Понятие мирных средств разрешения международных споров и их закрепление в МП
Механизм разрешения споров в МП
14.1 Понятие и классификация международных споров. Споры и ситуации.
14.2 Понятие мирных средств разрешения международных споров и их закрепление в МП.
14.3 Согласительные (дипломатические) средства разрешения международных споров и их общая характеристика.
14.4 Международное арбитражное разбирательство и его специфика.
14.5 Международное судебное разбирательство и его специфика.
14.6 Разрешение споров в рамках региональных международных организаций (ОБСЕ, ЕС, Совет Европы, СНГ)
Понятие и классификация международных споров. Споры и ситуации
В международных отношениях противодействуют между собой две тенденции:
столкновения интересов государств или групп государств;
согласование, гармонизация интересов.
Если преобладает первая тенденция, то начинаются конфликты, столкновения, войны, споры.
Если преобладает вторая – воцаряется порядок, мир.
Что же такое международный спор?
В самом общем виде международный спор определяется как специфическое международно-правовое отношение, возникающее между двумя и большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения.
Устав ООН делит споры на две категории:
1) особо опасные, продолжение которых может угрожать поддержанию международного мира и безопасности (ст. 34);
2) любые другие споры (п. 1 ст. 33, п.1 ст. 35, п. 1 ст. 36).
Наряду с термином «споры» в Уставе ООН употребляется термин «ситуация» (ст. 34, п. 1 ст. 35, п. 1 ст. 36):
Совет Безопасности ООН уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениями или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение того спора или ситуации угрожать поддержанию мира и безопасности (ст. 34);
любой Член Организации может довести о любом споре или ситуации, имеющей характер, указанный в ст. 34, до сведения Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи (п. 1 ст. 35);
Совет Безопасности ООН уполномочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или ситуации подобного характера, рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (п.1 ст. 36).
Вместе с тем критериев, позволяющих разграничить «споры» и «ситуации» Устав ООН не содержит, предоставляя решение этого вопроса Совету Безопасности ООН: Совет Безопасности ООН уполномочивается расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение того спора или ситуации угрожать поддержанию мира и безопасности (ст. 34 Устава ООН).
Таким образом, деление международных конфликтов на споры и ситуации является условным и относительным. Между тем в учебнике по международному праву под ред. Е.Т.Усенко и Г.Г.Шинкарецкой отмечено, что различие между спором и ситуацией имеет юридическое значение. При рассмотрении спора в Совете Безопасности участвующий в споре член СБ ООН обязан воздерживаться от голосования (при принятии решения), а при рассмотрении ситуации – не обязан. В отношении споров, угрожающих миру, Совет Безопасности наделен особыми правами. Он может по собственной инициативе расследовать любой такой спор, рекомендовать сторонам надлежащую процедуру или методы урегулирования, а также условия разрешения спора. Кроме того, передача дела в Международный Суд ООН может иметь место только в отношении спора, но не ситуации.
Особо выделяется категория «юридических споров» («споров юридического характера»): делая рекомендации на основании настоящей статьи, Совет Безопасности принимает также во внимание, что споры юридического характера должны, как общее правило, передаваться сторонами в Международный Суд в соответствии с положениями Статута Суда (п. 3 ст. 36 Устава ООН).
Статут Международного суда отнес к юридическим (правовым) спорам споры, касающиеся:
1) толкования договора;
2) любого вопроса международного права;
3) наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства;
4) характера и размера возмещения за нарушение международного обязательства, – по которым юрисдикция Суда является обязательной.
Понятие мирных средств разрешения международных споров и их закрепление в МП
На протяжении веков государства в случаях конфликтных ситуаций прибегали к силе, силовому решению спорного вопроса или проблемы. «Однако господство силы при решении спорных вопросов, – как справедливо отмечает В.М.Шумилов, – это, по сути, отрицание права и правопорядка. Мир не может быть устойчивым и прочным в таких условиях».
Господство права предполагает, что споры должны решаться мирными средствами и на основе согласованных процедур.
Принцип мирного разрешения международных споров получил свое закрепление и развитие во множестве документов, в частности:
Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г.;
Статут Лиги Наций 1919 г.;
Парижский пакт 1928 г. (Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики);
Устав ООН 1945 г.;
Статут Международного суда ООН 1945 г.;
Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принята Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.;
Декларации принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных соглашениях в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 г.;
Декларация ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. (Манильская декларация) и другие.
Под «мирными средствами» понимаются отвечающие международному праву средства и процедуры, направленные на урегулирование споров, возникших между государствами, продолжение которых могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности.
Согласно Уставу ООН, «Стороны, участвующие в любом споре, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, должны прежде всего стремиться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору» (ст. 33 Устава ООН).
В Декларации ООН о мирном разрешении международных споров 1982 г. упомянуты также добрые услуги, а в Конвенции о мирном решении международных столкновений 1907 г. – консультации и следственные комиссии.
Все средства мирного урегулирования, выработанные международной практикой, условно можно разделить на две большие группы:
1) согласительные средства, первостепенной целью которых является достижение соглашения спорящих сторон,
2) судебные средства, задачей которых является поиск нормы международного права, показывающей, как обязаны действовать спорящие стороны.
Международные споры должны разрешаться мирными средствами при свободном выборе средств. Однако в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН уполномочивается в любой стадии спора, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности, или ситуации подобного характера, рекомендовать надлежащую процедуру или методы урегулирования (часть первая ст. 36).
В современном международном праве прослеживается несколько тенденций в развитии института мирного разрешения споров. Во-первых, происходит специализация средств такого разрешения споров. Во-вторых, отмечается институализация тех средств мирного разрешения споров, которые прежде, как правило, использовались спонтанно . В-третьих, увеличивается число международных судов .