Оплата труда государственных гражданских служащих
Системы оплаты труда (в том числе, тарифные системы оплаты труда) работников государственных учреждений устанавливаются в соответствии со ст. 144 Трудового кодекса РФ.
Согласно ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе", оплата труда государственного гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (дополнительные выплаты).
Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации*(76). По отдельным должностям гражданской службы указом Президента Российской Федерации может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.
К дополнительным выплатам относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах:
при стаже гражданской службы
- от 1 года до 5 лет - 10 процентов;
- от 5 до 10 лет - 15 процентов;
- от 10 до 15 лет - 20 процентов;
- свыше 15 лет - 30 процентов.
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия труда гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации;
4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
При определении размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, а также продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу применяются:
- Перечень периодов государственной службы и иных периодов замещения должностей, включаемых в выслугу;
- Указ Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532, которым в частности установлен порядок исчисления стажа государственной гражданской службы;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 472 "О порядке исчисления (зачета) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации отдельных периодов замещения должностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. N 1532".
Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации.
Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.
Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.
В случаях установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).
Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы принимается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Размеры окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Согласно части 14 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г., по отдельным должностям гражданской службы может устанавливаться особый порядок оплаты труда гражданских служащих, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте. К гражданским служащим, оплата которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные иными частями статьи 50 Закона. Обобщенные показатели эффективности и результативности деятельности государственных органов, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений, общие для государственных органов и гражданских служащих, утверждаются соответственно Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.
Перечень должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 статьи 50 Закона, утверждается соответственно указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Оплата труда, предусмотренная частью 14 ст. 50 Закона, производится в пределах установленного фонда оплаты труда гражданских служащих.
Специфические показатели эффективности и результативности государственного органа, принятия и исполнения управленческих и иных решений, а также правового, организационного и документационного обеспечения исполнения указанных решений утверждается правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями его задач и функций.
Согласно статье 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г., фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год):
1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов;
2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов;
3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов;
4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов;
5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания;
6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации;
7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 ст. 51 Закона, а также за счет средств:
1) на выплату районного коэффициента (коэффициента);
2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации;
3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В государственных органах, в которых оплата труда гражданских служащих производится в соответствии с частью 14 статьи 50 Закона, фонд (соответствующая часть фонда) оплаты труда гражданских служащих формируется на основе показателей эффективности и результативности деятельности государственного органа. Иные условия формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих могут устанавливаться федеральными законами.
Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации и фонда оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации с учетом положений статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г.
Оплата труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющие техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов, производится в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 912 "Об упорядочении оплаты труда работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющее техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов (с изм. и допол.), и от 15 декабря 2000 г. N 966 "О должностных окладах работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов".
Этими нормативными правовыми актами установлены размеры окладов по соответствующим должностям, надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, премии по результатам работы.
Приказом Минздравсоцразвития России от 27 декабря 2007 г. N 808 утверждено Положение об исчислении стажа работы работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, для выплаты им ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ и указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763, и в целях повышения эффективности деятельности, принято Положение о дополнительных выплатах, поощрении и награждении федеральных государственных гражданских служащих Министерства природных ресурсов Российской Федерации (утверждено Приказом МПР РФ от 27 августа 2007 г. N 221). Положение предусматривает порядок установления и выплаты надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Ежемесячная надбавка подлежит обязательной выплате в целях повышения заинтересованности федеральных государственных гражданских служащих в результатах своей деятельности, качестве выполнения основных обязанностей федерального государственного гражданского служащего и своих должностных обязанностей.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы устанавливается при назначении на должность государственной гражданской службы, при перемещении на другую должность гражданской службы и в других случаях с обязательным учетом профессиональной подготовки, опыта работы по специальности и замещаемой должности в следующих размерах:
по высшей группе должностей гражданской службы - в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;
по главной группе должностей гражданской службы - в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;
по ведущей группе должностей гражданской службы - в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;
по старшей группе должностей гражданской службы - в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;
по младшей группе должностей гражданской службы - в размере до 60 процентов должностного оклада.
Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы выплачивается одновременно с выплатой денежного содержания за истекший месяц.
В указанном Положении установлен и порядок премирования государственных гражданских служащих.
Премирование производится за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций, возложенных на структурное подразделение Министерства природных ресурсов РФ, должностного регламента и за конкретный период работы (квартал, полугодие, год).
Выплата премий производится в пределах средств фонда оплаты труда, установленных МПР России на соответствующий год и максимальными размерами не ограничивается.
При определении размера премии учитывается:
а) своевременное и качественное исполнение федеральным государственным гражданским служащим должностного регламента, достижение значимых результатов служебной деятельности;
б) успешное выполнение особо важных и сложных заданий;
в) использование новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах служебной деятельности.
