Становление Улуса Джучи: расцвет великодержавия
Улус Джучи сыграл выдающуюся роль в истории мировой цивилизации. События, которые сопровождали возникновение, становление и развитие этого государства, имели общемировые масштабы и последствия. Могущественная средневековая татарская империя, границы которой простирались от Иртыша на востоке до Дуная на западе и от Белого моря на севере до Черного и Каспийского на юге, играла в судьбах тогдашнего мира ведущую роль. Средневековая империя Джучидов оказала огромное влияние на судьбы Евразии, став ключевым этапом в истории тюрко-татарских народов.
Государство это современники называли по-разному: арабы - «царством северных татар», «государством Дашт-и Кыпчак» или Улусом Джучи (или его потомков, например, Улус Узбека), европейцы - «Татарией» или «страной Команов» (т. е. кыпчаков), русские - «Ордой» или «царством татар».
Между тем, благодаря сохранившимся татарским ярлыкам XIV-XVI вв., известно и официальное название этого средневекового государства — «Улуг Улус» или «Улуг Орду» («Большое/Великое государство») (Усмстов, 1979:189-193). Оно явно служило самоназванием, используемом для официальной дипломатической переписки и для жалованных актов. По мере распада Улуса Джучи, значение этого термина стало сужаться, закрепившись за ханством, существовавшем в Поволжье (по русским источникам - «Большая Орда», т.е. собственно калька с татарского Улуг Улус) вплоть до 1502 г., а после его окончательного распада оно было присвоено ханами Крымского ханства, считавшими себя его законными наследниками.
Название «Золотая Орда» перешло в научную литературу из русской
традиции («Казанская история» и историко-публицистическая литература конца XVI—XVII вв.). В самых ранних русских летописях Улус Джучи не имел официального названия и вместо него употреблялись различные выражения типа: «из татар», «к Батыю» и т.д. Но уже в конце XIII в. наряду с этими начинает употребляться термин «в Орду» или «к царю», что подчеркивает факт того, что на Руси чутко улавливали нюансы общеимперской политики и реагировали на обретение Улусом Джучи юридически независимого статуса. Вместе с термином «Орда» со второй половины XIV в. в русских летописях начинает употребляться термин «Синяя Орда», как калька татарского термина «Кок-Орда» и как обозначение заволжских земель, правители которой играли все более важную роль в политике ханства.
В целом происхождение этого названия, по мнению ряда исследователей (Богатова 1970; Федоров-Давыдов 1973:64-67; Султанов 2001:15-17), находится в прямой связи с названием ханской ставки или, если быть более точным, с богато украшенной золотом и дорогой материей парадной юртой тюрко-монгольских правителей. Например, арабские историки X в. указывали, что в ставке уйгурского правителя располагался «золотой шатер», а персидский историк XIV в, Рашид ад-Дин указывал, что ставка Чингиз-хана официально называлась Урду-изарин бузург («Большая/Великая Золотая Орда») (Рашид ад-Дин 11: 230). Он также, описывая ставку великого хана Угедея близ столицы империи Каракорума, отмечал, что там «разбили такой большой шатер, что в нем помещалась тысяча человек, и этот шатер никогда не убирали. Скрепы его были золотые, внутренность обтянута тканями; его называли «Сира урду» - «Золотая орда», «Золотая ставка» (Рашид ад-Дин II: 41). Интересное параллельное свидетельство об устройстве шатра великого хана сохранилось в отчете папского посланника Дж. дель Плано Карпи-ни ко двору великого хана. В 1246 г. он .находился в ставке во время интронизации хана Гуюка, где для этого события был возведен огромный шатер, «называемый у них Золотой Ордой ... Шатер же этот был поставлен на столбах, покрытых золотыми листами и прибитых к дереву золотыми гвоздями, и сверху и внутри стен он был крыт балдахином, а снаружи были другие ткани» (Путешествия в восточные страны: 76).
