Непарламентская и несистемная оппозиция
В отличие от парламентской оппозиции, непарламентская оппозиция не существует, а борется за своё существование. Будучи представленной преимущественно в муниципальных собраниях, эти партии не обладают ресурсами и возможностями для игры на федеральной политической сцене. Партии имеют численность, немногим превышающую минимальный порог, необходимый для регистрации как политической партии, а "Яблоко" вообще балансирует на этом пороге.
Несмотря на то, что в посланиях президента обозначен курс на оказание поддержки малым партиям, маловероятно, что состояние этих партий изменится в лучшую сторону. Очевидно, что непарламентские оппозиционные партии находятся в перманентном кризисе, и этот кризис прогрессирует. Из всех непарламентских партий наибольшую активность проявляет "Яблоко", причем активность эта сводится к информационной поддержке скандальных событий и серьёзной деятельности в сети интернет.
"Патриоты России", будучи умеренно левой партией, не могут соревноваться с КПРФ и даже "Справедливой Россией" на левом фланге и пытаются сохранить хотя бы тот минимальный уровень поддержки, которым располагают. При этом они фактически не ведут информационной работы с гражданами, их интернет-сайт не обновлялся с 2008 года, что говорит о неспособности партии приспособиться к современным способам ведения информационных кампаний.
Оппозиционные группы, не оформленные как партии в силу малой численности или незначительной представленности в регионах, не включены в политический процесс и формируют несистемную оппозицию. Крупнейшими из этих организаций являются "Солидарность", "Объединённый гражданский фронт", "Демократический выбор" и коалиция "Другая Россия". Они имеют фиксированное членство, однако многие их участники состоят более чем в одной несистемной оппозиционной организации. Членами этих организаций являются многие известные в прошлом политики, ушедшие в оппозицию, однако точная численность организаций не декларируется. Общей проблемой всей несистемной оппозиции можно считать организационную слабость и отсутствие ярко выраженных конструктивных идей - электоральных посланий, кроме несущего негативную коннотацию (и весьма непопулярного) "Россия без Путина". Это приводит к фактическому отсутствию возможностей дополнительной мобилизации электората. Вероятность участия несистемной оппозиции в парламентских выборах 2011 года крайне низка прежде всего в силу причин организационного характера.
Стратегии-2011:
С начала 2011 года партийная система перейдет из состояния относительной стабильности в фазу неустойчивого "предвыборного" равновесия. При этом фактором, который может предопределить развитие событий в направлении дестабилизации, может стать любой значимый вызов, на который власть будет не в состоянии быстро ответить.
Несмотря на ожидания парламентской оппозиции, очередного изменения правил игры в ее пользу, которое продолжало бы логику Посланий президента 2008 и 2009 годов, с высокой степенью вероятности не произойдет. В некотором смысле Кремль устал менять правила игры с расчетом на рост политической конкуренции. Все системные шаги сделаны, и дальнейшие шаги по изменению системы будут уже неэффективными, а в предвыборных условиях - возможно, и несущими в себе угрозу ее стабильности.
Отправной точкой этой стратегии можно считать некоторое повышение уровня доверия к Владимиру Путину, Дмитрию Медведеву и "Единой России" на фоне относительно благоприятных показателей экономического роста, внутри- и внешнеполитической стабильности, отсутствия явных угроз качеству жизни граждан. Дополнительным фактором роста доверия будет, разумеется, электоральная мобилизация
В случае увеличения уровня текущей электоральной поддержки правящей партии до 55 и более процентов "Единая Россия" сможет вести предвыборную кампанию, основанную на традиционно выигрышных темах "реальные дела", "развитие" и "будущее". Системные парламентские партии будут в подобных условиях проводить "нишевые" контркампании, нацеленные на удержание своего традиционного электората. При отсутствии существенных кризисов ситуаций выборы пройдут спокойно, состав парламента существенно не изменится. После этого наступит окончательная стабилизация политической системы.
Менее вероятно значительное повышение уровня поддержки правящей партии - до 60 и более процентов. Электоральное послание "Единой России" в этом случае не изменится. Системная оппозиция также будет реализовывать "нишевую" стратегию. Результаты выборов будут в этом случае максимально благоприятными для правящей партии: "Единая Россия" -- 65-70%, КПРФ - 10-15%, ЛДПР и "Справедливая Россия" по - 7-10%.
