Расширение и закрепление территории Казахского ханства в 16 веке ханы: Акназар и Есим

Акназар хан (1510/20-1580) –сын Касыма, внук Жанибека, сильный и волевой лидер сумевший укрепить и объединить Казахское ханство. Акназар вступил на трон через 20 лет после смерти отца. Объединил Ногайскую Орду с Казахским ханством. Границу государства расширил до Волги и Жойыка. Часть башкиров вошла в состав Казахского ханства. В борьбе с Сибирским ханством Акназар сгруппировал разрозненные роды Среднего жуза. Нанес сокрушительные удары ойратат (1554) в 1555году подчинил себе большинство родов Старшего жуза. Он вернул города: Туркестан, Сыгнак, Сайран, Тараз. Часть киргизов признала его ханом. Хан хотел присоединить Ташкент, но погиб в походе. Ко времени правления Акназар хана относят важное явление, как создание 3-х казахских жузов. Вёл переговоры с Русским государством о дружбе и взаимопомощи, об охране своих рубежей. Правил ханством 42 года. Есим хан – хан Казахского ханства (1598-1645), сын Шыгай хана, сменил на ханском престоле Таукеля. Он являлся основателем династии казахских ханов Среднего жуза. Расширил границы Казахского ханства от Туркестана до Самарканда. В 1599 году заключив договор с Бухарским ханством, Есим присоединил к казахскому ханству город Ташкент и его окрестности. Этими землями казахские ханы владели 200 лет. Есим боролся против вторгшихся в пределы ханства ойратов-калмыков. Внес вклад в укрепление казахско-киргизского единства. Жизненной целью Есима было строительство подвластного единому центру целостного государства. Претворял в жизнь свою внутреннюю политику которая нашла отражение в утвердившихся им правилах общественной жизни обычаях, традициях, которые применялись в качестве правил и норм поведения вплоть до 19-20 века. Есим умер в почтенном возрасте и был похоронен в Туркестане.

Развитие Казахского ханства при хане Тауке.

Тауке хан (годы правления 1680-1715). Тауке-хан - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе.Годы правления Тауке занимают особое место в казахской истории. Это был "Золотой век" прекращения губительных феодальных усобиц, век относительного господства законов, развития экономики и процветания торговли.Тауке-хан считается основоположником обычного права казахов, поскольку именно при нем произошло окончательное оформление юридической системы казахского общества.Первое серьезное изменение Тауке внес в систему властных отношений. Он упорядочил деятельность биев, сделав заседание бийского совета постоянным и регулярным. Более того, он установил места проведения советов. Бийские советы превратились в важный государственный орган, осуществляющий прямые и обратные связи в системе властных отношений. Таким образом, авторитет власти среди простого народа стремительно рос, что позволяло динамично развивать политическую ситуацию в стране. Тауке-хан стал первым, кто смог упорядочить племенные и родовые отношения. Главным принципом был провозглашен консенсус.Реформы Тауке-хана коснулись и правовой системы. Свод законов под названием "Жетi Жаргы" (Семь установлений) был разработан при его непосредственном участии. Согласно народным преданиям, Тауке собрал на Куль-Тобе биев трех жузов, которые на основе старых установлений Касым хана и Есим хана разработали и приняли новый свод законов. К сожалению, этот юридический документ не дошел до нас в начальной его редакции. Отдельные его фрагменты представлены в книге известного исследователя А. Левшина, который записал его из уст казахов.В 1697 г. верховным правителем Джунгарии становится Цэван-Рабтан и с этого момента в казахско-ойратских отношениях начинается новый, еще более ожесточенный период. Наиболее крупные военные походы джунгар в пределы казахских кочевий имели место в 1711-1712, 1714, 1717, 1723 и 1725 годах. Тауке хан, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, искал потенциальных союзников для создания военно-политического союза против джунгар. Тауке хан решил пойти на сближение с Россией. Но полностью осуществить свои планы Тауке хан не успел. Он умер в 1718 г.После его смерти междоусобные распри в Казахском ханстве вспыхнули с еще большей силой.Тем не менее, в народе до сегодняшних дней сохранилось особое уважение к личности Тауке хана, как к человеку, сумевшему объединить казахов, обезопасить государство и установить господство закона и порядка.

Образование казахского этноса и казахских жузов.

С начала 17 века важнейшей характерной чертой казахского общества становится его разделение на жузы. Жуз – это хозяйственно и географически относительно обособленный район, населённый группой общин, который до образования казахского этноса являлся территорией племенного союза. С древних времён Жетысу являлось одним из главных центров этногенеза складывавшейся казахской народности. Казахские роды кочевавшие здесь получили название улы жуза, т.е. Старшего жуза. Этот жуз населяли усуни, канглы, дулаты, олбан, суан и другие объединения Другой обособленный район кочевания находился к северу от Жетысу. Здесь зимовки располагались в районах Сырдарьи, Каратау, а летом – по притокам рек Тобыла, Есиля, Нуры, в районах Центрального Казахстана. Здесь обитали объединения Среднего жуза: кыпчаки, арганы, найматы, кереиты и другие. В образовании казахского народа наиболее важна роль кыпчаков, имя которых носили многие века племена, кочевавшие на территории от Ертиса до Дешт-и-Кыпчак. В Западном Казахстане также был свой, относительно замкнутый район летовок и зимовок. Зимние находились в низовьях Сырдаоьи, Жаика, в раоне Ыргыза Торгая, а летние – по притокам Жаика, в верховьях Тобола по Ыргызу, в Мугоджарских горах. Здесь сложился Киши жуз, т.е. Младший жуз. Большинство населения Младшего жуза составляли общины, входившие ранее в состав Ногайского государства, как например алшин. Всего в Младшем жузе было 3 основных объединения: 7 родов кереит, алаша, маскар, таз, кете, тоткара, жаппас. Язык населения всех трёх жузов являлся общим, прослеживались только некоторые различия в говоре. Были также некоторые различия в бытовом укладе, в одежде, утвари, фольклоре. Таким образом образование жузов привело к объединению кочевавших общин.

Наши рекомендации