При определении размера премии, основаниями для понижения ее размера (лишения премии) являются:
а) несоблюдение установленных сроков выполнения поручений руководства или положений должностного регламента, некачественное их выполнение без уважительных причин;
б) низкая результативность работы;
в) ненадлежащее качество работы с документами и поручениями руководителей;
г) недостаточный профессиональный уровень служебной деятельности.
В соответствии с Положением от 27 августа 2007 г. N 221, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания на основании заявления о представлении отпуска.
Кроме того, государственному гражданскому служащему выплачивается один раз в календарном году в размере одного оклада денежного содержания за счет средств фонда оплаты труда, как правило, при уходе служащего в ежегодный основной оплачиваемый отпуск на основании его личного заявления.
Общая сумма материальной помощи, выплачиваемой в календарном году государственному гражданскому служащему, максимальными размерами не ограничивается.
За безупречную и эффективную служебную деятельность федеральным государственным гражданским служащим выплачиваются единовременные поощрения в следующих размерах:
при объявлении благодарности - в размере 0,5 месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью;
при награждении Почетной грамотой Министерства природных ресурсов РФ - в размере месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью.
При поощрении в связи с юбилейными датами и выходом на государственную пенсию за выслугу лет выплачивается единовременное поощрение в размере до трех окладов денежного содержания.
В соответствии с постановлением Правительства российской Федерации от 24 февраля 2010 года N 79 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы", приказом Федеральной антимонопольной службы от 1 апреля 2010 года N 418 утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.
Примечательно, что, согласно этому нормативному правовому акту, материальное стимулирование осуществляется в зависимости от эффективности работы указанных органов и качества исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе, за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегические значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (п. 1).
Решение о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимается:
- руководителем Федеральной антимонопольной службы в отношении руководителей ее территориальных органов;
- руководителем территориального органа ФАС в отношении гражданских служащих данного территориального органа.
Руководители территориальных органов несут персональную ответственность за объективность оценки эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей их гражданским служащим, а также за эффективное расходование средств федерального бюджета на материальное стимулирование гражданских служащих (п. 2).
Для оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих в центральном аппарате ФАС и во всех ее территориальных органах создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности руководителей территориальных органов и государственных гражданских служащих территориальных органов (п. 3).
Основными задачами Комиссии центрального аппарата ФАС являются:
- оценка эффективности деятельности территориальных органов;
- подготовка предложений руководителю ФАС о размерах средств, направляемых на материальное стимулирование гражданских служащих территориальных органов, в пределах средств федерального бюджета на указанные цели.
Основными задачами Комиссии территориального органа являются:
- оценка деятельности государственных гражданских служащих территориального органа;
- представление руководителю территориального органа предложений о размерах премирования гражданских служащих данного территориального органа в пределах средств федерального бюджета, выделенных на эти цели (п. 4).
Гражданские служащие, имеющие дисциплинарные взыскания, материальному стимулированию не подлежат (п. 5).
Относительно данного нормативного правового акта необходимо отметить следующее:
1) не совсем правильно сводить материальное стимулирование к премированию, ибо первая категория существенно шире второй;
2) пункт 4 не соответствует пункту 1, в котором обоснованно определенно, что материальное стимулирование осуществляется в зависимости не только от эффективности работы федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФАС, но и от качества исполнения ими обязанностей.
3) недопустимо допускать смешение понятий "оценка эффективности работы гражданских служащих (органов)" и "оценка деятельности государственных гражданских служащих" (такое разночтение в пункте 4 Порядка), а также терминов "исполнение" и "выполнение" (пункты 1 и 2).
4) вряд ли удачно название нормативного правового акта как "Порядка", вместо традиционного Положения (Типового положения), устанавливающего, в том числе, и порядок премирования. Исходя из его содержания, полагаю возможным назвать этот нормативный правовой акт следующим образом: "Положение о премировании федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной антимонопольной службы".
5) представляется необоснованной норма пункта 5 Порядка, которая представляет собой "антистимул" успешной трудовой деятельности работников вообще и гражданских служащих в частности.
Приказом Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. N 110 "Об оплате труда федеральных гражданских служащих ГФС России и работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности ГФС России" утвержден целый ряд положений, представляющих не только теоретический, но и практический интерес.
Так, в соответствии с Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение 2 к Приказу ГФС России от 27 апреля 2006 г. N 110), надбавка выплачивается в целях материального стимулирования труда наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных гражданских служащих, исполняющих свои должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, особый режим и график работы, знание и применение средств оргтехники и т.д.).
Основными критериями для выплаты надбавки являются:
- исполнение должностных обязанностей федеральными гражданскими служащими в условиях, отличающихся от нормальных;
- привлечение федеральных гражданских служащих к выполнению непредвиденных, особо важных и ответственных работ;
- компетентность федеральных гражданских служащих в принятии управленческих решений;
- наличие у федеральных гражданских служащих государственных наград, ученых степеней и ученых званий, других знаков отличия, полученных за достижения в труде.
