Основы оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность(ОРД) — это вид правоохранительной деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Правовой основой ОРД является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ. Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
♦ выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
♦ осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
♦ добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.
К органам, осуществляющим ОРД,относятся: органы внутренних дел, органы ФСБ, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы, органы Службы внешней разведки РФ, органы Федеральной службы исполнения наказаний, а также органы по контролю оборота наркотиков. Кроме того, правом на проведение ОРД наделено оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны РФ — Главное разведывательное управление Генерального штаба (ГРУ), но только целях обеспечения собственной безопасности и при условии, что это не затрагивает полномочий иных вышеуказанных органов.
При решении задач ОРД оперативные подразделения вправе:
♦ проводить гласно и негласно установленные законом оперативно-розыскные мероприятия (ОРМ), изымать предметы, материалы и сообщения, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
♦ устанавливать на безвозмездной либо возмездной основе отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать содействие на конфиденциальной основе органам, осуществляющим ОРД;
♦ использовать в ходе проведения ОРМ служебные помещения и имущество предприятий, учреждений, организаций и воинских частей, а также жилые и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных лиц;
♦ использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность организаций, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих ОРД, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;
♦ создавать в установленном законом порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения возложенных на органы, осуществляющие ОРД, задач.
Основаниями для проведения ОРМ являются:
♦ наличие возбужденного уголовного дела.
♦ ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:
- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противо-правного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
- о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;
- о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;
- о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов;
- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
♦ запросы других органов, осуществляющих ОРД;
♦ постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
♦ запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Кроме того, органы, осуществляющие ОРД, вправе также собирать сведения, необходимые для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в ОРД или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или о поддержании с лицом сотрудничества при подготовке и проведении ОРМ; по обеспечению собственной безопасности органов, осуществляющих ОРД; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
Основным составным элементом оперативно-розыскной деятельности являются оперативно-розыскные мероприятия, носящие разведывательно-поисковый характер и направленные на решение конкретных тактических задач. Статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предусмотрены следующие виды оперативно-розыскных мероприятий.
♦ Опрос, то есть специальная беседа, проводимая с гражданами, которым могут быть известны сведения о расследуемом событии или причастных к нему лицах. Проведение опроса допускается только при добровольном согласии. При этом лица, отказавшиеся явиться для беседы, не могут быть подвергнуты принудительному приводу. Опрос может носить также негласный характер, когда оперативные работники, проводящие его, из тактических соображений скрывают его истинные цели либо свою профессиональную принадлежность.
♦ Наведение справок — сбор информации о лицах, причастных к преступной деятельности, хранящейся в документах (в том числе архивных). Сбор информации может осуществляться как гласно через информационно-поисковые системы правоохранительных органов, по запросам в различные организации и учреждения, путем непосредственного изучения документов, так и негласно, когда цели получения информации, а также личность наводящего справки зашифровываются.
♦ Сбор образцов для сравнительного исследования — действия, направленные на получение объектов — носителей информации, необходимых для их последующего изучения, описания или сравнения с ранее добытыми аналогами (следами, предметами, текстами, фотоснимками, сырьем и др.) путем изъятия указанных объектов, их фотографирования, дактилоскопирования, звукозаписи или посредством проверочной закупки. Данное ОРМ также может осуществляться гласно, негласно и зашифрованно.
♦ Проверочная закупка — один из методов сбора образцов для сравнительного исследования, предполагающий приобретение у объекта ОРД предметов, веществ и т. п., подтверждающих факт конкретного правонарушения. Данное ОРМ проводится в зашифрованной (под видом обычного покупателя) либо в негласной (когда сам факт проведения закупки скрывается от продавца) форме.
