Славянофилы и заподники

«Славянофильство» – одно и крупнейших идейных, оппозиционных течений в русской общественной мысли. Сам термин «славянофильство» придуман идейными оппонентами славянофилов – западниками. В истории развития славянофильства как идейного течения обычно выделяют два периода: раннее славянофильство – до реформы 1861 г., и позднее славянофильство – до середины 70-х гг. XIX в. Датой появления славянофильства принято считать 1839 г., когда его основоположники Алексей Степанович. Хомяков и Иван Васильевич Киреевский выступили со статьями: первый – «О старом и новом», а второй – «В ответ Хомякову», в которых были сформулированы основные положения славянофильской идеологии. Окончательно же славянофильство сложилось в 1845 г. – ко времени выпуска трех славянофильских книжек журнала «Москвитянин» (редактор – Михаил Петрович Погодин).Течение славянофильства было немногочисленным, но оставило весьма заметный след в русской общественной мысли главным образом благодаря участию в нем таких известных литераторов и ученых, как: А. С. Хомяков, братья И. В. и П. В. Киреевские, С. Т. Аксаков и его сыновья Константин и Иван, Александр Иванович Кошелев, Ю. Ф. Самарин, Дмитрий Александрович Валуев, Ф. В. Чижов, Иван Дмитриевич Беляев и др. Близкую к славянофилам позицию занимали писатели Владимир Иванович Даль, Александр Николаевич Островский, Аполлон Александрович Григорьев, Федор Иванович Тютчев, Николай МихайловиЯзыков. Приверженность к славянофильству проявляли многие историки, юристы, лингвисты и провинциальные писатели. Почти все они были выходцами из дворян. Славянофильство богато представлено литературными произведениями, поэзией, научными трудами и публицистикой. Оно положило начало изучению истории русского крестьянства, собиранию памятников русской народной культуры и языка. В этом отношении большую известность приобрели 10-томное собрание народных песен П. В. Киреевского и словарь русского языка Даля. Славянофилы поддерживали тесные отношения с известными деятелями европейского движения славянского возрождения и национально-освободительной борьбы. Они внесли существенный вклад в развитие славяноведения в России.Центральное место в теории славянофильства занимает вопрос о самобытности пути развития России, отличном от западного. По их мнению, государство на Руси сложилось на доверительных отношениях между народом и властью. Исторически на Руси сложились традиции соборности и свободы мнений, поэтому своеобразной чертой было отсутствие классового антагонизма и революционных потрясений. Традиционный путь развития был прерван реформами Петра I, и страна пошла по чуждому для русского народа западному пути. Славянофилы резко критиковали петровское и послепетровское законодательство, оторванное от народных традиций и обычаев, критиковали самодержавие за его формализм и отсутствие народного представительства. В связи с этим славянофилы настаивали на созыве Земского собора, который должен концентрировать свободу российского народа. Символом власти явилась широко известная формула Константина Аксакова: «Сила власти – царю, сила мнения – народу». Мнение народа славянофилы понимали не в древнерусском смысле, а облекали его в современные формы, требуя свободы слова и печати. В связи с негативной ролью государства в послепетровской истории России славянофилы рассматривали проблемы крепостного права. Наиболее полно эта проблема представлена в трудах Константина Аксакова и Беляева. Славянофилы считали, что до конца XVII в. в России сохранялось благодетельное разделение функций и прав между народом и государством, крестьяне сохраняли свои личные права, располагали своей личностью и трудом. Сохранялось и определенное согласие между крестьянами и помещиками. В петровскую эпоху государство разорвало союз между сословиями русского народа и лишило крестьян личных прав, превратив крепостные отношения в личное холопство. Отсюда отмену крепостничества славянофилы непосредственно связывали с изменением характера российского самодержавия. Они выступали за отмену крепостного права путем восстановления взаимного согласия между крестьянами и помещиками. Инициаторами отмены крепостничества должны были выступить правительство и помещики.Несмотря на оппозиционность славянофилов, правительство периодически обращалось к ним за содействием. В частности, при Николае I к ним обратились при разработке политики по такому вопросу, как сектанство и раскол. В критических ситуациях их привлекали к административной деятельности в Польше. Славянофилы внесли большой вклад в дело подготовки и проведения отмены крепостного права.

Западники

В дискуссии со славянофилами в 30-40 гг. сложилось течение западников, которые придерживались европейской модели либерализма. Оно было достаточно широким, так как к нему примыкали практически все противники славянофильства. Основной костяк западников составляли Т. Н. Грановский, Сергей Михайлович Соловьев, Петр Николаевич Кудрявцев, Константин Дмитриевич Кавелин, Борис Николаевич Чичерин, М. Н. Катков, П. А. Анненков, В. П. Боткин, а также писатели – Иван Сергеевич Typгенев, Иван Александрович Гончаров, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Николай Алексеевич Некрасов. Взгляды западничества разделяли также А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев, а также Петр Яковлевич Чаадаев. Кроме дворянской интеллигенции, круг западников включал и выходцев из буржуазной среды. В отличие от славянофилов западники не противопоставляли исторические пути развития России и Запада. Они отстаивали общие закономерности в судьбах всех европейских народов. Западники ориентировались на европейскую модель государства, считали, что европейское влияние было благотворным для России, положительно оценивали парламентаризм, считая его хорошим примером для реформирования российского самодержавия. Они отстаивали основные ценности либерального общества: свободу слова и печати, независимость личности, справедливое гражданское судопроизводство. Как и славянофилы, они выступали за отмену крепостного права и создание в России гражданского общества. В противоположность славянофилам западники возвеличивали Петра I. Петровские реформы они рассматривали как начало обновления страны.Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты:

– отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности;

– убежденность в необходимости коренных преобразований;

– надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности;

– расчет на то, что реформы будут носить постепенный и осторожный характер;

– уверенность в возможности мирного осуществления реформ;

– вера в Россию, в возможности её стремительного движения к процветанию.

Наши рекомендации