Экономические реформы в России 1991 – 1993 гг
После подписания Беловежских соглашений Россия вступила в новый этап своего развития уже как независимое государство. Первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин теперь выступал в качестве главы самостоятельной страны. Перед обществом и президентом стояли задачи формирования новой российской государственности и перехода к рыночной экономике.
Начало реформ.В конце октября 1991г. российским правительством было принято решение о переходе к радикальным экономическим реформам. Суть их заключалась в том, чтобы осуществить перевод российской экономики на принципы рыночного хозяйствования.
Механизм реформ разработала группа либеральных экономистов во главе с вице-премьером правительства Е.Т. Гайдаром. Реформы намечалось провести в кратчайшие сроки — втечение года и в несколько этапов: либерализовать цены; ликвидировать различные дотациипредприятиям и населению, создать условия для конкуренции предприятий; провести широкую приватизацию.
Как и любые серьезные изменения в экономике, радикальные экономические реформы предполагали тяжелый переходный период, во время которого население страны неизбежно столкнется с экономическими и социальными трудностям. Однако большинство населения в начала 1990-х гг. поддерживало реформы и складывалась благоприятная ситуация для осуществления.
Для проведения реформ президенту страны были предоставлены дополнительные полномочия, а также он возглавил правительство.
С января 1992 г. началось реформирование в экономике. Сначала почти на 90%товаров народного потребления(кроме электричества, газа, угля и некоторых продовольственных товаров — хлеба, молока и др.) были отпущены оптовые цены.Чтобы сдерживать рост цен, государство сохранило на некоторое время контроль за розничными ценами.
На этом этапе еще не было создано условий для конкуренции предприятий, многие из них являлись монополистами в своей области. Поскольку теперь предприятия по своему усмотрению могли устанавливать цены свою продукцию, они их повышали, сокращая при этом производство. И хотя производство сокращалось, склады предприятий были переполнены продукцией, которая из-за высокой цены практически не продавалась. К концу 1992 г. оптовые цены выросли более чем в 60 раз, а розничные почти в 23 раза.
Чтобы заставить предприятия развивать производство и снизить цены на свою продукцию, правительство сократило выпуск денег (денежную эмиссию). Но это не помогло, и к концу 1992 г. начался финансовый кризис. Денежные расчеты между предприятиями заменялись бартернымисделками, т.е. обменом товарами. На уплату налогов не хватало средств, и государство заменяло их различными «взаимозачетами». На многих предприятиях зарплату либо вообще не платили, либо выплачивали выпускаемой продукцией. Начался рост безработицы. Национальный доход страны сократился на 25% , промышленное производство упало на 20% , сельскохозяйственное — на 12% .
К 1993 г. задолженность предприятий друг перед другом достигла 4 трлн. руб., что вело к разрыву хозяйственных связей между регионами России.
Началось падение курса рубля, и к 1993 г. он упал с 80 руб. до 740 руб. за 1 доллар США.
Летом 1993 г. для укрепления рубля была проведена денежная реформа.Суть ее заключалась в обмене старых советских купюр на новые российские.
Проведенные меры не дали ожидаемого результата. Скачок цен привел к тому, что в пламени инфляции сгорели многолетние сбережения граждан. А нехватка у государства наличных денег вызвала рост задолженности по выплате зарплат, пенсий, пособий. Но первые шаги на пути перехода к рыночной экономике были сделаны. Теперь необходимо было лишить государство монополии в сфере производства. Эту задачу должна была решить широкая приватизация.
Приватизация.В октябре 1992 г. началась приватизация государственной собственности путем акционирования предприятий. Ее проведение преследовало следующие цели: во-первых, ликвидировать монополию государства в сфере производства; во-вторых, стимулировать заинтересованность производителей в результатах труда и, в-третьих, создать широкий слой собственников, который мог стать социальной опорой новой власти.
В ходе приватизации каждый гражданин страны должен был получить свою долю государственной собственности. Для этого ему выдавался приватизационный чек — «ваучер» номинальной стоимостью 10 000 руб. Всего было выдано 146 млн. чеков. Были созданы чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), через которые можно было продать ваучер либо вложить его в какое-либо предприятие.
Темпы проведения приватизации были беспрецедентными и не имели аналогов в мировой истории экономики. Осуществление приватизации сопровождалось различными нарушениями, многие предприятия продавались ниже их реальной стоимости.
Это в основном было связано с тем, что процесс передачи предприятий в частные руки осуществлялся сверху, без должного участия снизу, со стороны коллективов трудящихся этих предприятий.
К июню 1994 г. чековая приватизация в основном была завершена. Было приватизировано около 75% предприятий торговли, более 65 предприятий общественного питания и почти 75% предприятий сферы обслуживания.
Главная задача приватизации с учетом издержек была выполнена: к 1994 г. в стране появился слой частных собственников, ими стали несколько миллионов граждан. Теперь многое зависело от самих граждан: каждый из них мог распорядиться своей собственностью по своему усмотрению, но уже без помощи государства.
Социально-экономические последствия реформы.Большинство населения страны, уставшее от постоянного дефицита, карточной системы, бесконечных очередей советского периода, ожидало от реформ в конечном итоге улучшения своего материального положения. Либерализация цен дала двоякий результат. С одной стороны, было покончено с очередями, и прилавки магазинов заполнились разнообразными промышленными и продовольственными товарами, но с другой — многим людям они были недоступны из высоких цен. Кроме того, государственные дотации на товары и услуги первой необходимости, бесплатное медицинское обслуживание, образование, жилье и др., к которым население страны привыкло, были отменены. Теперь надо было учиться не ждать «щедрот» от государства, а самостоятельно строить свое материальное благополучие.
Сотни тысяч людей занялись торгово-посреднической и производственной деятельностью. Появилась новая категория мелких торговцев — «челноки», которые привозили из-за границы небольшие партии различных товаров. В начале 1990-х гг. они сыграли значительную роль в насыщении российского рынка дешевыми товарами.
Возникли коммерческие производственные предприятия, особенно в сфере услуг: строительстве, хлебопекарном деле, пивоварении, сфере питания, издательской деятельности и др.
В результате менялась социальная структура общества. Появились высокообеспеченные люди (по разным данным, от 5 до 18%). Но многие россияне (от 40 до 60%) оказались у черты бедности. В связи с сокращением производства к 1994 г. количество безработных составило почти 9 млн. человек. Появился и слой людей, которые, воспользовавшись отсутствием должного законодательства, обогащались за счет обмана и спекуляций. Возросла преступность.
Однако реформы сделали самое главное в социальной сфере: сознание людей стало постепенно меняться. Хотя реформа проводилась методами «шоковой терапии», она предоставила свободу инициативным людям, на которых и опиралось в основном правительство в ходе дальнейшего проведения реформ и из которых начал формироваться новый средний класс — опора демократического строя с рыночной экономикой.
Начало проведения реформы столкнулось с трудностями, поскольку основной ее задачей было заменить старую затратно-дотационную экономическую систему новой, основанной на принципах рыночного хозяйства. Переход этот высвободил инициативу людей, а контроль государства за всеми сферами жизни общества ослаб. Это привело к негативным явлениям в ходе реформы: безработице, спаду производства, инфляции и обострению социальной напряженности. Однако российское правительство, несмотря на трудности и издержки, продолжало дальнейшее движение в сторону реформ, поддерживаемых большинством россиян.