Государственный и общественный строй древневосточных цивилизаций
Предмет науки история государства и права зарубежных стран, ее методология, функции и значение.
Предмет истории государства и права зарубежных стран: закономерности и случайности возникновения, развития и функционирования государства и права в хронологической последовательности в рамках отдельных цивилизаций и народов, оказавших наибольшее влияние на политико-правовую эволюцию человечества; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве; исследование присущих им причинно-следственных связей и конкретно-исторических закономерностей.
Основные методы:
1. Общенаучные:общелогические (философские), способы познания (индукция-дедукция, анализ-синтез, аналогия).
2.Специальные, дополнительные: синтетический, социологический, статистический, принцип историзма, принцип объективности.
3. Частнонаучные:метод правового моделирования, правового эксперимента.
Периодизация истории государства и права зарубежных стран: многообразие подходов.
Ый подход: Формационный (Маркс)
-первобытно-общинное общество
-рабовладельческий строй
-феодальный строй
-капиталистический строй
-коммунистический строй
Ой подход: Цивилизационный (Данилевский, Тойнби, Белл)
- традиционное общество
- индустриальное общество
- постиндустриальное общество
Ий подход: Интегративный (Гелбрейт)
I период – (IV тыс. до н.э. – I тыс. до н.э.): Цивилизация Древнего Востока: Древний Египет, Древний Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия.
II период – (2-ая половина I тыс. до н.э. – 1 половина – II тыс. н.э.): Античная цивилизация: Древняя Греция, Древний Рим.
III период (V–XVII вв.): история государства и права Средних веков: Франкское государство, Франция, Германия, Англия, Византия, Арабский Халифат, Япония и др.
IV период:
(XVII – начало XX вв.): история государства и права Нового времени: Франция, Англия, Германия, США;
(начало XX в. – настоящее время): история государства и права Новейшего времени: Франция, Великобритания, США, Германия.
Государственный и общественный строй древневосточных цивилизаций.
Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.
Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:
- финансовое ведомство по сбору налогов;
- ведомство военное;
- ведомство общественных работ.
Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.
По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы.
Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община. Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти?
Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.
Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.
Общественный строй: прочность общины, обусловленная духом коллективности, явившемся результатом хозяйственной необходимости, привела к тому, что на принципах коллективизма было построено все общество: личностное начало было развито слабо. Это способствовало жесткому сословному делению древневосточных обществ, что крайне затрудняло формирование классовой структуры. Еще одним следствием существования общины было отсутствие частной собственности.
Еще одна особенность общественного строя на Востоке — наличие только вертикальных связей, отсутствие связей между общинами. Существование вертикальных связей было обусловлено структурой государственного управления: оно осуществлялось при помощи огромного бюрократического аппарата. Колоссальную роль в таком обществе играет государство, приобретая форму восточной деспотии.
Важнейшей особенностью общественного устройства на Древнем Востоке является существование общины, которая была основной социальной и территориальной единицей. Руководство общины являлось низшим звеном в огромной бюрократической системе управления древневосточных государств. Возвышению государственной власти способствовали также прочность общины, неразвитость классовой структуры общества и главное — отсутствие частной собственности на землю. В структуре древневосточных обществ не было собственников, то есть такой категории населения, которая была бы в состоянии противопоставить себя государству в силу своей независимости от него и влиятельности. Восточная деспотия — это неограниченная монархия, не связанная в своих действиях никакими законами, которая осуществляет управление государством при помощи огромного, иерархически построенного аппарата чиновников. Важной особенностью древневосточной деспотии являлось особое положение главы государства — правителя-деспота. В условиях развитого деспотизма правитель считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной и судебной, — но вместе с тем признавался сверхчеловеком, ставленником богов.