Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет государственного и муниципального управления

Кафедра управления и маркетинга

РЕФЕРАТ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Правоведение»

«Федеральное собрание»

(на тему)

Направление подготовки / Специальность: менеджмент

Выполнила: студентка МК-713

(номер группы)

Заложных Елена Анатольевна

(ФИО)

Научный руководитель:

Казакова Елена Юрьевна

(ФИО)

Г. Нижний Новгород

Г.

Содержание :

Введение…………………………………………………………………...3

1.1 Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………………………………...5

1.2. Конституционный статус Федерального Собрания РФ……….…..10

Заключение…………………………………………………………….….21

Библиографический список………………………………………………23

Введение

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации .Эта характеристика парламента закреплена в ст. 94 и 99 Конституции РФ. Она содержится в учебниках по конституционному праву и многих других государствоведческих изданиях, например, в учебнике Е.И Козловой и О.Е Кутафина «Конституционное право России»(3-е изд.). Автор соответствующей главы этого учебника, академик РАН О.Е. Кутафин, отмечает, что парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Глава 5 Конституции Российской Федерации посвящена деятельности парламента Российской Федерации - Федеральному Собранию, осуществляющему в нашей стране законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы.

Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве. Федеральное Собрание Российской Федерации является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа

Цель реферата : наиболее полно раскрыть такое понятие как Федеральное Собрание РФ, рассмотреть его конституционный статус.

Задачи работы:

1. дать определение Федерального Собрания РФ (Совета Федерации и Государственной Думы);

2. определить конституционно правовой статус Федерального Собрания;

Логика исследования обусловила структуру реферата, состоящей из введения, двух частей, заключения и списка литературы.

При рассмотрении данной темы была использована литература следующих авторов: Баглай М. В., Вишневский А.Ф.,Горбаток Н.А., Кучинский В.А., Гранкин И. В., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Использованы: статейный материал, Конституция РФ, Федеральные законы, официальный сайт Совета Федерации и Государственной Думы..

Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В связи с тем, что Федеральное Собрание РФ является высшим законодательным органом страны, к предметам его ведения относятся предметы ведения Российской Федерации и вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов, перечисленные в ст. 71 и 72 Конституции РФ, по которым требуется законодательное регулирование .

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

О толковании пункта "г" статьи 71 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П.

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

По вопросу о применении отдельных положений статьи 72 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О.

1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа

Включение предметов ведения Российской Федерации в компетенцию Федерального Собрания РФ обуславливается тем, что важнейшим проявлением воли государства в рамках предметов своего ведения являются законы. Следовательно, сферы ведения Российской Федерации, в рамках которых возникают общественные отношения, регулируемые законом, правомерно включать в предметы ведения Федерального Собрания.

Признание взаимосвязи между предметами ведения Российской Федерации и содержанием компетенции Федерального Собрания РФ имеет важное значение. Во-первых, таким образом определяется диапазон его законодательной деятельности. Во-вторых, благодаря этому законодательная деятельность парламента приобретает максимальную легитимность, так как принимаемые им законы находятся в пределах предметов его ведения.

Доктор юридических наук В.Д полагает, что выделить компетенцию российского парламента в целом весьма проблематично, ибо «нельзя принятие законов считать совместной компетенцией палат».Свою позицию В.Д. Горобец аргументирует ссылкой на ст.105 Конституции РФ, в которой записано, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Однако он не учитывает, что принятый Государственной Думой федеральный закон не приобретает качества такового, пока не пройдет соответствующие процедуры одобрения в другой палате Федерального Собрания РФ.

Наши рекомендации