Леонов А.В. Соблюдение прав человека в уголовно-исполнительной системе Минюста России // Бюллетень министерства юстиции Российской Федерации.
… Создание достойных условий для содержания и исправления преступников, с одной стороны, является задачей, которую каждое государство решает на пути своего развития, исходя из финансовых возможностей. С другой стороны, на этот процесс, безусловно, влияет количество заключенных…
В Российской Федерации … с одной стороны, бюджетных средств для реализации установленных требований в области соблюдения прав человека выделяется недостаточно. При этом все участники процесса принятия закона о бюджете на тот или иной год справедливо полагают, что в первую очередь необходимо реализовать права законопослушных граждан, и только потом – преступников. По мере улучшения экономической ситуации в стране суммы, выделяемые на финансирование уголовно-исполнительной системы, увеличиваются.
С другой стороны, у нас в полной мере не создана система норм, регулирующих права каждого заключенного и его охранника, а также не распределены обязанности по обеспечению таких норм…
Российская Федерация приняла требования основных международных документов в сфере прав человека, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» 1984 г., Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания 1987 г., Женевские конвенции об обращении с военнопленными и о защите гражданского населения во время войны 1949 г.
Мы распространили на себя требования Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., Рекомендации № R(87)3 Комитета министров Совета Европы «Относительно европейских пенитенциарных правил» 1987 г., Правил Организации Объединенных Наций, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г. и многие другие.
При этом ст. 15 Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Однако наличие продекларированных прав и свобод не всегда предусматривает возможность воспользоваться ими. Наиболее ярко такое положение просматривается в местах принудительной изоляции от общества.
Для исправления такого положения Минюст России принял ряд эффективных шагов.
Исходя из требования ст. 2 Конституции Российской Федерации, которая установила, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства, 25 октября 2001 г. приказами Министра юстиции Российской Федерации Ю. Я. Чайки в составе управления следственных изоляторов и тюрем Главного управления исполнения наказаний создан отдел по соблюдению прав человека в следственных изоляторах и тюрьмах, а также введен институт помощников начальников территориальных органов УИС Минюста России по соблюдению прав человека в УИС.
Таким образом, впервые в истории деятельности правоохранительных органов в России созданы подразделения, контролирующие механизм реализации лицами, осужденными к лишению свободы, подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступлений, а также сотрудниками УИС их законных прав. При этом в уголовно-исполнительной системе не делается различий, по какую сторону колючей проволоки стоит тот или иной человек. Ограничения в правах, как и льготы, устанавливает закон, а уголовно-исполнительная система должна только обеспечить реализацию законных прав.
В основу создания в УИС таких подразделений положен опыт международного сотрудничества в области соблюдения прав человека. С одной стороны, это необходимость принимать меры по выполнению рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (ЕКПП), инспектирующего любые места на территории Российской Федерации, где содержатся лица, лишенные свободы органами публичной власти. Инспектирование осуществляется в соответствии с требованиями Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.
С другой стороны, это участие в рассмотрении жалоб, поданных в Европейский суд по правам человека.
Начиная с 1998 г., делегации ЕКПП уже восемь раз инспектировали Российскую Федерацию. При этом они каждый раз предъявляли нам многочисленные рекомендации по приведению порядка и условий содержания в местах изоляции от общества в соответствие с международными требованиями. Эти требования в равной мере касаются органов внутренних дел, учреждений здравоохранения, воинских частей и подразделений уголовно-исполнительной системы, причем только часть рекомендаций можно устранить на месте. Для устранения других замечаний необходимо было дополнить действующее законодательство и ведомственные нормативные правовые акты в части создания механизма соблюдения прав человека…
Учитывая, что количество жалоб в Европейский суд по правам человека будет расти, а судьи принимают во внимание только реальное положение с соблюдением прав конкретного человека, Российская Федерация во избежание экономических и политических санкций стала уже заинтересованной стороной в процессе контроля за соблюдением прав человека…
Помощники начальников территориальных органов УИС по соблюдению прав человека по роду своей деятельности, конечно, досконально знают все проблемы соблюдения прав человека в УИС. Их задача - помочь начальнику территориального органа организовать деятельность подчиненных ему подразделений таким образом, чтобы и спецконтингент, и сотрудники УИС могли пользоваться своими правами в полном объеме.
Леонов А. Контроль Европейского Суда по правам человека за соблюдением прав человека при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и содержании под стражей // Ведомости УИС. – 2005. № 2. – С. 12-14.
… В целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г. № 310 была учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, на которую назначен Павел Александрович Лаптев.
Основными функциями Уполномоченного стали защита интересов Российской Федерации при рассмотрении в Европейском Суде по правам человека дел, возбужденных против нашей страны; изучение правовых последствий решений Европейского Суда по правам человека для России и подготовка с учетом прецедентного права Совета Европы рекомендаций по совершенствованию законодательства Российской Федерации и правоприменительной практики; обеспечение взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при исполнении решений Комитета министров Совета Европы и Европейского Суда в связи с исками о нарушении Российской Федерацией своих обязательств по Конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая восстановление нарушенного права и выплату истцам денежной компенсации.