Надбавка в зависимости от занимаемой государственной должности устанавливается в следующих размерах:
- по высшим государственным должностям - от 150 до 200 процентов должностного оклада;
- по главным государственным должностям - от 120 до 150 процентов должностного оклада;
- по ведущим государственным должностям - от 90 до 120 процентов должностного оклада;
- по старшим государственным должностям - от 60 до 90 процентов должностного оклада;
- по младшим государственным должностям - до 60 процентов должностного оклада.
Федеральному гражданскому служащему может быть снижен размер надбавки или прекращена ее выплата при несоответствии ее вышеуказанным критериям, нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.
Согласно Положению о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России, премирование производится в целях усиления их материальной заинтересованности в повышении качества выполнения задач, возложенных на федеральную фельдъегерскую связь, своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышении уровня ответственности за порученный участок работы.
Премирование федеральных гражданских служащих производится, как правило, по результатам работы за месяц (ежемесячная премия) в размере 25 процентов должностного оклада, установленного на день выплаты. Одновременно допускается выплата премии за выполнение определенной работы.
Основными показателями премирования являются:
- результаты работы органов федеральной фельдъегерской связи;
- гражданским служащим своих должностных обязанностей;
- инициатива, творчество и применение в работе современных форм и методов организации труда.
Выплата ежемесячной премии производится за фактически отработанное время и выплачивается одновременно с денежным содержанием за истекший период.
Ежемесячные премии и премии за выполнение определенной работы включаются в расчет среднего заработка для оплаты ежегодных отпусков и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Лишение ежемесячной премии для гражданских служащих производится за конкретные упущения в службе или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка.
Лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение.
Нельзя не отметить, что некоторые положения Приказа ГФС России от 27 апреля 2006 г. N 110 нуждаются в совершенствовании.
Так, пункт 2 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы федеральным гражданским служащим ГФС России (Приложение N 2 к Приказу) предусматривает, что надбавка выплачивается тем служащим, которые выполняют должностные обязанности, как правило, в условиях, отличающихся от нормальных (сложность, срочность и повышенное качество работ, применении средств оргтехники и т.д.). Очевидно, в данном случае не учтены нормы ст. 149 ТК РФ, предусматривающие оплату труда в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни и т.д.).
Особенно вызывает недоумение правило о "повышенном качестве работ" в качестве условия, отличающегося от нормального.
В пункте 3 данного Положения закреплен такой основной критерий выплаты надбавки, как компетентность федеральных гражданских служащих в принятии управленческих решений. Полагаю, что это должно быть обычным требованием к федеральным гражданским служащим. Кроме того, эта норма не совсем согласуется с пунктом 2, где закреплено, что надбавка выплачивается в целях материального стимулирования наиболее квалифицированных, компетентных, ответственных и инициативных федеральных государственных служащих.
Вряд ли обоснованна норма пункта 6 Положения о снижении размера надбавки или прекращении ее выплаты при нарушении трудовой дисциплины, а также при отсутствии средств на эти цели.
Вызывает сомнения в правильности и обоснованности некоторых норм Положения о премировании по результатам работы федеральных гражданских служащих ГФС России (Приложение N 3 к Приказу ГФС России от 27 апреля 2006 г. N 110). Так, согласно пункту 1 Положения, премирование федеральных гражданских служащих производится в целях усиления их материальной заинтересованности в своевременном и добросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повышения уровня ответственности за порученный участок работы. В соответствии с пунктом 2 Положения, допускается выплата премии за выполнение определенной работы?! Таким образом, за обычное ординарное выполнение служебных обязанностей допускается премирование. В принципиальном смысле премирование должно быть предусмотрено в соответствующих нормативных правовых или локальных нормативных актах за высокие достижения в труде.
В пункте 5 Положения предусмотрено лишение ежемесячной премии для гражданских служащих за конкретные упущения в службе (работе) или нарушение трудовой дисциплины с учетом индивидуального подхода и тяжести совершенного проступка. Однако, в пункте 6 определено, что лишение ежемесячной премии с обязательным указанием причин лишения должно производиться только за тот расчетный период, в котором было совершено упущение, то есть нет нормы о нарушении трудовой дисциплины.
Считаю, что было бы логичным и целесообразным исключить из Положения вообще нормы о лишении премии за нарушение трудовой дисциплины (например, опоздание на работу на 10 минут, преждевременный уход с работы и т.д.). В то же время, предусмотреть норму о частичном лишении премии (на 10-20% и пр.) за грубые нарушения трудовой дисциплины: прогул без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и т.д. (это известная и традиционная практика).