♦ Исследование предметов и документов — непроцессуальная криминалистическая экспертиза объектов, полученных в результате ОРМ (так называемая оперативно-розыскная экспертиза), проводимое, как правило, до возбуждения уголовного дела с целью выявления признаков преступной деятельности и причастности к ней проверяемых лиц. Данное ОРМ проводится негласно, как правило в комплексе со сбором образцов для сравнительного исследования и проверочной закупкой, экспертно-криминалистическими службами правоохранительных органов.
♦ Наблюдение (физическое, электронное, смешанное) — негласное слежение за лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, используемыми ими транспортными средствами, местами их нахождения с целью получения информации о признаках преступной деятельности, возможных соучастниках, местах хранения орудий совершения преступлений или похищенного имущества. Данное ОРМ осуществляется как самими оперативными работниками, так и сотрудниками специальных оперативно-технических и поисковых подразделений.
♦ Отождествление личности — способ установления лиц, причастных к преступной деятельности либо находящихся в розыске, заключающийся в непроцессуальном опознании личности по внешним признакам, голосу, запаху (с использованием служебных собак), а также с применением информационного поиска в оперативно-справочных, розыскных и криминалистических учетах.
♦ Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств — это оперативный (непроцессуальный) осмотр жилых и служебных помещений, транспортных средств и других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых преступников, а также получения другой информации, необходимой для решения задач ОРД. Данное ОРМ может носить гласный, зашифрованный или негласный характер.
♦ Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений (перлюстрация корреспонденции) — это разведывательный способ получения информации о преступной деятельности подозреваемых лиц путем негласного (для адресата) обнаружения и изучения содержания корреспонденции и почтовых отправлений. Данное ОРМ осуществляется только оперативными подразделениями органов МВД, ФСБ и ФСКН России и может носить как разовый, так и длящийся (до 6 месяцев) характер (в последнем случае мероприятие осуществляется оперативно-техническими подразделениями).
♦ Прослушивание телефонных переговор'ов — это негласное получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в совершении преступлений, по линиям телефонной связи (в том числе по каналам сотовой и космической связи). Осуществляется только оперативно-техническими подразделениями органов МВД, ФСБ и ФСКН России. Предельная продолжительность данного мероприятия — 6 месяцев.
♦ Снятие информации с технических каналов связи — это негласцое получение информации, передаваемой лицами, подозреваемыми в преступной деятельности, по техническим каналам связи (компьютерным, телефаксным, телетайпным и др.).
♦ Оперативное внедрение — это способ получения информации путем установления доверительных отношений между штатными негласными сотрудниками органов, осуществляющих ОРД, или лицами, оказывающими им содействие на конфиденциальной основе и ли-цами, подозреваемыми в преступлениях, совершаемых организованными группами, иначе говоря, — это легендированное внедрение в организованную преступную группу или преступное сообщество.
♦ Контролируемая поставка — это перемещение под контролем правоохранительных органов, наделенных правом на осуществление ОРД, товаров, веществ и предметов (в том числе запрещенных или ограниченных в обороте) в целях выявления и пресечения преступлений (например, контрабанды), а также выявления лиц, причастных к их совершению. Данное ОРМ предусматривает оказание конспиративного управляющего воздействия на развитие ситуации в выгодном для правоохранительных органов направлении. В практике правоохранительной деятельности контролируемая поставка обычно осуществляется в рамках специальной (тактической) операции, то есть совокупности организационных, следственных и оперативно-розыскных мероприятий, объединенных общим замыслом и направленных на достижение единой цели.
♦ Оперативный эксперимент — это способ получения информации посредством проведения необходимых опытных действий по созданию потенциальному преступнику условий для совершения им преступления при наличии у него возможности выбора законопослушного поведения. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получении взяток, торговле наркотиками и т. п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления путем применения различных «ловушек» и «приманок».
Проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения и при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ. Однако в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, допускается на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего ОРД, проведение ОРМ, ограничивающих конституционные права граждан, с обязательным уведомлением суда в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала ОРМ орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о его проведении либо прекратить его проведение. Результаты ОРД используются для доказывания при расследовании преступлений.