По запросам Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека П. А. Лаптева заинтересованные министерства и ведомства проводят служебные расследования по материалам жалоб, поступивших в европейский Суд по правам человека от граждан РФ, в том числе от осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. По итогам проведенных расследований принимаются меры к устранению допушенных нарушений прав человека и готовятся предложения и меморандумы Российской Федерации по каждой жалобе, которые в установленном порядке предоставляются в Европейский Суд по правам человека…
… В уголовно-исполнительной системе проведение расследований по жалобам подозреваемых, обвиняемых и осужденных, подготовка соответствующих заключений Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека, а также координация деятельности подразделений УИС по устранению выявленных нарушений возложены на отдел по соблюдению прав человека в УИС, который в настоящее время входит в состав Правового управления Главного управления исполнения наказаний, и помощников начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в УИС. Параллельное расследование по каждой жалобе проводит Генеральная прокуратура Российской Федерации с привлечением региональных прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний…
… Граждане, обратившиеся с жалобами в Европейский Суд по правам человека, предъявляют претензии в основном к судебно-следственным органам, но при этом они указывают и на неудовлетворительные условия содержания их под стражей… В настоящее время условия содержания в этих учреждениях таковы, что не позволяют говорить о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Например, 7 марта 2002 года при рассмотрении приемлемости жалобы № 70276/01 «Владимир Александрович Гусинский против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека оставил без внимания утверждение заявителя о том, что Бутырский следственный изолятор г. Москвы печально известен плохими условиями содержания заключенных (переполненность, риск заразиться серьезным инфекционным заболеванием) и что в целом этот СИЗО гораздо хуже, чем следственный изолятор ФСБ России, в который должны были направить заявителя.
В решении суда сказано, что на основании представленных материалов при рассмотрении положения, в котором оказался заявитель, суд не усмотрел каких-либо признаков действий, соответствующих понятию «бесчеловечное или унижающее достоинство обращение», предусмотренное ст. 3 Конвенции.
… Одной из причин обращений в Европейский Суд является несовершенство российских законов и иных нормативных правовых актов, которые по ряду позиций не соответствуют европейским стандартам. В связи с этим Министерство юстиции Российской Федерации в течение двух последних лет сотрудничает с экспертами Совета Европы, сопоставляя нормы российского права и требования Европейского Суда.
Некоторые обращения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в Европейский Суд непосредственно не связаны с их материально-бытовым и медицинским обеспечением, а касаются взаимодействия судебно-следственных органов с учреждениями уголовно-исполнительной системы.
Так, при рассмотрении жалоб сестер Смирновых (№ 46133/99 «Смирнова Елена Павловна против Российской Федерации» и № 48183/99 «Смирнова Ирина Павловна против Российской Федерации») Европейский Суд по правам человека обязал Россию выплатить им денежную компенсацию за то, что при освобождении из-под стражи Смирновым не возвратили паспорта, которых не оказалось в их личных делах, находящихся в СИЗО. Суд счел это нарушением предусмотренного ст. 8 Конвенции права на уважение частной и семейной жизни, поскольку отсутствие паспортов ограничивало возможности использования Смирновыми своих гражданских прав.
В дальнейшем выяснилось, что паспорта подследственных находились в их уголовных делах, однако в СИЗО эти документы не передали. К сожалению, подобные случаи - не редкость…
Директор ФСИН России Ю. И. Калинин и заместитель начальника ГУИН Минюста России О. В. Филимонов систематически представляют интересы уголовно-исполнительной системы, принимая участие в работе международных семинаров по теме «Применение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в российской судебной системе». Их проводит аппарат Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека с участием российского судейского корпуса и судей Европейского Суда по правам человека (30 сентября 2004 года в г. Астрахани, 6–7 декабря 2004 года в г. Рязани). В ходе семинаров были выработаны различные совместные меры, в том числе и по совершенствованию деятельности УИС…
В этой связи заслуживает внимания опыт ряда зарубежных стран, в которых налажен обмен информацией между судами и пенитенциарными учреждениями о наличии условий для размещения заключенных. Такой опыт целесообразно использовать при совершенствовании действующего законодательства.
Практическое сотрудничество с контролирующими органами европейского сообщества показывает, что Европейский Суд по правам человека посредством открытого разбирательства стремится обязать государства-нарушители европейских конвенций принять меры по устранению выявленных недостатков как в частном случае, так и в целом по проверяемой системе.
Так, устранение недостатков в деятельности УИС, которые указаны в постановлении Европейского Суда по правам человека, рассмотревшего жалобу № 47095/99 «Калашников против Российской Федерации», было взято на контроль Президентом Российской Федерации. В результате принятых мер резко увеличилось бюджетное финансирование уголовно-исполнительной системы и Федеральной программы строительства и реконструкции следственных изоляторов и тюрем. К сожалению, пока мало внимания уделяется персоналу этих учреждений, несущему службу в непростых условиях…