Судя по этим упоминаниям можно предположить, что желтый (золотой) цвет для тюрко-монгольских государств Центральной Азии - это символ высшей власти, дарованный небесными силами, который, скорее всего, восходит к китайской традиции императорской символики. Само же название «золотая» явно осмысливалось самими ее жителями
как «великая», учитывая синонимичность средневековых понятий «золотое» /«царственное»/ «великое». В этом качестве эта традиция цветообозначения была воспринята в державе Чингиз-хана, где стала частью формирующейся новой имперской культуры.
В период образования независимых улусов традиция называть ханские ставки «Золотой Ордой» распространилась на все государства Чингизидов. Неудивительно, что по данным арабо-персидских авторов ставка ханов Улуса Джучи также именовалась «золотой» (Тизенгауэен 1884: 290). Очевидно, в определенном смысле термин «Золотая Орда» мог быть синонимом ханской ставки и даже центральной власти в Улусе Джучи.
В современной мировой науке для названия этого государства с равным основанием используются два термина - «Золотая Орда» и «Улус Джучи».
В вопросе о дате образования Улуса Джучи, как и в ряде других, над историками весьма сильно довлеет традиция историографии. В отечественной науке она возникла еще в конце прошлого века и ныне развивается в трудах таких двух совершенно разных школ историков, как «державная» и «евразийская». Единство их мнений отнюдь не случайно. И та, и другая традиции принимают дату 1243 г. за время начала Золотой Орды (часто тем самым противопоставляя ее понятию «Улус Джучи»), стремясь подчеркнуть важность и этапность завоевания русских княжеств монгольскими ханами. На этом основании «державная» школа пытается придать событиям, связанным с «Батыевом нашествием», не свойственные им размах и масштабность на общем фоне монгольских походов (Греков, Якубовский 1950; Пашуто 1956; Каргалов 1967; Егоров 1985; Кучкын 1991). Очень часто историки при этом встают на позиции церковных летописцев XIII в., видевших факты истории, образно говоря, из узкого окна своей кельи. У «евразийской» традиции несколько иное обоснование. Согласно ей, Золотая Орда — симбиоз оседлой Руси и кочевой Орды, который мог сложиться, естественно, только после объединения, состоявшегося в 1243 г. (Уегпа&Ку О. 1953; Вернадский 1997; Гумилев 1992; 1994).
Между тем, если отвлечься от проблематики Золотой Орды и перестать рассматривать ее как некий исключительный исторический феномен, то можно заметить, что за вычетом некоторого своеобразия, ее история, культура, государственное устройство, военное дело немногим отличаются от аналогичных институтов и других государств Чингизидов. В свете более глубокого изучения корней Улуса Джучи представ-
ляется, что «евразийская» теория не всегда обоснованно акцентировала внимание на уникальности Орды и на значении Руси в ее внутриполитической истории, пренебрегая сходством с другими предшествующими и синхронными державами кочевников Центральной Азии. В этой связи знаменательно, например, что историю Улуса Чагатаидов историки начинают со времени завоевания Хорасана и Мавераннахра монголами, т.е. еще при жизни Чингиз-хана.
Именно поэтому ряд историков (Бартольд 1963; Сафаргалиев 1960) считали, что истоки Улуса Джучи следует искать в эпохе Чингиз-хана, в период, когда он впервые выделил своим трем старшим сыновьям (Джучи, Угедею, Тулую) улусы. Эта точка зрения представляется наиболее обоснованной и позволяет проследить как возникновение Золотой Орды из недр Монгольской империи, так и этапы становления ее политической самостоятельности.
