Социальная структура общества. Формы собственности и повинности в казахском ханстве

Формирование системы казахской государственности началось во второй половине 15 в. и к 17 в Казахстан превращается в одно из сильнейших централизованных государств.

Рассмотрим политическую систему казахского общества. Не имея постоянных органов государственного аппарата, тем не менее, в казахском ханстве властные функции были распределены в вертикально-горизонтальном плане.

Одной из главных форм организации общества был улус. Улус имел свою территорию, которую называют юрт. Он представлял собой основную форму административно-политической организации казахов XV-XVI вв. Каждый улус насчитывал в среднем около 10 тыс. семей - «кибиток» (не менее 60 тыс. человек). Административное деление было следующим.

Аул (семья) во главе аулбасы

Ата-аймак (несколько семей) во главе аксакал

Род – глава рубасы.

Арыс – глава бий

Улус – глава султан

Ханство – хан

Такая структура обеспечивала целостность казахского общества, регулировались хозяйственно-экономические, политико-правовые связи.

В казахском обществе существовали патриархально-феодальные отношения. Скот был главным богатством кочевников. Земля, пастбища принадлежали роду - общине. Верховным распорядителем земли был хан. Правители жузов определяли кочевья между родами. Казахское ханство состояло из 10 улусов, такая система управления называется улусной системой управления.

Высшим органом власти был курултай – собрание всех султанов – чингизидов и правителей улусов.

Курултай собирался 1 раз в год на юге Казахского ханства, где сходятся все кочевые пути трех жузов, в Ордабасы. На курултае решали самые важные вопросы (войны и мира, выбирали хана). Хану в управлении государством помогал Ханский совет, а позже при хане Тауке – Совет биев.

Казахское общество не было социально - однородным.

Деление шло по двум признакам.

I. По социальному происхождению общество делилось на «ак-суйек» (белая кость) и «кара-суйек» (черная). К «белой кости» относились:

1. Потомки Чингисхана - султаны (по-казахски - торе), из которых выбирали хана.

2. Кожа (ходжа) - потомки пророка Мухаммеда или его сподвижников.

3. огланы - царевичи не имеющие улусов.

Политическая по своему содержанию и характеру власть Чингизидов, основанная лишь на генеалогическом праве, не имела национального значения.

Султаны обладали рядом привилегий. Только из чингизидов выбирали ханов. Самозванцев карали (20-30 ударами нагайкой), нецарствующий чингизид имел право на улус (юрт) - определенная территория с подвластными родами и племенами. Они возглавляли улусное войско; имели свой уран - «Архар» (благородный), право на сбор налогов, освобождались от всех налогов, кроме воинской повинности, освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан.

Согласно обычаю, преимущественное право на ханское достоинство имел старший в роде, и например, дядя, брат хана, считался старше всех своих племянников, сыновей хана. Иногда даже верховная власть в ханстве переходила от старшей ветви правящей династии к представителям младшей ветви.

В выборе хана участвовало все население (взрослое), но решающую роль играла родоплеменная верхушка (ханский совет). Оценив достоинства и заслуги претендента, ханский совет предлагал кандидатуру. На всенародном курултае проводили своеобразный церемониал. Представители всех трех жузов, как простые люди, так и родоначальники, могли высказать и плохое, и похвальное в адрес кандидата (из прошлого его предков и его лично) - это была степная демократия. Завершается церемония благословением муллы, поднятием нового хана на белом войлоке и 40-дневным тоем. Скот и имущество хана разбирали и увозили домой (той саркыты - подарок от хана), т. к. cчиталось, что богатством хана, хозяина страны, является богатство народа. Через неделю, однако, поголовье скота в 10-кратном размере возвращали, но оно считалось уже собственностью государства.

У хана было пять основных прав:

- распоряжаться всей территорией;

( обеспечивать безопасность всей страны);

- объявлять войну, заключать мир;

- вести переговоры с другими государствами;

- быть верховным судьей, миловать и казнить;

- издавать законы.

