Сделки, совершаемые в простой письменной форме

1. Должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:

1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;

2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.

2. Соблюдение простой письменной формы не требуется для сделок, которые в соответствии со статьей 159 ГК РФ могут быть совершены устно.

Недействительная сделка: понятие, виды, правовые последствия.

Недействительность сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не обладает качествами юридического факта, способного породить те гражданско-правовые последствия, наступление которых желали объекты.

Недействительные сделки могут быть 2 видов:

а) оспоримая сделка – на основании установленным законом или иными НПА, в силу признания таковой судом;

б) ничтожная сделка – независимо от такого признания.

ОС: Оспоримость (относительная недействительность сделок) означает, что действия, совершенные в виде сделки, признаются судом при наличии предусмотренных законом оснований недействительными по иску управомоченных лиц, т.е. не будучи оспоренной, порождает ГП последствия как действительная.

НС: Ничтожность (абсолютная недействительность) сделки означает, что действие, совершенное в виде сделки, не порождает и не может породить желаемые для ее участников правовые последствия в силу несоответствия закону (скупка краденного,нотариально не удостоверенный залог), т.е. недействительна из факта ее совершения, независимо от желания участников. Сделка, не соответствующая требованиям закона или иным НПА, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Противоправность абсолютного большинства действий, совершается в виде НС.

16 Наследование по закону и наследование по завещанию. Принятие наследства и отказ от наследства.

Наследование — переход имущества, прав и связанных с ними обязанностей умершего лица (наследодателя) к иным лицам (наследникам). Комплекс имущества, прав и обязанностей, получаемых при наследовании, называют наследственным имуществом, наследственной массой, наследством.

Очереди наследников по закону

Законодатель устанавливает восемь очередей наследников по закону. Наследникамипервой очереди являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки и их потомство наследуют по праву представления.

Наследование по праву представления означает переход в случаях, предусмотренных законом, доли наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, в равных долях к его потомкам (ст. 1146 ГК РФ).

Если нет наследников первой очереди, наследникамивторой очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери. Племянники и племянницы наследуют по праву представления.

Наследникамитретьей очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры родителей наследодателя (дяди и тети наследодателя). Двоюродные братья и сестры наследодателя наследуют по нраву представления.

При отсутствии перечисленных наследников право наследовать по закону получают родственники наследодателя третьей, четвертой, пятой степеней родства, не относящиеся к наследникам предшествующих очередей.

В соответствии со ст. 1145 ГК РФ к наследованию по закону призываются:

§ в качестве наследниковчетвертой очереди - родственники третьей степени родства — прадедушки и прабабушки наследодателя;

§ в качестве наследниковпятой очереди - родственники четвертой степени родства — дети родных племянников и племянниц наследодателя (двоюродные внуки и внучки) и родные братья и сестры его бабушек и дедушек (двоюродные бабушки и дедушки);

§ в качестве наследниковшестой очереди - родственники пятой степени родства — дети двоюродных внуков и внучек наследодателя (двоюродные правнуки и правнучки), дети его двоюродных братьев и сестер (двоюродные племянники и племянницы) и дети его двоюродных дедушек и бабушек (двоюродные дяди и тети).

Если нет наследников предшествующих очередей, к наследованию призываются пасынки, падчерицы, отчим и мачеха наследодателя в качестве наследниковседьмой очереди.

Особую категорию наследников составляют лица, состоявшие на иждивении наследодателя не менее года до его смерти. В соответствии со ст. 1148 ГК РФ нетрудоспособные иждивенцы наследодателя наследуют по закону вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию. При отсутствии других наследников они наследуют в качестве наследников восьмой очереди.

Наследники, которым полагается обязательная доля в наследстве в не зависимости от указаний в завещании наследодателя:

  • несовершеннолетние дети наследодателя;
  • нетрудоспособные иждивенцы завещателя;
  • нетрудоспособные родители;
  • нетрудоспособный супруг;
  • нетрудоспособные дети наследодателя.