Само возникновение империй, созданных Чингиз-ханом и его потомками на обширных просторах Северо-Западной Азии и Восточной Европы, явилось результатом мощного социального взрыва, зародившегося в степях Монголии и всепожирающим смерчем пронесшимся над значительной частью цивилизованного мира. Причиной его стало бурное развитие феодализма в кочевой среде, что вызвало появление многочисленных военных вождей со своими дружинами, непрерывно воевавших между собой за лучшие пастбища и за право взимать дань с соседей. Постоянная военная опасность требовала увеличения количества дружинников и способствовала усилению их влияния на политику племен. Причем значительную часть этих воинов-нойонов составляли люди, порвавшие с традиционной племенной структурой, которых современники образно называли «люди длинной воли». Именно эти изгои, целиком обязанные Чингиз-хану своим возвышением, стали основой средневекового общества, построенного не на прежних родо-пле-. менных, а на новых - государственно-политических традициях (Кыча-нов 1993: 148-153). Постепенно логика событий привела к тому, что самый удачливый вождь Темучжин, провозглашенный в 1189 г. своими сторонниками Чингиз-ханом (т.е. Великим ханом), в 1206 г. на всемон-гольском курултае был объявлен верховным правителем всех монголов (Козин 1941; Татаро-монголы...: 23-45; Кычанов 1995). Казалось, что' после прекращения межплеменных войн, в стране наступит мир. "'
Однако степная аристократия и профессиональные воины, жившие за счет военной добычи, желали новых походов. И чем сильнее становилось войско Чингиз-хана, тем больше возрастала зависимость его от
собственных нукеров и сподвижников, которым требовались все новые и новые богатства, земли и подданные. Тем более, что и после объединения монгольских степей Основная масса простых тружеников не улучшила своего благосостояния, так как власть, лучшие пастбища и скот в стране получили лишь сподвижники нового хана и родовитая знать, перешедшая на сторону Чингиз-хана. Привычка к войне и желание приобрести богатства соседей и власть над ними, стали главными побудительными причинами к расширению военной экспансии. Вот почему объединение стало отправной точкой, началом грандиозных походов, когда десятки тысяч воинов по приказу «потрясателя вселенной» ринулись на завоевание всех сторон обитаемого Старого Света.
Современник этих походов, арабский историк Ибн ал-Асир, с горечью пишет о них как о «великом событии и огромном несчастии, которому подобного не производили дни и ночи и которое охватило все создания, в особенности же мусульман; если бы кто сказал, что... мир не испытывал (ничего) подобного, то он был бы правым: действительно, летописи не содержат ничего сходного и подходящего... искры которого разлетелись (во все стороны) и зло которого простерлось на всех. Оно шло по весям как туча, которую гонит ветер» (Тгаенгаузен 1884: 2). В этих словах много справедл ивого. Пожалуй, со времен Великого переселения народов цивилизация не знала таких грандиозных изменении в политике, общественной жизни и культуре. Катастрофическая гибель еще недавно казавшихся непобедимыми могущественных государств, разгром цветущих городов, опустошение целых областей и невиданные доселе перемещения отдельных родов и целых племен, вызванные монгольскими завоеваниями, полностью перекроили карту мира и повернули историю в новое русло (Т'реков, Якубовский 1950: 14-69; Сафар-галиев 1960: 19-45; Татаро-монгопы...1977; Кадырбаев 1992).
Начало государству Джучидов в Восточной Европе и Сибири было положено еще при жизни самого победоносного «Потрясателя вселенной», когда в 1207-1208 гг. после покорения сибирских народов Чингиз-хан выделил улус старшему сыну Джучи (Козин 1941: 147-175; Бар-тольд 1963: 421-422; Сафаргалиев 1960: 19; Измайлов 1993а: 43-44; Мухамадиев 1995:143). По сообщению арабского историка ан-Нувай-ри (начало XIV в.), в улус сыну Джучи были определены «летовья и зимовья от границ Кыялыка и земель Хорезмских до окраин Саксинскнх и Булгарских, крайних пределов, куда доходили кони их полчищ при их набегах» (Тизенгаузен 1884:150). Это находит подтверждение и в анонимном источнике XVII в. «Родословие тюрков», опиравшемся на це-
лый ряд более ранних сведений, автор которого отмечает, что Джучи и его потомкам были выделены земли «Хорезма и Дашт-и Кыпчака от границ Каялыка до отдаленнейших мест Саксина, Хазара, Булгара, Алан, Башкир, Урусов и Черкесов, вплоть до тех мест, куда достигнет копыто татарской лошади» (Тизенгаузен 1941:204). Однако большую часть этих земель тогда еще только предстояло покорить.