- Убить или оставить в живых своего подчинённого ( функция

верховного судьи)

Если хан не оправдывал надежд народа, то существовали различные формы протеста - откочевки, или так называемая «ханская расправа»: весь его скот разбирали и уводили, а хан должен был покинуть родные места (в истории Казахстана такой случай был с ханом Тахиром). Такую же расправу чинили и над султанами, биями. Хана окружали советники, помощники, дружина и прислуга. В XVII и первой половине XVIII веков местами пребывания казахских ханов стали Ташкент и Туркестан.

К черной кости относилось собственно казахское население - от низов до родоначальников (биев), но они имели разное имущественное и социально-политическое положение. Бии, в противоположность Чингизидам «наднациональному» сословию, составляли «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суйек.

Бии (би) - это предводители родов и племен. В пределах их родов им принадлежала вся власть, вместе с султанами они решали общественные вопросы. Они были судьями, обладали ораторским искусством, были знатоками обычного и мусульманского права, своей родословной. За их труд полагался так называемый бийлык (1/10 от иска).

Батыры - это военное сословие, могли быть как из белой, так и черной кости. Люди, отличившиеся воинскими подвигами. Роль батыров в истории казахов велика. В особо тяжелые периоды внешней опасности они брали на себя функции предводителей вместо султанов даже улусных войск (например в XVIII в.).

Аксакалы – главы аулов и других родоплеменных соединений, выдвигались на руководящие позиции благодаря личным качествам.

Старшины – предводители родов.

Основную массу населения составляли кочевники-скотоводы и земледельцы (на юге и в Семиречье). Иначе их называли шаруа, бухара. Лично свободный кочевник обладал рядом прав (имущественных), был ответственен, зависим от рода, но в то же время родовая принадлежность гаранти­ровала ему защиту и помощь («асар», «журтшылык»)

В казахском обществе было и рабство (домашнее): кул - раб, кун - рабыня. Основными источниками рабства были плен, работорговля, долговая несостоятельность. Раб приравнивался к вещи, скоту и находился в полной власти хозяина, который распоряжался его жизнью и нес ответственность за его преступления. Туленгуты - «привилегированные» рабы составляли личную охрану ханов, султанов, были гонцами, сборщиками налогов и т. д.

«Кара-суйек» имели также свой уран (или родовой, или общий - «Алаш!»).

Казахское понятие «би» происходит от тюркского «бег» (бек, бей) ― традиционного титула, которым в тюркских сообществах наделялся, как правило, знатный, состоятельный или могущественный в ином отношении человек. В казахской степи титул «бий» был не столько наследственным или жалуемым, сколько заслуженным, почетным званием. Бии не назначались и не избирались. Соискатель (кандидат) мог иногда определяться, выделяться другими биями, аксакалами и другими уважаемыми и умудренными жизнью людьми, первоначально оказывавшими ему определенную поддержку, но стать бием можно было лишь после народного признания претендента. Основными требованиями к таким людям были: доскональное знание норм обычного права, обладание ораторским талантом и честность.

Институт биев.

Судебная власть в казахской степи издревле осуществлялась в основном биями. По некоторым данным, суды биев как таковые существовали задолго до правления Тауке-хана (после 1652 до 1680 - ок. 1715 гг). Традиционный суд биев, приспособленный к кочевому и полукочевому образу жизни функционировал в казахском обществе до начала XIX века, постепенно уникальная государственная структура была ликвидирована царским правительством.

В жизни казахского общества особая роль принадлежала традиционному суду биев, в функции которого входило разбирательство уголовных, имущественных, внутрисемейных правонарушений и преступлений. Вплоть до середины девятнадцатого века споры у казахов разрешались биями. Согласно короткой, но очень емкой и блестящей по содержанию записке о судебной реформе от 28 февраля 1864 года знаменитого ученого, путешественника, писателя, видного сына казахского народа Чокана Валиханова: «Возведение в звание бия не обусловливалось у киргизов (во времена российской империи казахи назывались киргизами или киргиз-кайсаками) каким-либо формальным выбором со стороны народа и утверждением со стороны правящей народом власти; только глубокие познания в судебных обычаях, соединенные с ораторским искусством, давали киргизам это почетное звание». Далее Ч. Валиханов пишет: «Суд биев производился словесно, публично и во всех случаях допускал адвокатуру. Он был в таком уважении у народа, что не требовал и не требует до сих пор никаких дисциплинарных мер. В пользу суда биев мы можем привести еще один крупный факт, говорящий сам за себя. Это то, что русские истцы или русские ответчики во многих случаях предпочитают суд биев русскому следствию. Известно достоверно, что в Кокчетаве в нынешнее лето было решено несколько десятков такого рода дел».

