Глава 1. История развития пенсионной реформы
Министерство образования Московской области
Государственная автономная образовательная организация среднего
Профессионального образования Московской области
«Колледж «Угреша»
Курсовая работа
По дисциплине Право социального обеспечения
Тема: «Пенсионная реформа в Российской Федерации. Основные этапы развития»
Выполнила:
студентка группы №138
специальность 400201 «Право и организация
социального обеспечения»
Ганиева С.А.
Руководитель:
Гвоздева Т.В.
Оценка___________________
__________________________
(подпись)
Дзержинский 2015
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… | |
Глава 1. История развития пенсионной реформы………………………..... | |
1.1 Основные этапы пенсионной реформы………………………………… | |
1.2 Цели, задачи, направления пенсионной реформы…………………….. | |
Глава 2. Пенсионная реформа в РФ в настоящее время…………………... | |
2.1 Сущность пенсионной реформы и ее текущее состояние…………….. | |
2.2 Проблемы современной пенсионной реформы……..………………… | |
2.3 Меры по совершенствованию пенсионной реформы…………………. | |
Заключение…………………………………………………………………… | |
Список литературы…………………………………………………………... | |
Список использованных источников……………………………………….. |
Введение
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день в России, несмотря на положительные итоги рыночных реформ и позитивные сдвиги в макроэкономической динамике, состояние пенсионного обеспечения населения все еще не соответствует современным требованиям.
Однако, несмотря на предпринимаемые меры, состояние пенсионного обеспечения на этапе переходной экономики рыночной ориентации превратилось в одну из острейших социально-экономических проблем, чреватой привести в перспективе не только к дальнейшему снижению реального уровня пенсий, но и ко множеству непредсказуемых негативных социально-экономических и политических последствий.
В целях преодоления кризисных явлений, охвативших пенсионное обеспечение страны, была подготовлена концепция его реформирования, сердцевиной которого явился переход от одно к многоукладной пенсионной системе. Важное место в системе негосударственного пенсионного обеспечения отводится институту профессионального пенсионного обеспечения, за счет которого предполагается обеспечить порядка 30-40% совокупного пенсионного дохода.
Вместе с тем, за годы пенсионной реформы многие принципиальные вопросы развития профессионального пенсионного обеспечения практически не получили должного решения.
Серьезно обострилась проблема выплаты профессиональных пенсий в соответствии с принадлежностью работников к профессиям, предприятиям, отраслям, регионам, связанным со сложными и особыми условиями труда. Не решенными оказались вопросы формирования и развития корпоративной системы профессионального пенсионного обеспечения, являющейся эффективным инструментом кадровой политики в условиях рынка.
Целью данной курсовой работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и процессы её реформирования.
В соответствии с поставленной целью рассмотреть следующие задачи:
· Рассмотреть основные этапы пенсионной реформы;
· Изучить уели и задачи, направления пенсионной реформы;
· Выявить проблемы современной пенсионной реформы;
· Какие нужно предпринять меры по совершенствованию пенсионной реформы.
Структура курсовой работы состоит из: введения, 2-х глав, 5-ти параграфов, заключения, списка литературы и списка использованных источников.
Глава 1. История развития пенсионной реформы
Историю развития системы пенсионного обеспечения в нашей стране можно разделить на несколько этапов. Еще в восьмидесятые годы XIX столетия Общество для содействия русской промышленности и торговли поставило вопрос об устройстве в России государственной кассы страхования рабочих от несчастных случаев на производстве и государственной пенсионной кассы для трудящихся [1]. Пенсионные кассы страхового типа появились в России в 1888 г. на железных дорогах. Далее они стали образовываться в разных ведомствах. Существовали эмеритальные, пенсионные и страховые кассы. Фактически все государственные служащие состояли членами этих касс. Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались не только таблицы смертности, но и таблицы инвалидности.
Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:
- пенсия по выслуге лет;
- пенсии по инвалидности;
- вдовьи и сиротские пенсии;
- пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги и установленного числа лет.