После смерти Джучи, на престол отца был посажен Бату-хан и его права на территорию, включающую Сибирь, Булгарию, Дашт-и Кып-чак, Башкирию, Русь и Черкесию до Дербента, были подтверждены на курултаях 1227-1229 гг., где решался вопрос о политическом наследии Чингиз-хана. Тогда же было решено продолжать завоевание западных земель и великий каан Угедей «во исполнение указа, данного Чингиз-ханом на имя Джучи, поручил завоевание северных стран членам его дома» (Тизенгаузен 1941: 65). Ио выполнить это поручение Джучиды самостоятельно не смогли, а два их наступления в 1229 и 1232 гг. большого успеха не имели и были остановлены ожесточенным сопротивлением кыпчаков и булгар. Тогда на новом курултае в 1235 г. «состоялось решение овладеть странами Булгара, асов и Руси, которые находясь по соседству становища Бату, не были еще окончательно покорены и гордились своей многочисленностью» (Тизенгаузен 1941: 22), а в помощь и подкрепление Бату-хану кааном Угедеем были назначены еще 13 Чингизидов с их войсками.
Весной следующего года огромная армия монголов, которая по оценкам исследователей насчитывала до 50-60 тыс. воинов, двинулась в поход и летом-осенью 1236 г. монголы вторглись в Булгарию (Халиков 1994:21-41; Халиуллин 1995: 121-133: г/топу! 1992/3: 347-355). Начались великие завоевательные походы 1236-1242 гг., которые привели к невообразимым до 'того времени разрушениям в Восточной Европе, разгрому городов и гибели тысяч людей (Татаро-монголы...: 190-223). Описывая их, историк XV века ал-Айни считает, что монголы «захватили то, что могли захватить, и уничтожили тех, которых были в состоянии уничтожить», из-за чего «опустели земли и обезлюдели страны» (Тизенгаузен 1884: 503). Однако подчинить всю Европу им не удалось. Героическая борьба кыпчаков, булгар и русских истощила их силы и они, несмотря на многие военные победы в Венгрии, Польше, Чехии, вынуждены были, дойдя до побережья Адриатического моря, повернуть обратно в поволжские степи (Татаро-монголы...: 186-223; ОегМоп%о1ет1и/-т: 127-296).
Вернувшись в Поволжье и понимая, что одних его сил для наступления на Европу явно недостаточно, Бату-хан принялся за укрепление и
организацию своего улуса. Он ввел в стране традиционное тюрко-монгольское военно-политическое деление государства на правое и левое крылья, соответственно выделив значительные по размерам улусы себе и своим братьям. Так, его сгарший брат Орду-иджен стал главой левого крыла и получил во владение Кок-Орду - крайние восточные пределы империи — Прииртышье и Приаралье. Другие их братья и крупная монгольская знать получила внутри этих улусов более мелкие владения на условиях вассального пользования за участие в военных походах хана и с условием уплаты налогов (Костюков 1998: 210-224). Скорее всего, хан имел право изменить или даже отобрать тот или иной улус при нарушении обязательств его держателем (Сафаргалиев 1960: 39-45; Федоров-Давыдов 1973: 49-62: Трепавлов 1993: 96-102).
Одновременно шел процесс утверждения власти новой империи в странах Восточной Европы, которые после страшных ударов монгольских войск были разорены, деморализованы и раздроблены. Поэтому, действуя, где угрозами, где посулами, а то и прямой военной силой, Бату-хан сумел добиться их подчинения. Характер подчинения оседлых земель Джучидам описал ал-Омари: «У султана этого государства рати черкесов, русских и ясов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает постоянный хлеб, струится вымя (т.е. водится скот —Д.И., //.//.), текут реки и добываются плоды. Они (эти народы) не в силах сопротивляться султану этих стран и потому (обходятся) с ним как подданные его, хотя у них есть свои цари. Если они обращались к нему с повиновением, подарками и приношениями, то он оставлял их в покое, в противном случае делал на них грабительские набеги, и стеснял их осадами; сколько раз он убивал их мужчин, забирал в плен их жен и детей, уводил их рабами в разные страны» (Гизенгаузен 1884: 231). Тогда же была установлена система взимания дани и налогов с населения покоренных стран, как это следует из ярлыка хана Менгу-Тимура 1267 года, отразившего ярлык Бату-хана 1242-1248 гг. Этапным для становления ордынского правления на Руси и других завоеванных землях, окончательного возникновения административной системы Улуса, являются 1257-1259 гг., когда ханы, произведя перепись подвластного населения, ввели там единое подворное налогообложение, стали требовать выполнения различных повинностей (ямской, воинской и т.д.) и попытались учредить институт баскачества (Насонов 1940: 15-16, 51; АИзеп 1981: 32-53; Феннел 1989: 136-163).