Существовал определенный порядок ведения суда. Судебный процесс начинался только после обращения заявителей или по просьбе властных структур: старшин, султанов или ханов. По традиции сохранились некоторые элементы древних ритуалов: для того чтобы выбрать того или иного бия, участники судебного процесса бросали перед ним плети в знак того, что доверяют ему. Ответчик мог не согласиться с составом суда и отказаться от услуг этих биев. Решение биев султаны и старшины приводили в исполнение немедленно. Жалобы на несправедливое решение биев встречались редко. Если приговор был вынесен неправильно, бий мог потерять свою репутацию и постоянный источник своего дохода, поэтому жалобы на несправедливые решения суда биев встречались очень редко. За свой труд бий получал вознаграждение ― «бидің билігі», которое оплачивал виновный (десятую часть от оспариваемого имущества).

Знаменитыми биями XVIII века, пользовавшимися авторитетом и уважением в обществе, были: Толе из Старшего, Казыбек - из Среднего и Аптеке - из Младшего жузов.

Свидетели

Для ведения судебного разбирательства необходимы были свидетели, которые бы доказывали или отрицали вину обвиняемого. Причем требовались показания не менее 2-4 свидетелей с положительной репутацией. В случае отсутствия таковых к присяге приводили честных людей и брали их в свидетели. Исключение составляли женщины, слуги, рабы, несовершеннолетние, люди отрицательного поведения и лжесвидетели. Главное достоинство суда биев заключается в отсутствии формальностей и всякой официальной рутины. Положение бия в казахском обществе было основано на его авторитете, и звание это очень ценилось в казахском обществе. Преимущество имеет суд биев и в том отношении, что он редко бывает единоличен; в нем допускается безграничная публичность, а иногда и нечто вроде участия присяжных; решения его подлежат обжалованию.

Виды наказаний

В кочевом обществе существовала система наказаний: высылка, айып, кун, дуре и казнь. Смертная казнь у казахов применялась редко. Применялся обычай выселения или изгнания из аула, когда от преступника отказывались родственники. Высланные из аула жили на окраинах степи.

Виновники преступлений, чья вина была доказана бийским судом, выплачивали айыпы и куны. Айып ― это штраф за совершенное преступление, откуп ― ат-шекпен, что дословно означает «конь-шуба». Это значит, что за незначительные проступки виновный мог выполнить все требования потерпевшего и возместить нанесенный ущерб: откупиться конем или шубой. За тяжкие преступления откупались «девяткой» (скотом): 3 верблюда, 3 коровы, 3 барана. За воровство платили трижды по 9 голов скота.

Как наказание применялся и кун ― штраф за убийство или увечье человека. За убийство виновный приговаривался к смерти, иногда смертный приговор могли заменить штрафом.

За некоторые проступки казахи наказывали виновного поркой плетью или прутьями ― дуре салу (25, 50, 100 ударов), например, за распространение вредных или ложных слухов.

Очень часто суд биев рассматривал дела, связанные с барымтой ― захватом чужого скота, чужой собственности или неуплаченным долгом. Барымта взималась, если судебный приговор не был приведен в исполнение. Царское правительство в XVIII-начале XX веков рассматривало барымту как обычное уголовное преступление.

Суд биев пользовался большим авторитетом среди степного населения. Известны случаи, когда русское население, проживающее в Казахстане, предпочитало имперскому суду суд казахских биев: в период с 1859 по 1865 годы в Кокчетавском внешнем округе было зафиксировано 117 обращений русского населения к суду биев. «Суд биев скор и производится на словах, он довольно справедлив и всегда бескорыстен, и потому пользуется уважением не только казахов, но и разночинцев и казаков, из которых многие идут в суд биев», ― писал А. Гейне, изучавший жизнь, быт и обычное право казахов.

