Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра управления и маркетинга
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Правоведение»
«Федеральное собрание»
(на тему)
Направление подготовки / Специальность: менеджмент
Выполнила: студентка МК-713
(номер группы)
Заложных Елена Анатольевна
(ФИО)
Научный руководитель:
Казакова Елена Юрьевна
(ФИО)
Г. Нижний Новгород
Г.
Содержание :
Введение…………………………………………………………………...3
1.1 Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………………………………...5
1.2. Конституционный статус Федерального Собрания РФ……….…..10
Заключение…………………………………………………………….….21
Библиографический список………………………………………………23
Введение
Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.
Федеральное Собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации .Эта характеристика парламента закреплена в ст. 94 и 99 Конституции РФ. Она содержится в учебниках по конституционному праву и многих других государствоведческих изданиях, например, в учебнике Е.И Козловой и О.Е Кутафина «Конституционное право России»(3-е изд.). Автор соответствующей главы этого учебника, академик РАН О.Е. Кутафин, отмечает, что парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Глава 5 Конституции Российской Федерации посвящена деятельности парламента Российской Федерации - Федеральному Собранию, осуществляющему в нашей стране законодательную власть. Это означает, что никакой другой орган в Российской Федерации не может принимать законы на общефедеральном уровне, а его полномочия ни при каких условиях не могут быть кому-либо переданы или делегированы.
Федеральное Собрание — сложный, многофункциональный механизм, имеющий разнообразные связи и отношения с другими государственными и общественными институтами. Отсюда его специфические особенности в формировании, функционировании и внутреннем устройстве. Федеральное Собрание Российской Федерации является носителем суверенитета, единственным источником власти в нашей стране и выступает в качестве выразителя воли многонационального российского народа
Цель реферата : наиболее полно раскрыть такое понятие как Федеральное Собрание РФ, рассмотреть его конституционный статус.
Задачи работы:
1. дать определение Федерального Собрания РФ (Совета Федерации и Государственной Думы);
2. определить конституционно правовой статус Федерального Собрания;
Логика исследования обусловила структуру реферата, состоящей из введения, двух частей, заключения и списка литературы.
При рассмотрении данной темы была использована литература следующих авторов: Баглай М. В., Вишневский А.Ф.,Горбаток Н.А., Кучинский В.А., Гранкин И. В., Катков Д.Б., Корчиго Е.В., Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Использованы: статейный материал, Конституция РФ, Федеральные законы, официальный сайт Совета Федерации и Государственной Думы..
Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации.
В связи с тем, что Федеральное Собрание РФ является высшим законодательным органом страны, к предметам его ведения относятся предметы ведения Российской Федерации и вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов, перечисленные в ст. 71 и 72 Конституции РФ, по которым требуется законодательное регулирование .
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
О толковании пункта "г" статьи 71 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П.
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
По вопросу о применении отдельных положений статьи 72 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О.
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа
Включение предметов ведения Российской Федерации в компетенцию Федерального Собрания РФ обуславливается тем, что важнейшим проявлением воли государства в рамках предметов своего ведения являются законы. Следовательно, сферы ведения Российской Федерации, в рамках которых возникают общественные отношения, регулируемые законом, правомерно включать в предметы ведения Федерального Собрания.
Признание взаимосвязи между предметами ведения Российской Федерации и содержанием компетенции Федерального Собрания РФ имеет важное значение. Во-первых, таким образом определяется диапазон его законодательной деятельности. Во-вторых, благодаря этому законодательная деятельность парламента приобретает максимальную легитимность, так как принимаемые им законы находятся в пределах предметов его ведения.
Доктор юридических наук В.Д полагает, что выделить компетенцию российского парламента в целом весьма проблематично, ибо «нельзя принятие законов считать совместной компетенцией палат».Свою позицию В.Д. Горобец аргументирует ссылкой на ст.105 Конституции РФ, в которой записано, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Однако он не учитывает, что принятый Государственной Думой федеральный закон не приобретает качества такового, пока не пройдет соответствующие процедуры одобрения в другой палате Федерального Собрания РФ.