Все эти мероприятия настолько укрепили Улус Джучи, что его правители в конце 50-х годов XIII в, смогли добиться фактически полной
независимости от великого каана, что выразилось, в появлении на монетах хана Берке (1257-1266 гг.) «великой тамги» рода Джучи (Мухамадиев 1983: 56-48). Еще основательнее утвердил независимость внук Бату, хан Менгу-Тимур (1257-1266 гг.). Придя к власти, подавив сопротивление промонгольской знати, он повел политику на полное отделение от власти великого каана, первым начав чеканить монеты со своим именем, что служило доказательством его независимости (Федоров-Давыдов 1994: 9; Мухамадиев 1995:146). Сопутствовал ему успех и во внешней политике. В ходе разгоревшейся междоусобной воины среди потомков Чингиз-хана за власть над Средней Азией и Восточным Туркестаном Менгу-Тимур сумел сорвать планы по изоляции Улуса Джучи и нанес ряд чувствительных ударов по потомкам Хулагу - Ильханам Ирана. В 1269 г. на реке Талас (Семиречье) был созван курултай, на котором был заключен союз между улусами Джучи, Чагатая и Угедея против государства Ильханидов, уточнены границы между их владениями и фактически узаконен распад единой империи Чингиз-хана (Тизенгаузен 1941: 76-78: Сафаргалиев 1960: 51-54).
К этому времени необычайно возрос авторитет ханов из рода Джучи и на международной арене. Улус Джучи становится важнейшим фактором межгосударственной политики и торговли, а его правители, осваиваясь с новой ролью вершителей судеб центра Евразии, стремятся активно влиять на политические события в ближних и дальних странах.
Огромную роль в укреплении Золотой Орды играла торговая магистраль, бывшая северным ответвлением Великого шелкового пути и проходившая через города Восточного Туркестана, Семиречья, Хорезма в Поволжье, а оттуда - в Центральную Европу (Петров 1995; Федоров-Давыдов 1998). Во многом именно благодаря удачно сложившейся конъюнктуре, в условиях войн и нестабильности на Среднем и Ближнем Востоке, вызванных монгольскими завоеваниями, вторжениями, спасающихся от них хорезмийцев и крестовыми походами, товарный поток из Китая хлынул в Европу через Поволжье. Концентрация богатств, награбленных в завоеванных странах и участие в мировой торговле, колоссально обогатило аристократию Улуса Джучи, провоцируя ее стремление к подчинению новых земель и одновременно к установлению контроля над балканским и малоазийским отрезками Великого шелкового пути.
Этими двумя тенденциями - попытками захватить новые земли на Западе и стремлением распространить свою власть на караванные пути - можно объяснить внешнюю политику Орды во второй половине XIII -первой половине XIV веков.