Имущество, которым может распорядиться человек в завещании, не ограничено законодательными рамками (ст. 1120 ГК РФ), то есть под данную категорию может подпадать любое имущество гражданина, вплоть до того, которое он может приобрести в будущем. Порядок наследования по завещанию предусматривает возможность передать имущество, составив одно или несколько завещаний, которые не будут противоречить друг другу, а будут содержать указания по распоряжению разными долями или частями такого имущества.

Завещание составляется только в письменной форме и в обязательном порядке удостоверяется нотариусом. Не соблюдение данного правила влечет за собой недействительность завещания. Завещание пишется собственноручно или нотариусом со слов завещателя. Порядок наследования по завещанию допускает использование при составлении документа каких-либо технических средств, например, компьютера, пишущей машинки и др. В обязательном порядке на завещании указывается место и дата его удостоверения.

К нотариально заверенным завещаниям приравниваются (ст. 1127 ГК РФ):

  • завещания лиц, которые находятся в местах лишения свободы граждан (при условии удостоверения их начальником мест лишения свободы);
  • завещания граждан, которые находятся во время плаванья на судах (удостоверенные капитаном такого судна);
  • завещания военнослужащих и работающих в воинских частях гражданских лиц, членов семей военнослужащих и членов семей гражданских лиц, находящихся в воинских частях (удостоверяются командиром воинской части);
  • завещания граждан, находящихся на лечении в госпиталях и больницах, а так же в других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах инвалидов и престарелых (удостоверяется главврачем или директором учреждения);
  • завещания граждан, которые находятся в арктических и других подобных разведочных экспедициях (удостоверяются начальником экспедиции).

Завещание, приравниваемое к нотариально удостоверенному, подписывается завещателем в присутствии удостоверяющего такое завещание лица и одного свидетеля, который, так же подписывают завещание.

Помимо выше перечисленных случаев приравнивания завещания к нотариально удостоверенному существует еще несколько случаев, когда нотариус может быть заменен на другое лицо. Так, например, на средства гражданина, помещенные на вклад в банке, распространяется правило ст. 1128 ГК РФ, которое гласит о том, что завещание на вклад, может быть удостоверено служащим банка, имеющим права принимать к исполнению распоряжения клиента, касательно его средств на счете. Помимо этого, завещатель, находящийся в положении, которое явно угрожает его жизни, и не имеющий возможности, в силу сложившихся обстоятельств, совершить завещание, согласно со ст. 1124-1128 ГК РФ, может выразить свою волю на распоряжение имуществом, составив завещание в простой письменной форме (ст. 1129 ГК РФ). Данное завещание должно быть составлено в присутствии двух свидетелей. Устранение угрозы для жизни обязывает завещателя в течение месяца, совершить завещание в любой другой форме, предусмотренной законодательством, иначе оно утратит силу.

В ст. 1131 ГК РФ сказано, что признать недействительным завещание можно в судебном порядке, при наличии нарушений положений ГК РФ, которые влекут за собой недействительность завещания или без судебного признания на основании ничтожности завещания. Признание недействительности завещания в судебном порядке, осуществляется по иску лица, права которого нарушены данным завещанием. В некоторых случаях, завещание может быть признано не действительным только в некоторых частях, что не сделает его полностью недействительным.

Вступить в права наследования по завещанию необходимо не позднее 6 месяцев с момента смерти наследодателя. Для чего необходимо обратиться в нотариальную контору со следующим пакетом документов:

  1. Паспорт, удостоверяющий личность наследника;
  2. Оригинал завещания;
  3. Свидетельство о смерти наследодателя;
  4. Справка с места жительства умершего;

Окончательным этапом принятия наследства, является оформление его в соответствующих органах. После получения свидетельства о праве наследования, недвижимое имущество должно быть оформлено в управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Зарегистрировать право на транспортное средство можно в территориальных органах ГИБДД. Право на долю в уставном капитале регистрируется в Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы.

Наследовать имущество непростое занятие для неподготовленного гражданина. Проще всего обратиться за помощью к квалифицированному адвокату по наследственным делам, который сможет провести своего клиента по всей процедуре, принятия, вступления и оформления наследства. Адвокат по наследственным делам – это специалист высочайшего класса, способный отстоять права своего клиента и помочь ему не запутаться при сборе необходимых документов.

