снижается на руководящих должностях.
27. Кадровый резерв на государственной гражданской и муниципальной службе.
Кадровый резерв государственной гражданской службы формируется в соответствии с регламентом, установленным Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004. Статья 13 данного закона оговаривает принципы и приоритетные направления, порядок отбора служащих в государственный резерв кадров. Следует отметить, положения упомянутого закона в отношении данной категории работников являются приоритетными и практически заменяют собой положения Трудового кодекса РФ. Это объясняется тем, что государственная служба имеет особый статус и предполагает особую ответственность. При этом закон дополняет ТК РФ в отношении должностей гражданской службы и их классификации, финансированию деятельности гражданской службы и формированию кадрового резерва.
Резерв кадров на государственной службе в РФ формируется по четырем уровням:
• федеральный государственный кадровый резерв;
• кадровый резерв федеральных государственных органов;
• кадровый резерв субъектов Российской Федерации;
• кадровый резерв государственных органов субъектов Российской Федерации.
Кадровый резерв на гражданской службе, по сути, является базой данных, в которой содержатся сведения о гражданских служащих, прошедших конкурсный отбор и показавших лучшие результаты. Конкурс в кадровый резерв государственной службы проводится на замещение вакантных должностей по определенным категориям и группам, по другим основаниям, перечисленным в законе №79-ФЗ. В рамках конкурсных испытаний определяется соответствие участников тем требованиям, которые установлены для замещения той или иной государственной должности, также оценивается уровень их профессиональных знаний и умений, имеющиеся навыки и личные качества. Гражданские служащие и граждане, прошедшие конкурс, включаются в кадровый резерв на основании заявлений, поданных ими в государственный орган. То, что они включены в кадровый резерв для замещения должностей государственной службы, подтверждается специальным документом.