Субъективные признаки шпионажа
Субъективная сторона шпионажа характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает общественно опасный характер совершаемых действий и желает действовать в ущерб внешней безопасности Республики Беларусь. Совершая действия, образующие объективную сторону шпионажа, лицо должно сознавать, что передаваемые или сохраняемые сведения, составляющие государственную тайну, носят шпионский характер, т.е. предварительно собирались или похищались для последующей передачи иностранному адресату.
Мотивы совершения этого преступления могут быть различными. Чаще всего таковыми выступают корыстные побуждения.
Шпионаж как форма измены государству по своим основным признакам совпадает со шпионажем как самостоятельным преступлением, предусмотренным статьей 358 УК.
Главное отличие между составами преступлений, предусмотренными ст.ст. 356 и 358 УК заключается в субъекте преступления.
Если шпионской деятельностью занимается гражданин Республики Беларусь - налицо измена государству в форме шпионажа, а если иностранец либо лицо без гражданства, - шпионаж как самостоятельное преступление.
Также вышеуказанные преступления характерно отличаются между собой по:
· предмету
· характеру
В силу этого основные признаки данной формы измены государству раскрываются в ходе анализа состава преступления, предусмотренного статьей 358 УК. Гражданин Республики Беларусь, совершивший измену государству в форме шпионажа, освобождается от уголовной ответственности при наличии условий, указанных в примечании к статье 358 УК.
Субъектом шпионажа могут быть только иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 16 лет. В качестве соучастников данного преступления могут выступать и граждане Республики Беларусь при условии, что в их действиях отсутствуют признаки измены государству.
В примечании к ст. 358 устанавливается специальный вид освобождения от уголовной ответственности лиц, совершивших шпионаж или измену государству в форме шпионажа, при характеристике содеянного как оконченного преступления.
Учитывая, что шпионская деятельность, как правило, носит продолжаемый характер, не исчерпывается однократным совершением действий, образующих оконченное преступление (измену государству или шпионаж), законодатель в целях стимулирования прекращения такой деятельности установил, что если такое лицо: добровольно прекратило шпионскую деятельность; добровольно заявило государственным органам об уже совершенных им действиях; оказало содействие в предотвращении вредных последствий, - то оно освобождается от уголовной ответственности за шпионаж или измену государству в форме шпионажа.
Ответственность по статье 358 УК несет иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигшие 16-летнего возраста. Если шпионской деятельностью занимается гражданин Республики Беларусь, налицо измена государству в форме шпионажа.
В примечании к статье 358 УК закреплена поощрительная норма, в соответствии с которой освобождается от уголовной ответственности лицо, совершившее шпионаж либо измену государству в форме шпионажа, при наличии одновременно трех условии.
Во-первых, необходимо, чтобы лицо добровольно, т.е. по своей воле, без какого-либо прямого воздействия со стороны правоохранительных органов прекратило свою преступную деятельность.
Во-вторых, нужно, чтобы лицо по собственной доброй воле заявило государственным органам о совершенных им действиях. К государственным органам, которым может быть сделано соответствующее заявление, относятся любые органы государственной власти и управления, правоохранительные органы.
В-третьих, требуется, чтобы лицо оказало реальное содействие в предотвращении вредных для Республики Беларусь последствий уже совершенных шпионских действий. Такое содействие может выразиться в участии лица в мероприятиях, направленных на минимизацию возможных последствий совершенных шпионских действий, разоблачение акций иностранных спецслужб против нашей страны.
В последние десятилетие агенты стали четко осознавать весь риск шпионажа. Шпион, нарушающий законы другой страны может быть депортирован, заключен или даже казнен. Шпион, нарушающий законы своей страны, также попадает в тюрьму за шпионаж.
Мирное положение позволило странам организовать открытые конференции, касающиеся разведывательной деятельности, на которых, в меру возможностей, проводится обмен опытом и технологическими приемами, а также обсуждение таких глобальных проблем, как терроризм и подрывная деятельность.
Нельзя сказать, что в последнее время акцент шпионажа сместился с государственных интересов на коммерческие и промышленные, просто масштабы последних существенно увеличились. За последние несколько десятилетий коммерция стала представлять собой один из самых острых вопросов государств, как в мировом, так и в локальном масштабе.
Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, тогда как нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру запрещая средствам массовой информации во обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности нашей страны. При таком сравнительно хорошем урегулировании шпионажа когда это касается интересов государства, остаётся открытым вопрос касающийся промышленного шпионажа.
На мой взгляд, следовало бы ввести в уголовный кодекс наравне с обычным шпионажем отдельную статью, касающуюся промышленного шпионажа, но с немного менее строгими санкциями. Положительной чертой касательно данного состава преступления является то, что в УК Республики Беларусь в отличие от УК БССР расширен список, составляющий объективную сторону преступления.
Являясь одним из наидревнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Но преступление остаётся преступлением и, на мой взгляд, искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ответственность за преступление против государства предусмотрена в законах всех стран.
Понятие «измена государству» содержится в Уголовном кодексе Республики Беларусь. Анализ ст. 356 УК показывает, что закон знает три вида государственной измены:
- шпионаж,
- выдачу государственной тайны,
- иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности.
Умысел виновного в государственной измене всегда направлен на нанесение ущерба внешней безопасности страны. Ну а мотивы у преступников бывают разные: корысть, месть, националистические побуждения и т.д.
Шпионаж как один из видов преступления относится к числу опасных преступлений. На основании проделанной работы можно сделать выводы. Субъектами шпионажа могут быть граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства, относящиеся и не относящиеся к сотрудникам предпринимательских предприятий, учреждений, фирм. Исполнителем шпионажа может выступать непосредственно предприниматель, сотрудники собственной службы безопасности, частных детективных сыскных фирм или отдельные лица, действующие в частном порядке.
Предмет посягательства шпионажа - информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования, бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений.
В процессе выполнения курсовой работы, была раскрыто содержание темы: «Шпионаж: уголовно-правовая характеристика, проблемы отграничения от смежных составов», также были освещены вопросы понятия, сущности, отличия деяний, указанных в статье 356 УК, шпионаж в системе преступлений против государства, анализ, статистика и применения наказания за преступления, предусмотренные ст.ст. 356 и 358 Уголовного Кодекса Республики Беларусь.
При написании курсовой работы были изучены и использованы: Уголовный Кодекс Республики Беларусь, Комментарий к уголовному Кодексу Республики Беларусь, текущее законодательство Республики Беларусь, а также учебники и учебные пособия по уголовному праву.
Исходя из всего изложенного в основной части данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Относительно правового регулирования и значимости данного состава преступления для законодателя, основываясь на литературе, использованной при рассмотрении данной темы, можно сказать, что такой состав преступления как шпионаж достаточно полно урегулирован в законодательстве Республики Беларусь, при том, что место, уделяемое рассмотрению данной проблемы в научной и учебной литературе сравнительно не велико. Законодатель сознательно вводит строгую санкцию за совершение данного преступления, тогда как нужно совершенствовать законодательство ни путём ужесточения наказания, а путём уменьшения степени гласности, к примеру запрещая средствам массовой информации во обеспечении права на свободу слова собирать информацию составляющую государственную тайну или не составляющую таковой, но способную нанести ущерб внешней безопасности Беларуси. При таком сравнительно хорошем урегулировании шпионажа когда это касается интересов государства, остаётся открытым вопрос касающийся промышленного шпионажа.
На основе второй главы моей курсовой работы можно сделать вывод, что причины побуждающие людей заниматься шпионажем это те же мотивы преступления входящие в субъективную сторону преступления. Они могут быть различными, но будут различаться в зависимости от того, каким шпионажем лицо будет заниматься: по заданию иностранной разведки или промышленным. В первом случае мотивов может и не быть, так как лицо будет совершать данное преступление, выполняя свой служебный долг, а во втором случае мотивы могут быть различными, но в основном это стремление к собственному обогащению.
И как видно из изложенного в основной части моей курсовой работы, история шпионажа начинает своё развитие ещё в древности. Являясь одним из наидревнейших искусств, методы добычи информации при шпионаже совершенствовались на протяжении веков и дошли до нашего времени в совершенно изменённой форме. Но преступление остаётся преступлением и, на мой взгляд, искусство шпионажа будет существовать до тех пор, пока есть государство, секретная информация и люди способные производить подобную информацию.