2. понятие и признаки гос-ва

Государство - это публично правовая общность населения организованная на определенной территории, построенная на началах публичной власти и осуществляющую свою деятельность нас основе права с помощью специального аппарата управления

признаки государства:

1 право

2 территория

3 народ

4 наличие публичной власти

5 налоговая, финансовая система

6 суверенитет (независмость)

7 герб, флаг, гим и проч

6. формы правления

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Монархия — форма правления, при которой высшая государственная власть пожизненно принадлежит единоличному главе государства — монарху, который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением.

• Абсолютная монархия (неограниченная) — государство, в котором монарх является единственным высшим органом в стране, и в его руках сосредоточена вся полнота государственной власти.

• Конституционная монархия (парламентская) — монархия, в которой власть монарха ограничена на основании специального акта (Конституции), где существует иной высший орган власти, формирующийся путём выборов представителей народа (парламент).

• Дуалистическая монархия — государство, в котором монарх обладает всей полнотой исполнительной власти, а также имеет часть законодательных и судебных полномочий. Представительный орган в таком государстве существует и осуществляет законотворческие функции, но монарх может наложить абсолютное вето на принимаемые акты и по своему усмотрению распустить представительный орган.

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются народом, либо формируются особыми представительными учреждениями на определённый срок и несут полную ответственность перед избирателями.

• Президентская республика — государство, в котором наряду с парламентаризмом в руках президента одновременно соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Правительство формирует и распускает непосредственно сам президент, парламент при этом какого-либо значимого влияния на правительство оказывать не может — здесь наиболее полно раскрывается принцип разделения властей (США, Эквадор).

• Парламентская республика — государство, в котором верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. Парламент формирует правительство и вправе в любой момент отправить его в отставку. Президент в таком государстве не имеет каких-либо существенных полномочий (Израиль, Греция, ФРГ).

• Смешанная республика — в государствах с такой формой правления сильная президентская власть одновременно сочетается с наличием эффективных мер по контролю парламента за деятельностью исполнительной власти в лице правительства, которое формируется президентом с обязательным участием парламента. Таким образом, правительство несёт ответственность одновременно и перед президентом, и перед парламентом страны. (Россия, Украина, Португалия, Франция).

• 10. Юридическая норма: понятие и признаки

Норма права - это общеобязательное формально-определённое правило поведения, установленное государством или иными субъектами с санкции государства, обеспеченное возможностью государственного принуждения и направленное на регулирование общественных отношений.По содержанию норма права представляет собой определённое правило поведение, которое обычно включает в себя условия, при которых норма действует, само правило поведения и санкции, применяемые при нарушении нормы. Норма права является мельчайшей частицей права, поэтому имеет в большинстве те же признаки, что и право в целом.

1) Общеобязательность - носит общий характер, то есть действует одинаково в отношении всех участников определённых общественных отношений, и является обязательной для них.

2) Формальная определённость - имеет внешнюю форму закрепления в статье, части источника права, устанавливает, определяет права и обязанности участников общественных отношений.

3) Представительно-обязывающий характер - предоставляет одним участникам общественных отношений права и возлагает на других обязанности. Этот признак характерен для норм-правил поведения - основной массы правовых норм.

4) Связь с государством - создаются государством или иными субъектами с одобрения государства, обеспечиваются его принудительной силой.

5) Системность имеет две стороны - внутреннюю и внешнюю. С внутренней стороны - норма представляет собой совокупность нескольких взаимосвязанных элементов (гипотезы, диспозиции, санкции), образующих своеобразную микросистему. С внешней стороны - норма права занимает определённое место в системе права, в нормативном акте, будучи связана с другими нормами.

14. Система российского права. Отрасли права.

• Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Соответственно и право, отражая общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства, представляет собой целостное образование, систему.

Система права - это сложное юридическое понятие, состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм, характеризующееся внутренним единством и целостностью, призванное поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества.

Элементы системы права:

- совокупность существующих в стране юридических норм, разделенных на определенные элементы:

правовые нормы → правовые институты→ подотрасли→отрасли права;

- правосознание;

- правоотношения.

Основной характерной чертой системы права является четкое разделение на относительно самостоятельные части - отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений. Кроме того, системе права присуща тесная связь между собой всех элементов системы права и их взаимообусловленность.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

1. Государственное (конституционное) право — это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

2.Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

3. Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

4. Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр. вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

6. Трудовое право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

7. Семейное право — отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения.

8. Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров.

9. Уголовное право представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

10. Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

11. Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.

Институт права регулирует определенный вид общественных отношений. Отрасль права включает в себя различные правовые институты.

Институты права классифицируются по различным основаниям:

- по сфере распространения – на отраслевые (регулируют определенный вид отношений в рамках одной отрасли права) и межотраслевые (могут регулировать отношения, относящиеся к различным отраслям права);

- по правовому характеру – на материальные и процессуальные;

- по функциям – на охранительные и регулятивные.

Материальные отрасли права регулируют непосредственно общественные отношения.

Процессуальные – регламентируют порядок регулирования материальных отраслей.

Право можно дифференцировать на частное и публичное. Первое направлено на удовлетворение потребностей и защиту интересов отдельных лиц, второе охраняет общие интересы государства

18 Правоотношения: общая характеристика. Объект, предмет и содержание правоотношения.ё

Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное правовой нормой. Правоотношения возникают между людьми, гражданами-предпринимателями, государственными органами, предприятиями, фирмами, кооперативными и иными организациями.

Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов:

• субъекты правоотношения;

• объект правоотношения;

• Содержание правоотношения (субъективные права и обязанности сторон правоотношения и их фактическое (реальное) поведение)

Участники правоотношений именуются субъектами.

Субъекты правовых отношений подразделяются на две категории:

1. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

2. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

• Президент;

• Правительство;

• Законодательная власть;

• Судебная власть;

• Муниципальные образования.

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью.
Юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.
Государственные и муниципальные органы являются частью аппарата по управлению государством. Государственные органы — это созданные в соответствии с законом структурные подразделения государственного аппарата, которые наделены своей компетенцией. Компетенция государственных органов определяется через их предметы ведения. В административном праве совокупность предметов ведения иногда также называют юрисдикцией. Органы государственной власти вне своей юрисдикции имеют статус юридического лица.

Объект правоотношения — всегда нечто внешнее к юридическому содержанию правоотношения, то есть то, что находится вне субъективных прав и обязанностей. Правоотношение существует в системе реальных жизненных явлений, предметов окружающего нас мира. При характеристике правоотношения как единства юридической формы и фактического содержания, мы уже включили в состав правоотношения субъектов, а также в качестве материального содержания — поведение людей. Теперь круг явлений окружающего нас мира, связанных с правоотношением, освещается еще шире — в поле зрения включаются явления (предметы), на которые направлены права и обязанности.

Содержание правоотношения - материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами, это«то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

22 Основы конституционного строя: понятие, система и значение.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другимиконституционно-правовыми актами определенного государства. К.с. не следует отождествлять сгосударственным строем. В отличие от последнего он всегда предполагает наличие в государствеконституции. Необходимыми признаками К.с. являются также народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может ине содержать этих признаков.

Основы конституционного строя

Основы конституционного строя России включают такие принципы устройства государства и общества, как:

▪ человек, его права и свободы как высшая ценность;

▪ народовластие;

▪ полнота суверенитета Российской Федерации;

▪ равноправие субъектов РФ;

▪ единое и равное гражданство независимо от оснований его приобретения;

▪ экономическая свобода как условие развития экономической системы;

▪ разделение властей;

▪ гарантии местного самоуправления;

▪ идеологическое многообразие;

▪ политический плюрализм (принцип многопартийности);

▪ приоритет закона;

▪ приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров России перед национальным правом;

▪ особый порядок изменения положений Конституции РФ, составляющих основы конституционного строя.

26 Принцип государственного и национального суверенитета. Понятие и принципы гражданства РФ

Суверените́т — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Свободное, независимое от каких-либо внешних сил верховенство государственной власти. Понятие суверенитета выражает общее свойство любого государства. Также в русской научной терминологии существуют понятия национального и народного суверенитета. В современной политологии, кроме этого, используется такой термин как суверенитет личности или гражданина

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.[7]

Уважение суверенитета - основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

30 Права и свободы человека и гражданина как институт конституционного права РФ: понятие, значение и классификация.

