Начало освоения Сибири, Дальнего Востока и Аляски
(конец XVII – начало XVIII века)
Продвижение русских путешественников к берегам Тихого океана и освоение восточных территорий России началось ещё в XVI веке в эпоху Ивана Грозного. Тогда данный процесс носил скорее авантюристский характер, нежели исследовательский. Первая такая экспедиция проходила под руководством Ермака. Благодаря его усилиям к концу столетия к России удалось присоединить Западную Сибирь. Оставались абсолютно неизведанными и неизученными просторы Восточной Сибири. Освоение этого края активно осуществлялось в семнадцатом столетии. Именно тогда были сделаны «Великие географические открытия» в рамках России. Ранний период освоения восточных территорий и продвижения к берегам Северной Америки можно условно разделить на три этапа. Первый этап относится к деятельности
С. Дежнёва и В. Атласова, которые внесли значительный вклад в изучение Дальнего Востока и Сибири. Второй этап связан с открытиями, сделанными в результате Камчатских экспедиций. Третий этап – это создание первых поселений и деятельность Г. Шелихова.
Относительно освоения и продвижения русских путешественников на первом этапе существует целый ряд источников. Главным образом, они представляют собой делопроизводственную документацию
XVII века Якутской Приказной избы и Сибирского приказа (расспросные речи, скаски, челобитные, отписки, наказные памяти и подорожные грамоты). Данные источники дают достаточно чёткое представление о ходе освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также о первых морских путешествиях того времени, возглавляемых Семёном Дежнёвым[22]. Главным образом, это отписки и челобитные, в которых наряду с прошениями и жалобами, особенно за 1648 год, С. Дежнёв даёт полную информацию об участниках экспедиции, условиях продвижения, а также маршруте похода. Рассмотрим более подробно иные документы. Расспросные речи – расспросные речи казака Ивана Перфирьева о службе и походах на Алазее[23]. Данный документ датируется 1660 годом. Его информативность заключается в отражении характера походов, их протекании, жизни и быте людей на осваиваемых территориях.
Отписки как делопроизводственный документ второй половины XVII века носили характер отчётов о выполнении какого-либо поручения. Так, отписка С. Дежнёва из Енисейска в Москву[24], датируемая 1671 годом, содержала отчёт о сборе казны.
Наказные памяти представляли собой некие инструкции. Память от 1670 г. казачьему атаману С. Дежнёву предписывала инструкции о доставке ясака в Москву[25].
Подорожные грамоты – проезжая грамота Фёдору Алексееву и Луке Васильеву от 1641 г.[26] давала право на свободную транспортировку товаров к местам заселения новых территорий.
Интересными представляются источники, связанные с завоеванием и освоением Камчатки экспедицией Владимира Атласова[27]. Наиболее известные из них – это «скаска» от 1700 года и «скаска» от 1701 года. Первая содержит подробную информацию о ходе путешествия 1697–1699 гг., вторая – описание природы, флоры и фауны этого края, а также быт и занятия населения.
Второй этап, как уже было отмечено ранее, связан с Камчатскими экспедициями первой половины XVIII века. Документы по данному периоду также носят делопроизводственный характер (показания, рапорты). В 1728 г. участники I Камчатской экспедиции под руководством В.И. Беринга в плавании на боте «Святой Гавриил» доказали, что между Азией и Америкой есть пролив (впоследствии названный Беринговым). Они открыли острова Св. Лаврентия и Св. Диомида (ныне
о. Ратманова), составили описание побережья северо-востока Азии и открытых островов[28].
Чуть позже, а именно в 1732 г., на том же «Св. Гаврииле» совершили плавание к берегам Чукотки подштурман И. Фёдоров и геодезист М.С. Гвоздев. Они прошли к мысу Дежнёва, а затем к острову Св. Диомида, открыли рядом ещё один остров (ныне о. Крузенштерна, а вся группа островов названа островами Гвоздева или Диомида). Затем они двинулись к востоку и, приблизившись к земле Америки в районе нынешнего мыса Принца Уэльского, прошли вдоль берега немного южнее. На карту впервые были положены оба берега пролива и острова. Из-за недостатка провианта мореходы вынуждены были вернуться в Нижне-Камчатск. Информация об этой экспедиции содержится в «Показании казака Ильи Скурихина»[29] и «Репорте Охотской канцелярии»[30].