Итогом кампании в любом из вариантов реализации этой стратегии станет сохранение стабильного состояния политической системы, сохранение уровня доверия к власти, дезинтеграция и дальнейшее ослабление несистемной оппозиции.
"Справедливая Россия" - очевидное "слабое звено" политической системы. За все время своего существования она оказалась не в состоянии занять очевидную для нее социалистическую электоральную нишу и выступить жестким противником КПРФ, чего всегда ожидал от нее Кремль. По изначальному замыслу партия имела значительные шансы. Кремль помогал становлению "эсеров" -- достаточно вспомнить вполне благоприятные размышления Владислава Суркова на встрече с партийным активом этой партии, когда прозвучала фраза о "левой ноге".
Однако любой партийный проект имеет свою логику развития. Кризис, в который "Справедливая Россия" вступила практически сразу после создания, носит долговременный, системный и комплексный характер.
Очевиден кризис лидерства. Сергей Миронов никогда не был харизматическим лидером - более того, за все время председательства в Совете Федерации он так и не стал политиком хотя бы масштаба Геннадия Зюганова или Владимира Жириновского. При этом появления во главе партии лидера, претендующего на подобный масштаб, Миронов откровенно опасается.
Налицо и организационный кризис. Он начался еще с момента создания партии, но продолжается практически все время ее существования.
По составу парламентской фракции "Справедливая Россия" довольно уязвима. Так, доля выходцев из чиновничества во фракции выше, чем у "Единой России" (11% против 10%). 24% депутатов-"эсеров" на момент избрания работали в коммерческих структурах (доля "коммерсантов" в "Единой России" и КПРФ - почти в два раза меньше).
Адекватной стратегией для "Справедливой России" с самого начала была жесткая игра против коммунистов на левом фланге - она же пыталась играть на всех, "объединяя оппозицию". Возвращение в эту нишу, очевидную для партии, претендующей на статус общенациональной левой силы (традиционных социалистов), и борьба за протестный электорат с КПРФ в кампании-2011 еще может вернуть лидерам "Справедливой России" благожелательное внимание Кремля. И даже его содействие в противостоянии с КПРФ (не имеющее, впрочем, никакого отношения к "административному ресурсу").
"Правый проект"
Реализация этого проекта имеет отправной точкой принятие Кремлем решения о создании лоялистской либеральной партии. Такая партия может быть создана с использованием уже имеющейся инфраструктуры правых партий, например, "Правого дела". Цель - включить в систему избирателей, ориентирующихся на непарламентских и несистемных игроков "правее правого центра". Методы также принципиально ясны и не представляют технологической проблемы: в партию инкорпорируется новый популярный лидер, а региональная структура "накачивается" под контролем лояльных Кремлю менеджеров. Главная проблема - сохранить электорат "Единой России", востребованный для целей модернизации.
Если "партия правого проекта" сумеет предложить программу, адекватную электоральным настроениям и сможет объединить разрозненный электорат, не имеющий сегодня представительства, под своей эгидой, исход голосования на выборах в Государственную Думу может привести к преодолению ею 5-процентного барьера. Впрочем, партия может остаться и крупным спойлером "Единой России" для дальнейшей игры на поле "правее правого центра".
Не тратя ресурсы на значимую по масштабам контркампанию, "Единая Россия" сможет в подобных условиях сконцентрировать ресурсы на продвижении собственного электорального послания. Итогом выборов станет сохранение ею статуса правящей партии, хотя и с некоторым уменьшением ее представительства в Государственной Думе.
Сформированность политической системы отнюдь не означает "зарезервированности" кресел в Государственной Думе за КПРФ, ЛДПР или "Справедливой Россией". Если одна из трех парламентских оппозиционных партий по каким-то причинам станет "слабым звеном" (в том числе - с точки зрения понимания вызовов модернизации), ничто не удерживает Кремль от направленной против какого-либо из игроков "игры на выбывание". Цель такой (она может показаться дестабилизирующей) игры - сохранение долгосрочной стабильности и обеспечение гарантий политической поддержки модернизационного выбора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1