На западном направлении Улус Джучи не прекращал военного и дипломатического давления на страны Юго-Восточной и Центральной Европы даже после завершения грандиозного похода на Польшу, Чехию, Венгрию и Далмацию. Уже в 1243 г. отряд ордынцев предпринял поход на Галицко-Волынское княжество. Мощное давление ордынцев заставило князя Даниила, непримиримого врага монголов, воевавшего с ними еще в битве на Калке (1223 г.), приехать к хану Вату и признать себя его подданным. Подчинение его, однако, было не полным, скорее всего, формальным и вскоре он, заключив антиордынский союз с братом Александра Невского Андреем, стал решительно противодействовать установлению власти хана в Южной Руси. Только после разгрома Неврюем — военачальником Бату-хана, князя Андрея («Неврюева рать» 1252 г. русских летописей), было решено окончательно подчинить себе Юго-Западную Русь, в первую очередь Галицкое княжество. Походы улусбека Хуррумши (Куремса русских летописей), сына Орду и багатура Бурундая в 50-х годах XIII века нанесли сокрушительные удары по Галицкой Руси, Польше и Литве. Особенно разорительным был поход 1259 г., когда войска Бурундая, по пути уничтожая укрепления южнорусских городов своего союзника Даниила Галищшго и опустошая все окрест, ворвались в Польшу и, взяв штурмом, сожгли Сандомир (Щаеелева 1978: 307-314; Егоров 1985: 188-190). После этих войн западная граница Орды стабилизировалась по р. Прут и Карпатам - традиционной и естественной границе восточноевропейских кочевых племен.
Новые военные походы, предпринятые владетелем западного улуса (Пруто-Днепо о всю между речъе)беклярибеюмНогаем(1275,1277,1280, 1286,1287 гг.), уже практически не имели целью захват новых земель, тем более, что ряд из них проводился в союзе с галицким князем Львом и по его просьбе (походы 1275,1277,1280гг.). Они, скорее, преследовали цепь установления вассальной зависимости балканских стран и Польши, чтобы наложить на них дань и военную контрибуцию, а также обезопасить границы империи от посягательств, набиравших силу соседей (Егоров 1985: 190-192). Особняком стоят походы улусбека Ногая на Византию, вызванные желанием ханов нанести поражение союзнику Хулагуидов, с которыми началась жестокая конфронтация в Закавказье, а также обеспечить возможность беспрепятственного прохода через Дарданеллы торговым судам и ордынским посольствам (Лебедев 1944: 92-94). Поход 20-тысячного войска хана Берке окончился осадой Константинополя, разорением Болгарии и включением ее в сферу влияния Орды (1269 г.). На
некоторое время лояльность Византии была обеспечена. Но уже в 1270 г. новый хан Менгу-Тимур, испытывая «неудовольствие» от политики Византии, вновь двинул на нее войска своего улусбека. Под стенами Константинополя император встретил Ногая с покорностью и царскими почестями, даже дав согласие на выплату дани и нейтралитет в разгоравшийся войне Джучидов с Ильханидами Ирана. После этой бурной военно-политической активности в политике Улуса Джучи на западе наступило затишье. Оно лишь изредка, в периоды усиления власти хана при Узбеке (1312-1342 гг.), прерывалось локальными военными предприятиями (1337 г.).
Другим регионом, где заметно проявлялись завоевательные тенденции Улуса Джучи, были Предкавказье и Азербайджан. Если в Предкавказье столкновения ордынцев с воинственными и свободолюбивыми горцами не прекращались практически никогда, то горные долины и наиболее крупные города в этом регионе были захвачены практически уже к началу XIV в. Так, крупнейший город алан (ясов) Дедяков был взят штурмом при активном участии дружин вассальных русских князей и уничтожен. Тем самым, граница на юге стабилизировалась по Кавказскому хребту.
Район наиболее ожесточенных конфликтов пролегал в Закавказье, где Золотая Орда стремилась занять стратегически важные города Нахичевань, Марагу, Тебриз — центры торговли по Великому шелковому пути и плацдарм для завоевания всего Ближнего Востока. Войны, разгоревшиеся здесь с 1262 г., шли с перерывами и переменным успехом вплоть до 90-х годов XIV века. Однако, ни одной из сторон конфликта не удавалось ни вытеснить противника полностью из Азербайджана, ни нанести ему решительного поражения. Фактически, это была «столетняя», вялотекущая война, которая нужна была обеим сторонам для поддержания своей военной мощи. Она же являлась важным фактором международной политики, делавшей Улус Джучи стратегическим союзником Мамлюкского Египта и тюрок-сельджуков Малой Азии и принципиальным соперником Ильханов Ирана, крестоносных королевств и Византии.