Самой же значительной экспедицией второй половины XVIII века считается 11-я Камчатская экспедиция Беринга–Чирикова 1741 г., результатом которой стало открытие северо-западной части побережья Америки и острова Алеутской гряды. Выписка из судового журнала судна «Святой Павел»[31], на котором совершалась экспедиция, а также рапорт А.И. Чирикова дают достаточно полное представление об открытиях у берегов Америки[32].
О дальнейшем процессе освоения данной территории и новых открытиях можно судить исходя из целого ряда документальных источников, как то: из справки Болъшерецкой канцелярии о плавании казака И. Студенцова на судне «Св. Капитон» на Алеутские острова в 1757–1761 гг. и открытии о-ва Кыска[33], рапорт казака С.Т. Пономарёва и передовщика С.Г. Глотова об открытии островов Умнак и Уналашка[34], рапорт С.Г. Глотова об открытии острова Кадьяк от 1766 г.[35], экспедиция П.К Креницына и М.Д. Левашова 1768–1769 гг., давшая подробные сведения о населении островов[36], и многие другие интереснейшие документы.
Другая экспедиция, направленная к Берингову проливу и северо-восточным берегам Америки под руководством капитана Н.Н. Биллингса и гидрографа Г.А. Сарычева в 1785–1795 гг., основной своей задачей имела закрепление за Россией прав на новооткрытые земли и приведение населения в российское подданство. Один из ярчайших документов данной экспедиции – путевой журнал Г.А. Сарычева, где подробно описываются острова Уналашка и Кадьяк[37], а также его книга «Путешествие по северо-восточной части Сибири, Ледовитому морю и Восточному океану»[38].
Третий этап в освоении Аляски связан с деятельностью компании Голикова – Шелихова и охватывает вторую половину XVIII века.
Более подробно обратимся к характеристике документальных источников XVIII века. К этому периоду в связи с эпохой преобразований Петра I, в частности с изменениями государственного аппарата, появляются новые виды источников. Главным образом, источники, связанные с освоением Северо-Западного побережья Америки и прилегающих островов, относятся к делопроизводственной документации. Из имеющихся опубликованных источников интересующего нас периода имеются рапорты – рапорт Иркутского генерал-губернатора И.В. Якобия о деятельности компании И.И. Голикова и Г.И. Шелихова на островах Тихого океана[39]. Данный документ был адресован императрице Екатерине II. В нём содержится важная информация о ходе промысловой деятельности вышеуказанной компании, а также ходе освоения и особенностях новых территорий Российской империи в Тихом океане.
Указы Сената – Указ Сената от 1761 года о разрешении купцам промысла зверей на Алеутских островах[40], который закреплял возможность добычи пушнины русскими промысловиками на законных основаниях и возможности создания артелей для осуществления промыслов.
Экстракты, представлявшие собой выписку, – экстракт Г. Пушкарёва о путешествии на Алеутские острова и Аляску[41], который даёт представление о первых поселениях и его жителях.
Реляции – реляция Д.И. Чичерина Екатерине II содержит информативный материал об открытии островов Умнак и Уналашка, а также последующем приведении местного населения в российское подданство[42].
Доношения, в частности, доношение Г. Шелихова от 1787г. генерал-губернатору И. Якобию[43] о путешествии к берегам Северной Америки и о тех трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе его осуществления, в том числе Г. Шелихов пишет об установлении отношений с местным населением.
Протокол – Протокол заседания Адмиралтейств-коллегии П.К. Креницыну от 1764 г. о подготовке и проведении экспедиции на Алеутские острова[44].
Также делопроизводственная документация того времени существовала в виде представлений. Ярким примером такого документа может служить представление сибирского губернатора В.А. Мятлева в Сенат от 1753 г., которое гласило о необходимости возобновления экспедиций на Камчатку и более того строительстве военно-морской базы в устье Амура[45].
Эпистолярные источники по данному периоду представлены письмами Г. Шелихова. Одно из таких писем было отправлено в 1789 г. главному правителю РАК Е. Деларову[46], где Г. Шелихов даёт характеристику отдельных персон, даёт весьма ценные указания по поводу ведения дел и обустройства быта, а также способах общения с отдельными категориями поселенцев – иностранцев. Подобного рода переписка велась с А.А. Барановым[47] и И.Т. Смирным[48].
Весьма интересными представляются записки Г.И. Шелихова, носящие характер неких рекомендаций. Наиболее значимые из них записки о торговле с англичанами на Камчатке[49], о привилегиях его компании[50] и записки о путешествии в Восточном море[51]. Последние записки носят характер дневниковых записей, где подробно описываются ход и основные события путешествия. Все они датируются 1787 годом.