Вопрос 17:Государственное регулирование экономики после II Мировой войны
После войны начался переход к экономике мирного времени. В США довольно быстро была проведена демобилизация армии, было демобилизовано около 12 млн. человек. США сильно разбогатели за годы войны и смогли обеспечить демобилизованным быстрое включение в мирную жизнь. Демобилизованные получали кредиты при создании собственных предприятий и пособия. Позиции США были очень прочны. на долю сша приходилось 55% промышленного производства капиталистического мира, В то же время США имели огромные золотые запасы. В 1948 году США принадлежало 75% золотых запасов капиталистического мира. Позиции других великих держав были ослаблены. На долю Великобритании в 1948 году приходилось 12% промышленного производства капиталистического мира, на долю Франции -4%. Экономика государств, пострадавших от войны довольно быстро восстанавливалась. В Западной Европе довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 году. К середине 1950-х годов уровень промышленного производства Западной Европы превышал довоенный в 1,6-1,7 раз. Объем сельскохозяйственного производства в 1,2 раза, но показатели экономического роста в США были более высокими.
В экономической политике разных государств капиталистического мира были свои особенности.
В странах Западной Европы формировалась смешанная экономика, где сосуществовал частный и государственный секторы. В ФРГ формировалась и развивалась социальная рыночная экономика.
В послевоенный период в развитых странах капиталистического мира развивались две основные формы государственного регулирования экономики:
1. Характерно сильное, значительное государственное влияние в экономику (Франция, Англия, Австрия)
2. Характерно мерно косвенное государственное регулирование экономики (США, ФРГ)
В странах Латинской Америки государство тоже начинало более активно вмешиваться в экономику. Но для Латинской Америки государственное вмешательство в экономику направлено в основном на ограничение позиций иностранного капитала.
Общие моменты политик государственного регулирования: усиление регулирования социальных отношений.
В 1950-1960-e года формируется "государство всеобщего благоденствия" (так называют этот тип теоретики Запада). Что это такое?
"Государство всеобщего благоденствия" — это демократическое государство, которое гарантирует своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния, при сохранении рыночной экономики.
Факторы способствовавшие формированию государство всеобщего благоденствия :
1. Новая демократическая волна после 2MB.
2. Холодная война, которую вел Запад и Восток друг с другом. В условиях холодной войны Запад должен был обезопасить себя от пропаганды коммунистических идей.
3. Благоприятная экономическая обстановка, которая возникла после послевоенных экономических трудностей (план Маршалла). "Государство всеобщего благоденствия" — государство, где быстро растут доходы населения - это тоже фактор экономического роста.
4. Общая либерализация внешней торговли в конце 1940-х в 1950-е годы. Особенно создание общего рынка. Европейской Ассоциации Свободной Торговли (ЕАСТ). Быстрому росту уровня жизни на Западе способствовало вовлечение в хозяйственный оборот богатейших месторождений нефти в Персидском заливе. Началась эра дешевой нефти. Это способствовало удешевлению производства, снижению себестоимости. Весьма высокие темпы экономического роста в 1950-1960-х годах, объяснялись тем, что государство и частные фирмы наращивали капитальные вложения в экономику по общему процессу экономического развития.
5. Массовое производство товаров народного пользования.
6. Политика государства.
Для 1950-1960-х годов были характерны высокие темпы экономического роста
Расцвет "государства всеобщего благоденствия" приходился на вторую половину 1960-х годов -первую половину 1970-х годов. К 1975 году во всех странах Западной Европы были созданы системы социального обеспечения. Социальные выплаты стали важнейшей статьей государственного бюджета. Они достигали 50-60% всех расходов.
. В середине 1970-х годов обнаружился кризис в "государстве всеобщего благоденствия". Причины:
1. Сказывался мировой экономический кризис 1974-1975 годов.
2. Конец эры дешевой нефти. С 1973 года до конца 1970-х годов цены на нефть возросли в 10 раз. Это привело к значительному росту цен на Западе, к инфляции, прекращению роста реальной заработной платы, увеличению безработицы. Считается, что к концу 1970-х годов в странах Запада было 17 млн. безработных. Неоконсерваторы требовали ликвидации "государства всеобщего благоденствия". Доказывали, что государство несет непомерные расходы, что люди должны в первую очередь заботиться о себе сами.
Были. ликвидированы излишества в "государстве всеобщего благоденствия". Ослабление государственного регулирования. Имела место приватизация. Уменьшение расходов на социальные нужды.
С преодолением кризиса в начале 1980-х годов началась новая волна экономического роста на Западе, связанная с технологической революцией. Главная причина - разработка ЭВМ. Первая ЭВМ создана компанией IВМ в 1951 году. В 1972 году был изобретен микропроцессор и в 1973 году был создан в США первый персональный компьютер. С 1977 года начинается массовое производство персональных компьютеров - это было главной отраслью экономики в некоторых странах. Усиливается значение биотехнологии, генной инженерии. Развитие систем коммуникации.
Развитие экономики стран Запада в 1980-е было связано с этими достижениями. Этапы государственного регулирования:
Инвестиционная активность государств была весьма высока. В Англии к концу 1960-х годов на долю государства приходилось до 45% капиталовложений в экономику, во Франции - 25%. В ряде государств Запада формируется военно-промышленный комплекс. В странах Бенилюкса, государство не играло активной роли в экономике. В США эта роль тоже была ограниченной. В Скандинавских странах роль государства была однобокой: в Швеции - роль государства заключалась по большей части лишь в перераспределении денежных средств от более богатых к бедным. Темпы экономического роста были высокими. .
2. 1970-е года. В системе государственного регулирования происходят существенные изменения. Становится ясно, что рост государственных расходов, снижение налогов и удешевление кредитов ведет к инфляции. А снижение государственных расходов, увеличение налогов и подорожание кредитов ведет к усилению спада производства и к увеличению безработицы. Неокейнсианцы и неоклассики + монетаристы - две критикующие друг друга группы. Широко пропагандируется неоконсерваторская модель:
• дерегулирование
• сокращение расходов государства
• ограничение денежной массы
• более энергичное использование рыночных механизмов.