После кровопролитных войн 1260-х годов, когда объединенное войско хана Берке и Ногая нанесло поражение полкам Хулагу (1263 и 1265 гг.), а войска Ногая были разбиты близ Шемахи (1267 г.) Хулагуидами, которые в свою очередь потерпели поражение от мамлюков Бейбарса при Айн-Джалуте (Палестина) (1269 г.), наступило время невооруженного противостояния и дипломатических интриг. Течение конфликта лишь
изредка обострялось успешными походами Менгу-Тимура (1290 г.) и Узбека (1318-19 г.) и неудачами ордынцев (1325 и 1335 гг.). Можно сказать, что представления об ожесточенности этой борьбы имеют больше идеальное «книжное» происхождение, чем передают реальную ярость сторон и их желание завоевать земли соседа. Связано это с тем, что участники этого «мирового» конфликта весьма активно обменивались посольствами между собой, а источники сохранили довольно подробное описание всех перипетий войн и дипломатических переговоров. 1}.' • этом смысле наиболее известны связи между Волгой и Нилом - липло-*"" матические контакты Зрлотой Орды и Египта. Именно они, нашедшие довольно полное отражение на страницах арабских хроник и породившие целый пласт дипломатической культуры (особые правила переписки с Ордой, штат переводчиков, особая титулатура адресатов и т.д.), при-'1 давали значимость войнам Хулагуидов и Джучидов, переосмысливая ее как борьбу правоверных союзников с языческой и христианской угрозой (ал-Холи 1962; Закиров 1966).
Таким образом, становление Улуса Джучи как самостоятельной державы происходило в период с 1207/8 до 1269 гг. За это время Золотая Орда прошла путь от удела, выделенного Чингиз-ханом своему сыну Джучи в составе Монгольской державы, до независимого государства -империи Джучидов (1266-1269 гг.). Важнейшими здесь стали такие вехи, как признание, после смерти Чингиз-хана, прав на владения потомков Джучи на курултае 1227 г. и начало преобразования имперской монгольской властью завоеванных земель Восточной Европы (1243 г.), а также проведение переписи населения для установления регулярного налогообложения и учреждение единой административной системы (1257-.. 1259 гг.). Все они были своеобразными этапами в укреплении экономической и политической самостоятельности Джучидов. Однако этим процессам начало было положено после выделения Чингиз-ханом улуса, хану Джучи и его потомкам, а остальные события явились лишь их следствием и определялись логикой исторических событий.
К 70-м годам XIII века становление империи Джучидов завершилось. После периода «бури и натиска» начался период стабилизации и расцвета великодержавия Золотой Орды. Ее ханы не только держали, а покорности свои владения, совершая частые карательные рейды на Русь- Булгаршо, Хорезм, но и постоянно угрожали соседям: Польше, Византии, Венгрии, Азербайджану. Пограничные войны и регулярное ослаб- ление подчиненных областей усиливали политическое, экономического и военное могущество Орды и особенно ее центральной части – повол-
жских областей. На фоне катастрофического ослабления стран и народов Восточной Европы, обескровленных и ослабленных войнами и внутренними противоречиями, Золотая Орда была островком стабильности с поступательно развивающимся хозяйством и торговлей, с постоянно усиливающейся военной мощью.
Период наибольшего политического и экономического могущества империи Джучидов приходится на время правления ханов Узбека (1312-1342 гг.) и его сына Джанибека (1342-1357 гг.), когда на гребне подъема хозяйства и торговли произошло резкое усиление центральной власти, сложилась единая система управления империей, стабилизировались границы, существовала огромная армия, состоящая в основном из мелких держателей условных земельных владений (икта), наметились военные успехи в войнах с соседями в Азербайджане и Восточной Европе. При поддержке ханской администрации интенсивно развивались десятки крупных городов, в которых был выработан свой пышный, во многом эклектичный, но выразительный стиль, отражающий сущность своеобразной имперской культуры Улуса Джучи. В начале XIV века было также завершено принятие ислама в качестве государственной религии, что способствовало дальнейшей интеграции народов, формированию единого этноса и наложило глубокий отпечаток на все тюркские народы Евразии.