Капиталистическое право

Главным назначением капиталистического права является

- укрепление политической, экономической и социальной основ капиталистического общества,

- закрепление системыиспользования наемного труда,

- освящение и утверждение капиталистического общественного и государственного строя.

С помощью права господствующий класс закрепляет частнокапиталистическую систему хозяйства, защищает свою власть от посягательств со стороны других слоев общества и классов, обеспечивает свое экономическое и социально-политическое господство.

Буржуазное право ставит превыше всего и охраняет капитали­стическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, ос­новные орудия труда и средства производства.

Основными формами, или источниками, буржуазного права являются

- законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы, решения, постановления, инструкции и т. п.), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативные правовые акты, принятые высшими органами государственной власти (Конгрессом в США, Парламентом в Великобритании, Национальным Собранием во Франции, Бундестагом в ФРГ и т. п.) или путем проведения референдумов и направленные на регулирование наиболее важных общественных отношений.

Законы подразделяют на конституционные и обыкновенные, среди которых особо выделяются конституции.

Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые или санкционируемые различными органами исполнительной власти.

Данное явление, наблюдающееся во всех без исключения высокоразвитых капиталистических странах, отражает процесс значительного усиления исполнительной власти.

(4) Социалистическое государство и право

В рамках формационного подхода к типологии государств и правовых систем выделяется СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ тип государства.

Исходными положениями учения о государстве и праве являются следующими.

Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.

Ближайшая цель коммунистов, говорилось в "Манифесте Коммунистической партии", — это «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». А «первым шагом в рабочей революции» является "превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии" (Соч. т.4.С.438, 446).

Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является

- слом старой государственной машины,

- уничтожение буржуазного государственного аппарата.

Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата.

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов, или ступеней, эволюционного изменения.

К числу таких этапов марксизм относит :

— этап перехода от капитализма к социализму;

— этап функционирования собственно социалистического государства;

— и наконец, этап развития общенародного государства что означало существования и функционирования развитого социалистического общества.

Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика.

Это означает, что для социалистического государства приемлемую форму правления представляет лишь та республика, которая служит интересамтрудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием.

Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма.

Теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формысоциалистического государства.

Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится п р а в о.

Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса.

На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право в соответствии с марксистской доктриной выражают интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции; на этапе развитого социалистического общества — интересы всего народа.

Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными.

По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления тоже отмирают.

Отмирание государства и права не следует понимать вульгарно. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный такими же процессами развития экономики, общества, а вместе с ними — государства и права.

Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, утверждал В.И. Ленин.

Мы вправе говорить «лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания» (ПСС.Т.33,С.96).

Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на данные вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также к формированию высокого уровня общественного сознания.

Весьма важно, в частности, научить людей работать на общество «без всяких норм права», без всяких принуждений; создать все необходимые условия для того, чтобы «основные правила человеческого общежития» со временем стали для всех людей привычкой» (ПСС.Т.33.С.95,102).

Эта благородная по своей природе, но утопическая цель — освободить будущее человечество от:

- государства и права, от любых форм государственно-правового давления и принуждения,

- сделать всех в высшей мере сознательными и свободными — объявлялась не только в теории, но и ставилась на практике.

В Конституции СССР 1977 г. (в преамбуле) провозглашалось, напр.,что «высшая цель Советского государства — построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий.

Однако зачастую практика была иной. Закрепляя, например, в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, предоставляя их гражданам теоретически, государственная власть действовала совершенно по-иному, практически.

Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконно осужденные тысячи людей свидетельствуют о глубоком противоречии в этот период социалистической государственно-правовой теории и практики. Однако практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений была далекой от марксистской теории.

4. Формы государства, вопросы теории и методологии их исследования

Русский юрист и философ Иван Александрович ИЛЬИН (1882-1954) писал: « Форма государства есть строй жизни, живая организация жизни народа. Необходимо, чтобы народ понимал свой жизнен-ный строй, чтобы он … уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию»

За 60 веков со времени появления первых государственных образований историей выделено значительное число сменявших друг друга самых разнообразных режимов государственной власти. Это:

- ДЕСПОТИИ, ДРЕВНИЕ ИМПЕРИИ, АНТИЧНЫЕ и ФЕОДАЛЬНЫЕ РЕСПУБЛИКИ,

- АБСОЛЮТНЫЕ МОНАРХИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ,

- более поздние КОНФЕДЕРАЦИИ, СОЮЗЫ, ДИКТАТУРЫ и ДЕМОКРАТИИ современности.

Георг Еллинек писал: «определение форм государства … является одной из старейших проблем государствоведения» (Общее учение о государства. С.488).

