Духовный мир личности. Мировоззрение

План:

1. Понятие духовный мир личности.

2. Духовность личности.

3. Мировоззрение и его роль в жизни общества.

Дух (с греч. - сознание, человеческое измерение, человеческий разум или его склонность). Духовный мир личности означает обладание важными личностными качествами: стремлением к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми, нравственно сориентированные волю и разум человека. В процессе внутренней жизни человек осмысливает сделанное и обдумывает новые действия для осуществления своих целей. Успешные или неуспешные действия вновь дают пищу для раздумий, для их оценки. К духовной жизни, миру личности относят: знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь. Диапазон духовной культуры, накопленной человечеством, дает каждому человеку практически неограниченную возможность выбора духовных ценностей, наиболее отвечающих его установкам, вкусам, способностям и условиям жизни. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью, значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Главным в духовной культуре личности является активное, творческое и вместе с тем ответственное отношение к жизни - к природе, другим людям, к самому себе. Признак духовной культуры личности - готовность личности к самоотдаче и саморазвитию.

Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения людей.

Мировоззрение включает в себя знания, убеждения, верования, настроения, стремления, ценности, нормы, идеалы и т.д. Структуру мировоззрения формируют:

  • Познание.
  • Ценности, идеалы убеждения, верования, нормы и т.д.
  • Реализация ценностей и норм в практических поступках, превращение норм в личные взгляды, убеждения.
  • Практический элемент, т.е. реальное поведение человека в определенных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носит абстрактный, отвлеченный характер.

Можно выделить два уровня мировоззрения:

1. Жизненнопрактический уровень, который базируется на здравом смысле и повседневном опыте, зависит от воспитания, национальных и религиозных традиций, образования, интеллектуальной и духовной культуры, профессиональной деятельности их носителей, содержит не только богатую "память веков", но и предрассудки, не отличается продуманностью и систематичностью.

2. Теоретический уровень преодолевает недостатки жизненнопрактического уровня. К теоретическому уровню решения мировоззренческих проблем наряду с наукой принадлежит и философия. Философия претендует как на теоретическую обоснованность содержания, так и на обоснованность способов достижения обобщенных знаний о действительности.

Философия не только содержит мировоззренческие системы, но и анализирует мировоззрение как таковое. Жизненнопрактическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии, т.е. мифология и религия - предшественники философии.

Мифология характеризуется следующими признаками:

  • Исторически первая форма мироздания.
  • Отвечает на вопрос о происхождении и устройстве мироздания, возникновении наиболее важных явлений природы, животных и людей.
  • Миф является практическим руководством к действию первобытного коллектива.
  • Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения.

Миф - это не первоначальная форма сознания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Таким образом, мифы устанавливали гармонию между природой и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

В этот период существовала и религия. Воплощенные в мифах представления тесно переплетались с образами, служившими предметом веры. Мифология находилась в тесной взаимосвязи с религией. С точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Но существует и религиозная специфика.

Но по мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появляется возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит теоретический характер, она основана на разуме. Следовательно, философия зарождается, как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам.

Философия - это мировоззрение, система взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку.

Философия - это теоретический уровень мировоззрения, поэтому мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

Формы мировоззрения:

  • Мироощущение - эмоциональный опыт людей
  • Миропонимание - интеллектуальный опыт людей, который представляет собой обобщенный образ Вселенной и ее противоположности человеку.
  • Мифологическое миропонимание предстает как:
    • Созерцательное основание, конкретно-чувственный образ, объединивший восприятие и воображение.
    • Человек является частью мира и в то же время выражает собой весь мир.
  • Философское миропонимание:
    • Связано с языком и образностью мифологии, но в отличии от нее вносит единообразие на основе идем порядка и закона.
    • Модели мира и человека приобретают умозрительный характер, понятийную форму выражения.
    • Является основой конкретно научных исследований.
  • Научное миропонимание:
    • Упорядочивает строго определенную сферу явлений мира по определенным правилам с использованием особого языка.
    • Является замкнутой системой знаний, выстроенной на основе некоторых аксиом, удостоверяемых эмпирическим опытом.
  • Теологическое миропонимание:
    • Выражает иерархию сфер мира, сотворенного богом, каждая из которых наделена своей природой.
    • Любое явление этого мира определяется в зависимости от отношения его к богу.
    • Человек богоподобен, является божественным высшим творением; человек принадлежит к двум мирам: физическому и духовному.
  • Обыденное миропонимание:
    • Это понимание мира отдельным индивидом, сформированное его индивидуальностью, образованием, воспитанием, деятельностью и т.д.
    • Делает каждого человека творцом его собственного мира.

Билет №20

Вопрос №1

Наши рекомендации