Вопрос 3. Духовная жизнь и культура на белорусских землях в IX – первой половине XIII в
Раскрывая содержание духовной жизни и культуры восточных славян в IX – первой половине XIII в., подчеркните огромное значение принятия христианства. Датой крещения восточнославянских земель принято считать 988 г., когда христианство было официально введено в Киеве. Вслед за Киевом крестились представители высшей знати в Полоцке и других белорусских городах.
Определите, в чем заключалась роль христианства в развитии восточных славян. Единая общегосударственная религия консолидировала все стороны общественной жизни, прежде всего, в культурно-духовной сфере. Отметьте качественный скачок в развитии культуры, который был обусловлен появлением письменности у восточных славян. Создание славянской азбуки связывают с именами братьев-монахов Кирилла и Мефодия. Более ранний алфавит (глаголица) был вытеснен у южных и восточных славян кириллицей. Расскажите о свидетельствах распространения письменности на белорусских землях (предметы для письма (писала), надписи на печати Изяслава, на бытовых предметах, камнях, берестяные грамоты).
Выделите основной жанр письменной культуры восточных славян - летописание. Называя один из первых памятников – «Повесть временных лет», отметьте его значение для изучения истории Беларуси. Расскажите о других летописях, назовите центры летописания (Полоцк, Туров, Новогородок). Запомните, что существовала религиозная и светская литература – переводная и оригинальная. Приведите примеры. Вершиной художественной литературы того времени считается «Слово о полку Игореве».
Покажите основные направления и определите значение деятельности знаменитых просветителей (Евфросиньи Полоцкой, Кирилла Туровского, Климента Смолятича ) для развития белорусской культуры.
Обратите внимание на влияние Византийской культуры на развитие белорусского зодчества. В IX – XII вв. на белорусских землях преобладало деревянное зодчество. После принятия христианства начали возводить каменные храмы по византийскому крестово-купольному образцу. Приглашались для работы византийские мастера.
Постепенно стали формироваться местные школы зодчества в Полоцке и Гродно. Проанализируйте их особенности. Полоцкая школа ощутила на себе влияние византийской и малоазиатской архитектурных школ. Ее отличительными чертами стали: лаконизм архитектурной постройки, украшение интерьера фресками. Сегодня известны такие каменные постройки полоцко-витебской школы, как: Пятницкая и Борисоглебская церкви в Бельчицах, Спасо-Евфросиньевская церковь в Полоцке, Благовещенская церковь в Витебске, княжеский терем в Полоцке. Знаменитым древнейшим каменным храмом Беларуси является Софийский собор в Полоцке.
Примерами гродненской архитектурной школы являются Каложская (Борисоглебская) церковь, Нижняя, Пречистинская церковь и княжеский терем в Гродно, остатки церкви в Волковыске. Сохранившиеся стены Каложской церкви позволили изучить оригинальную систему включения в стены голосников для лучшей акустики. В основных чертах школа сформировалась в XII в. Ее сооружения, похожие на кавказские и малоазиатские христианские храмы, имели при этом некоторые черты византийской архитектуры.
Подчеркните, что остатки монументальных культовых построек найдены археологами в Минске, Турове, Новогородке и других городах. В последней четверти XIII в. в Каменце (около Бреста) зодчим Алексой была построена 30-метровая башня оборонного значения – Белая вежа. Запомните, что всего на территории Беларуси выявлено и исследовано 25 монументальных памятников культовой и гражданской архитектуры IX-XIII вв.
Далее расскажите о развитии изобразительного искусства. Главными его жанрами были монументальная живопись (мозаика, фреска), иконопись и книжная миниатюра. На белорусских землях искусство мозаики появилось в XII в., попав сюда, вероятно, из Византии. В качестве материала использовали смальту - цветное непрозрачное стекло в виде кубиков или пластинок. Мозаика украшала постройки Верхнего замка и храм Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке, Нижнюю церковь в Гродно. Фресковая живопись сохранилась фрагментарно. Представление о традициях и технике фресковой живописи дают росписи Спасо-Евфросиньевской церкви, где открыто более двадцати фрагментов росписи с изображениями святых. Возможно, что на одной из фресок изображена основательница храма - Евфросинья Полоцкая. Иконы, созданные на белорусских землях в то время, исследователи пока не выявили. Но в литературе имеются сведения о некоторых наиболее почитаемых иконах, привезенных из Византии (икона Эфеской или Корсуньской Богородицы, «Дмитрий Солунский» и др.)
Охарактеризуйте декоративно-прикладное искусство, которое было представлено разнообразными по форме и содержанию памятниками: от незамысловатых бусин и перстней до совершенных образцов ювелирного искусства. Приведите конкретные примеры. Вершиной декоративно-прикладного искусства Беларуси того времени можно считать шестиконечный крест, созданный в 1161 г. в Полоцке Лазарем Богшей. Опишите его художественное оформление, расскажите о его драматической судьбе.
Подчеркните, что нередко полоцкие князья, по примеру византийской знати, становились меценатами. При княжеском дворе в Полоцке были художники, поэты, составители героического эпоса, музыканты, актеры- скоморохи, танцоры, певцы. Дорогу в Полоцк знали иностранные купцы, иной заезжий люд, что способствовало проникновению сюда не только византийской, но и западноевропейской культуры. Вместе с тем, сохранялось единство материальной и духовной культуры восточных славян. Чем это было обусловлено?
Сделайте обобщающие выводы об уровне материально-духовной культуры белорусских земель IX-XIII вв. Назовите сходные с европейским и присущие только белорусскому региону черты.