Второй этап развития пенсионной системы начался после Октябрьской социалистической революции. Одним из первых Декретов Советской России был Декрет от 10 ноября 1917 г. «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев» [2]. В нем Совет Народных Комиссаров постановил: «страховому товариществу предоставляется производить заимствования из пенсионного фонда на увеличение пенсий пострадавшим от несчастных случаев, на 100%». Первоначально политика в этом вопросе обуславливалась стремлением осуществить свои социально-экономические преобразования на базе прежних экономических отношений. В сообщении от 30 октября 2013 года «О социальном страховании», отмечалось, что рабоче-крестьянское правительство приступает к изданию декретов о полном социальном страховании» [3].
Однако уже через год вышло «Положение о социальном обеспечении трудящихся», утвержденное Советом народных комиссаров 31 октября 2011 [4]. В нем был намечен переход от принципов социального страхования к социальному обеспечению всех членов трудовой коммуны, хотя среди источников средств на социальное обеспечение были названы работодатели, частных предприятий, национализированных и государственных предприятий и учреждений, артелей, ремесленников, сельских хозяев и пр. Такой переход объяснялся экономическими условиями «военного коммунизма». Создание единой государственной системы социального обеспечения привело к ликвидации страховых товариществ.
В период Новой экономической политики (НЭП), в связи с переходом предприятий на хозяйственный расчет, был осуществлен и переход от государственного социального обеспечения к социальному страхованию. В соответствии с декретом Совета Народных Комиссаров «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» [5] обеспечение за счет государства было заменено обеспечением в порядке социального страхования, т.е. специальных фондов, формирующихся за счет взносов, уплачиваемых всем учреждениями, предприятиями, хозяйствами, пользующимися наемным трудом.
Параллельно с социальным страхованием развивается и государственное различные организационно-правовые формы: социальное страхование и социальное обеспечение, имеющие различные механизмы формирования и расходования средств.
Начиная с 30-х годов, государственная политика, в области социальной защиты, все больше делает акцент на развитии и расширении государственного обеспечения. В результате проведенной реформы социальной защиты пенсионное обеспечение стало осуществляться в форме непосредственно государственного обеспечения. Расходы на выплату пенсий работающим пенсионерам стали финансироваться из бюджетных средств, а выплата таких пенсий была передана органам социального обеспечения [6].
Новый этап берет начало в связи с созданием новой российской государственности и либерализацией экономики. Согласно действующей Конституции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии [7].
В отличие от административно-командной системы, характерными чертами которой является общественное собственность практически на все экономические ресурсы в новой экономической системе происходит расширение свободы экономических действий хозяйствующих субъектов, снятие ограничений на экономическую деятельность, раскрепощение предпринимательства. Личность перестает быть объектом воздействия со стороны государства и строит отношения с окружающей реальностью по принципу свободного выбора норм, ценностей, правил. Естественно, что в переходный период, в течение которого происходит переход от прежней устойчивой социальной системы к качественно новой, в различных областях экономики, и, в первую очередь, в социальной сфере возникают кризисные ситуации.
Как бы ни была организована государственная система пенсионного обеспечения, ее основными задачами выступают предотвращение бедности среди пенсионеров и компенсация заработка, утраченного в связи с наступлением событий, перечисленных в законодательстве, - достижением определенного возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца и пр. Для того чтобы успешно решать эти задачи в пенсионной системе должны быть сбалансированы поступления и обязательства. Поэтому важнейшими целями любой пенсионной реформы будут достижение долгосрочной финансовой сбалансированности и обеспечение социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения [8].
В результате введения пенсионной реформы гражданам представляется возможность регулирования материального обеспечения пенсионных накоплений , успешная реализация всех задач пенсионной реформы позволит обеспечить достойную пенсию гражданам РФ.
1.1 Основные этапы пенсионной реформы
Все пенсионные преобразования, проходившие в нашей стране можно разделить на несколько ключевых этапов.