Взаимодействие государства и гражданского общества в Российской Федерации
Гражданское общество -совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства.
Концепция политики Российской Федерации в сфере взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества - целостная, социально обоснованная система взглядов на формирование в демократическом правовом государстве отношений социального партнерства органов государственной власти и институтов гражданского общества, призванных обеспечивать на постоянной основе эффективную реализацию принципа народовластия, учет мнения всех социальных групп при принятии значимых управленческих решений, независимо от их финансовых и иных возможностей.
Под социальным партнерством понимается механизм устойчивого взаимодействия, основанный на принципе паритета возможностей при проведении общественных консультаций и реализуемый в целях обеспечения поступательного социального, экономического и культурного развития Российской Федерации.
Стратегической задачей социального партнерства органов государственной власти Российской Федерации и институтов гражданского общества является повышение эффективности государственной политики за счет создания инструментария общественного контроля за деятельностью публичной администрации, повышения экспертного потенциала и прозрачности принимаемых решений, устранения социальной напряженности при их реализации.
Первоочередными задачами социального партнерства являются:
· создание механизма консультаций органов государственной власти Российской Федерации с институтами гражданского общества в процессе разработки, обсуждения и принятия нормативно-правовых актов и иных управленческих решений;
· анализ практики социального партнерства и выявление институтов гражданского общества, готовых к сотрудничеству на постоянной основе;
· оказание государственной поддержки в виде социального заказа на проведение общественной экспертизы проектов нормативно-правовых актов Российской Федерации;
· создание механизмов устойчивого взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества в федеральном законодательном процессе;
· привлечение институтов гражданского общества к реализации федеральных целевых программ в сфере социальной политики государства, а также к реализации приоритетных национальных проектов.
· Участие институтов гражданского общества в реализации приоритетных национальных проектов.
Привлечение институтов гражданского общества к реализации приоритетных национальных проектов является непременным условием их реализации.
Участие институтов гражданского общества призвано обеспечить повышение прозрачности их реализации, повышение эффективности расходования государственных финансовых ресурсов, доступность и понятность для населения основных задач и этапов реализации приоритетных национальных проектов.
Основными задачами социального партнерства в данной сфере являются:
· привлечение институтов гражданского общества к проведению мониторинга реализации приоритетных национальных проектов;
· создание механизмов общественного контроля за расходованием денежных средств, выделяемых государством на реализацию приоритетных национальных проектов;
· поддержка средств массовой информации и повышение открытости информации о ходе реализации приоритетных национальных проектов, включая финансовую, техническую и прочую документацию.
· Участие институтов гражданского общества в федеральном законодательном процессе.
· Российская Федерация гарантирует создание механизмов повышения открытости информации о федеральном законодательном процессе для граждан Российской Федерации и институтов гражданского общества.
Основными задачами социального партнерства в федеральном законодательном процессе являются:
· создание механизмов всенародных общественных обсуждений общественно значимых проектов законов Российской Федерации;
· создание механизмов проведения обязательных общественных консультаций при подготовке проектов законов Российской Федерации;
· законодательное закрепление проведения независимых экспертных исследований в законодательном процессе и мониторинга общественного мнения при разработке концепций законопроектов;
· привлечение институтов гражданского общества к работе по кодификации российского законодательства и определению основных приоритетов законопроектной деятельности.
Организационное обеспечение реализации Концепции.
Реализация мероприятий, предусмотренных Концепцией, возлагается на Правительство РФ. Осуществление реализации Концепции происходит в тесном взаимодействии с Общественной палатой РФ и иными институтами гражданского общества.
Общественная палата Российской Федерации обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Общественная палата Российской Федерации создана в декабре 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации». Согласно закону, Общественная палата избирается на два года. Ее формирование проходило в три этапа. На первом этапе Президент РФ по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями обратился к 42-м гражданам России, имеющим особые заслуги перед государством и обществом, с просьбой принять участие в работе Общественной палаты, после письменного подтверждения согласия на эту работу их кандидатуры были утверждены Указом Президента.