Процесс СМЕНЫ государственных форм продолжается и сегодня. Лишь в 90-х годах XX века в Центральной и Восточной Европе, Южной Америке и Азии сменилось более десятка стран в которых господствовали тоталитарные и авторитарные режимы.

Распались такие Федеральные союзы как:

Союз Советских Социалистических Республик (СССР), Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ), Чехо-Словацкая Федеративная Республика.

И в эти же годы возникают новые федерации, а также новые формы межгосударственного устройства, напр., РФ, Союзное государство России и Белорус-сии, СНГ (Содружество Независимых Государств).

Многие страны в своих конституциях закрепили не только форму правления (республиканскую, парламентскую), но и форму территориального устройства (унитарное государство: Украина, Казахстан).

Форма государства включает ТРИ элемента:

- форму государственного устройства

- форму правления

- государственно-правовой режим

ФОРМА ГОСУДАРСТВА представляет собой - внешнее выражение государственной власти, ее организацию, структуру и характер органов, их систему, взаимосвязь и взаимодействие друг с другом и населением.

Форма правления

Структура высших и местных органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношений между ними.

Формы государственного правления: монархия (абсолютная, дуалистическая, ограниченная), республика (парламентская, президентская, смешанная).

М О Н А Р Х И Я (единовластие) - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству.

ОСНОВНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:

- пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах);

- занятие трона по наследству или по праву родства;

- представительства государства монархом по своему усмотрению;

- юридическая безответственность монарха

ЧЕРТЫ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ:

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху).

Во-вторых, верховная власть передается по наследству.

В-третьих, власть монарха является пожизненной.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответ-ственность монарха как главы государства.

В период становления и развития буржуазной государственности существовали и существуют монархии, в которых власть монарха ограничена: ПАРЛАМЕНТСКАЯ и ДУАЛИСТИЧЕСКАЯмонархии.

Эти два вида монархии охватываются понятием конституционная монархия.

ЧЕРТЫ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ

- формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом;

- за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, которое ответственно перед ним, назначать и смещать ответственных перед ним высших должностных лиц;

- за парламентом закреплена законодательная власть. Однако монарх имеет право абсолютного вето и издавать указы законодательного характера.

ЧЕРТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ

- парламенту полностью принадлежит законодательная власть;

- исполнительная власть принадлежит правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом;

- правительство формируется победившей партией или коалицией партий. Оно зависит от вотума доверия. Участие монарха в формировании правительства чисто символично;

- статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти

РЕСПУБЛИКА - как форма правления характеризуется тем, что высшие органы государства избираются населением на определенный срок.

Республиканской форме правления присущи определенные признаки:

- источником власти является народ, который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу;

- обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти;

- высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа;

- сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов;

- ограниченность во времени полномочий высших должностных лиц и высших органов власти (президента, правительства, парламента);

- юридическая ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий.

В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, от того какой орган играет главную роль в формировании правительства и руководит им, различают республики:

- президентские

- парламентские

- смешанные

ЧЕРТЫ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РСПУБЛИКИ

- высшие органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью. Государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей: парламентскую, исполнительную и судебную;

- президент, как и парламент, избирается населением (внепарламентский способ избрания президента);

- президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти;

- президент формирует правительство, но зачастую с согласия парламента;

- президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено повторным рассмотрением закона в парламенте;

- президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т.д.), которые занимают важное значение в системе законодательства;

- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом, который не вправе отправлять министров в отставку как персонально, так и всем кабинетом;

- президент непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (например, при принятии бюджета страны). Парламент в случае грубого нарушения президентом конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против него процесс отрешения его от власти (ИМПИЧМЕНТ);

- президент лишен права роспуска парламента;

- президент является верховным главнокомандующим;

ЧЕРТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

- правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащим к той партии (партиям), которые имеют большинство голосов в парламенте;

- глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) назначается, как правило, президентом;

- правительство за свою деятельность несет ответственность перед парламентом;

- правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства;

- парламент, помимо принятия законов, осуществляет контроль за исполнительной властью, разрабатывает и утверждает государственный бюджет;

- парламент либо специально образуемая парламентская коллегия избирает главу государства (президента).

ЧЕРТЫ СМЕШАННОЙ РЕСПУБЛИКИ

Смешанная республика сочетает в себе признаки указанных двух основных разновидностей республиканской формы правления.

Президент избирается в результате всеобщих выборов и получает из рук народа мандат на управление страной. Однако в соответствии с конституцией главе государства не принадлежит исполнительная власть. Он выступает в роли гаранта незыблемости государственных устоев, прав и свобод личности.

В то же время главной чертой президентской власти при смешенной форме республиканского правления является стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, а также возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента, в случае возникновения конфликта.

Наши рекомендации