Суд биев способствовал объединению казахского общества, отличался неподкупностью, справедливостью, доступностью и публичностью. Бесспорно, что суд, ориентированный на примирение сторон и полное возмещение причиненного правонарушителям ущерба, пользовался огромным уважением степняков. Но суд биев мешал царскому правительству устанавливать свою систему правления на территории Казахстана, поэтому в 20-90-е годы XIX века началось разрушение суда биев.

По имущественному положению казахи делились по следующим принципам:

1. Баи (богатые) - составляли многочисленную прослойку общества, но не были особым сословием (баями были и бии, и султаны, и рядовые кочевники). Имущественное положение не обеспечивало особые политические права.

2. Кедей (бедняки): жалшы - наемники, пастухи овец и лошадей, жатаки - обедневшие скотоводы и т. д.

Богатство давало огромные выгоды, общественный престиж и влияние, но не давало особых политических прав. Даже нищий представитель белой кости обладал всеми правами и привилегиями этого сословия, на которые не мог претендовать бай, обладавший огромным состоянием, но не имевший знатного происхождения. В казахском обществе важное место занимало мусульманское духовенство.

Юридическим лицом, обладающим личными и имущественными правами был лично свободный кочевник. Защита свободы личности и его прав обеспечивалось исключительно солидарностью членов рода, государственный аппарат таких функций не выполнял. Таким образом, личность имела смысл только как часть рода. Простолюдины составляли нижнюю ступень общественной лестницы.

Иерархия казахского общества имела место и среди родов (племен), между жузами ( Старший, Средний, Младший).

Постоянной армии не было. В периоды военной опасности собирали народное ополчение с каждого рода, улуса (во главе с султаном). Общенародное ополчение возглавлял хан. Каждое подразделение имело свое знамя, клич (уран). Сабля и лук - основное оружие (еще кистень, булава, секира). Огнестрельного оружия было мало (покупали в среднеазиатских городах), но умели делать порох. Каждый воин выходил в поход с 2-мя лошадьми, со своим снаряжением. Перед боем поднимали знамена, устраивали состязания батыров. Знамя - святыня, охранялось специальным отрядом. Падение, потеря знамени - знак поражения.

Постоянных судебных органов не было. Судебные функции выполняли ханы, султаны, бии. За исполнением судебных решений отвечала выигравшая сторона (например, барымта - насильственный угон скота, был актом исполнения судебного решения). В казахском обществе не было тюрем, полиции. Виды наказания: смертная казнь или избиение плетьми (камнями), штрафы, выкуп (кун). Происходит укрепление централизованной ханской власти, что позитивно отражается на состоянии государства в целом.

Таким образом, ханская власть – это первый вид руководства государством в странах кочевой цивилизации. Казахское общество ханского периода представляло собой иерархически организованную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях.

Формы собственности

В 16-17 веках в казахском обществе существовали различные формы собственности. В степных районах господствовала общинная форма землепользования, при которой пастбищами пользовались все члены рода. На скот распространялась частная и семейная собственность.

В формах собственности ярко проявлялось растущее имущественное неравенство. Правящая аристократия присваивала себе право распоряжения землёй.

В казахском обществе сложились устойчивые формы феодального землевладения.

Мильк – частнособственнические земли.

Сойыргал – « земля, отданная в подарок » (с передачей земли по наследству).

Икта « отрезанная земля» – земля, отданная во временное пользование за особые заслуги в военной или гражданской службе (со сбором налогов).

Вакф – земли, предоставляемые мусульманскому духовенству.

Существовали такие виды налогов:

Закят – платежи хану с поголовья скота.

Харадж – государственный поземельный налог.

Тагар – воинский налог.

Бадж – дорожный налог с торговцев.

Ясак – натуральный налог с кочевников.

Повинности

Сыбага, согым – продуктовая доля ханов и султанов.

Мардикар – строительство арычной и оросительной системы, ее очищение, сооружение мостов, дорог.

Куналгы – встреча войск, их обеспечение приютом и питанием.

Жамылгы – организация мероприятий по случаю приезда представителей администрации.

Налоги, подати и обязательства ложились тяжёлым грузом на плечи простого народа, ставя его в полную зависимость от господствующей знати.

ТЕМА № 26: Казахское ханство при хане Абылае.

План:

Наши рекомендации