Главное содержание института основ правового статуса человека и гражданина составляют конституционные права, свободы и обязанности.

Согласно постулатам общей теории права субъективное право - это юридически закрепленные вид и мера возможного поведения лица, а юридическая обязанность - юридически закрепленные вид и мера его должного поведения.
Субъективные права и юридические обязанности разнообразны по своей природе, что обусловлено многообразием общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Субъективные права и юридические обязанности получают свое закрепление в различных отраслях права (в гражданском, уголовном, трудовом, семейном и др.), каждая из которых устанавливает права и обязанности в сфере отношений, составляющих ее предмет.
Однако ведущая роль в общей системе прав, свобод и обязанностей принадлежит тем, которые получили конституционное закрепление.


Особенности конституционных прав, свобод и обязанностей заключаются в следующем:
1. Конституционные права, свободы и обязанности опосредуют наиболее важные, наиболее значимые отношения между личностью и государством, без которых нормальная жизнедеятельность как отдельного человека, так и государства в целом невозможна.
2. Конституционные права, свободы и обязанности получают правовое закрепление в Основном Законе государства, тем самым они обладают высшей юридической силой и имеют повышенную государственно-правовую охрану.
3. Конституционные права, свободы и обязанности, в отличие от иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных нормами других отраслей, носят всеобщий характер, обладание ими не связано с наличием у лица какого-либо статуса (например, собственника имущества, индивидуального предпринимателя, трудящегося и т. д.).
4. Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех иных прав, свобод и обязанностей, закрепленных в текущем законодательстве, ибо они содержат исходные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Например, из права человека на жилище вытекают все права и обязанности, закрепленные нормами жилищного права.


Классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина можно проводить по различным основаниям.

1. В зависимости от субъекта обладания конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством данного государства).
В Конституции РФ различие между правами человека и правами гражданина проводится в формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека используются формулировки «каждый», «никто», «все». Применительно к правам гражданина в Конституции РФ указываются «граждане Российской Федерации» и «граждане».


2. По форме осуществления конституционных прав и свобод можно выделить конституционные права и свободы, реализуемые в индивидуальном и коллективном порядке. Так, только в коллективном порядке может быть реализовано право на забастовку , право на свободу публичных мероприятий , право на объединение .


3. Можно классифицировать права и свободы на основные и их составляющие. Например, право участвовать в управлении делами государства - основное право, а избирательное право - составляющее, оно является частью основного.

4. По времени закрепления в конституциях различных государств права и свободы человека и гражданина можно классифицировать на три поколения:
1) гражданские и политические права, провозглашенные буржуазными революциями;
2) социально-экономические права, имеющие в своей основе социалистические учения;
3) экологические права, появление которых связано с обострением экологической ситуации на всем земном шаре, права в сфере информации, закрепления которых потребовал научно-технический прогресс.


5. По степени абсолютизации права человека и гражданина принято делить на абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, право на жилище и ряд других.


6. Наибольшее распространение в науке конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы:
1) личные,
2) политические ,
3) экономические, социальные и культурные.

34 Федеральное собрание как законодательный (представительный) орган государственной власти РФ. Порядок формирования палат Федерального собрания РФ.

Федеральное собрание — это парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального собрания определён в главе 5 Конституции России.

Функции и полномочия Федерального собрания распределены между двумя палатами — Государственной думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата) (согласно статье 95 Конституции Российской Федерации).

Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции Российской Федерации).

Палаты заседают в различных зданиях, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств (статья 100 Конституции Российской Федерации).

Порядок формирования:

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

1. Для заслушивания посланий Президента Российской Федерации;

2. Для заслушивания посланий Конституционного суда Российской Федерации;

3. Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

38 Полномочия Правительства РФ.

Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов президента Российской Федерации (статья 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).

На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:

• разрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной думе отчёт об исполнении федерального бюджета; представляет Государственной думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;

• обеспечивает проведение в государстве единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

• осуществляет управление федеральной собственностью;

• осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

• осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

• осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов президента Российской Федерации правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам президента Российской Федерации могут быть отменены президентом Российской Федерации.

42 Состав преступления. Виды составов преступления.

Наши рекомендации