Понятие и структурные элементы системы права

Система права - это обусловленная экономическим и социальным строем структура права, выражающая внутреннюю согласованность и единство юридических норм и одновременно их разделение на соответствующие отрасли и институты. При характеристике системы права необходимо помнить, что она представляет собой явление объективного характера, складывающееся не произвольно, а в связи с системой существующих общественных отношений.

Правовые нормы, помимо прочего, обеспечивают динамизм системы права, делают подвижными ее элементы и тем самым устойчивой систему права в целом. Как известно, по мере изменения общественных отношений появляется необходимость и в новых юридических нормах, отражающих эти изменения. Происходит качественное наполнение структурных элементов системы права, готовых к обособлению сообразно специфике регулируемых общественных процессов.

Система права как динамичное явление имеет тенденции своего развития. К их числу можно отнести: процесс непрерывного накопления нормативного материала и его распределение по отраслям и институтам; обусловленность системы права рыночными отношениями; усиливающаяся децентрализация правового регулирования; регламентационная направленность в сферу частной собственности; расширение структурного содержания системы права Российской Федерации за счет обновления ее субъектного состава; сближение системы российского права с международным правом.

Следует различать понятия «система права» и «правовая система».

Правовая система — это предельно широкая, собирательная категория, отражающая всю правовую организацию данного общества. Ее можно определить как совокупность внутренне согласованных и взаимосвязанных юридических средств, с помощью которых государство оказывает нормативное воздействие на общественные отношения. Система же права — это его сугубо внутреннее строение, выступающее в качестве составного компонента правовой системы.

Структурными элементами системы права являются норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут.

Норма права — первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют лишь те общественные отношения, которые на данный момент являются для государства наиболее важными, объективно нуждающимися в таком опосредовании. Их сущность и классификация раскрыты в другой главе учебника.

Отрасль права — это обособившаяся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную сферу родовых общественных отношений. Однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права (гражданское право, уголовное право, административное право и т.д.). Все отрасли права взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны.

Для образования самостоятельной отрасли права имеют значение следующие условия: а) степень своеобразия тех или иных общественных отношений; б) их удельный вес в системе социальных взаимосвязей; в) невозможность урегулировать возникшие отношения с помощью норм других отраслей; г) необходимость применения особого метода регулирования.

Наличие или отсутствие той или иной отрасли права зависит от наличия или отсутствия соответствующих общественных отношений, нуждающихся в правовом урегулировании. Отрасль права не «придумывается», а рождается из социальных и практических потребностей.

Каждой отдельной отрасли права присущ свой режим правового регулирования. Особенностью системы права является то, что входящие в ее состав отрасли, будучи взаимосвязанными, не дублируют, а наоборот, дополняют друг друга, охватывают своим воздействием разнородный слой общественных отношений.

Характерными чертами отрасли права являются следующие:

1. Общие системные признаки — функциональность и субстанционность в их сочетании характеризуют отрасль права как самостоятельный элемент системы права.

2. Каждая отрасль права имеет свой предмет и объект регулирования, которые тесно соотносятся между собой, но не совпадают.

3. Каждой отрасли права присущ определенный метод или совокупность методов правового регулирования.

4. Наличие определенного режима как особой системы правового воздействия, с помощью которой отрасль права становится относительно замкнутым «механизмом регулирования».

Исходя из изложенного, основными отраслями российского права можно считать: конституционное право, гражданское право, административное право, уголовное право, финансовое право, право социального обеспечения, сельскохозяйственное право, трудовое право, уголовно-исполнительное право, природоохранное право, коммерческое, банковское право, земельное право и некоторые другие отрасли права.

Конституционное (государственное) право является ведущей отраслью российского права, которая учредительно-закрепительным методом опосредует наиболее важные государственные отношения: политическая система, экономическая основа, формирование, структура, принципы деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, правовое положение граждан, их права и свободы, федеративное устройство, административно-территориальное деление и др.

При рассмотрении предмета регулирования данной отрасли права следует учитывать, что отношения, им регулируемые, носят надстроечный характер в том смысле, что они непосредственно обусловлены существованием государства и немыслимы без него.

Метод правового регулирования конституционного права направлен на обеспечение стабильности в обществе и предсказуемости политических процессов. В этом плане данная отрасль права выполняет в основном регулятивно-статическую функцию и направлена на закрепление того, что реально достигнуто и составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, их последующего развития.

Административное право императивным методом, элементами которого являются иерархия и субординация, власть и подчинение, регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц.

В современном Российском государстве одним из важнейших принципов организации и деятельности его механизма является положение Конституции РФ (ст. 10) о разделении власти на законодательную, исполнительную и судебную. Указанный принцип представляет собой в то же время системообразующий фактор структуры государственного механизма. В условиях разделения властей государственным управлением считается функционирование исполнительной ветви власти. Тем не менее следует заметить, что такие звенья государственного механизма, как Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, не относятся ни к одной из указанных в Конституции РФ ветвей власти. На наш взгляд, осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, а также осуществлением контроля за исполнением федерального бюджета должны быть выделены в самостоятельную ветвь власти — контрольно-надзорную.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения по накоплению и распределению финансов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджетного права федеральных органов государственной власти РФ, органов субъектов Федерации и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его выполнением.

Значительную часть финансового права составляют нормы, которыми устанавливаются отдельные платежи и налоги, порядок их взимания, кредитование, имущественное и личное страхование, а также регулируются отношения в сфере государственного финансирования капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону. Финансовое право содержит и нормы осуществления валютных операций на территории Российской Федерации и за рубежом.

Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения при условии равенства сторон.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего граждане и юридические лица.

В Российской Федерации имущественные отношения регулируются не только гражданским, но и административным, финансовым и другими отраслями права. В отличие от этих отраслей права предмет гражданского права специфичен в силу того, что участники гражданских отношений занимают равноправное положение, они сами определяют свое поведение по отношению друг к другу.

Гражданское право закрепляет правовое положение государственной, частной и иной собственности, регулирует различные имущественные сделки, вопросы наследования, авторства, изобретательства и др.

Согласно Гражданскому кодексу РФ неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством (ч. 2 ст. 2); нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения, и неимущественные права, приобретенные по закону, неотчуждаемы и не передаваемы иным способом (ст. 150). В случае нарушения личных неимущественных прав либо посягательства на другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину, у него появляется 1) возможность получения денежной компенсации причиненного морального вреда (ст. 151) и (или) 2) возможность защиты нравственных интересов (честь, достоинство, деловая репутация).

Семейное право в сочетании метода равенства сторон и алиментарного метода регулирует семейные отношения граждан: между супругами, родителями и детьми, опекунами и опекаемыми и др.

Трудовое право объединяет нормы, регулирующие отношения между работником и работодателем по поводу личного выполнения работником определенной работы, а также отношения, непосредственно связанные с трудовыми. Данной отраслью регулируются такие вопросы, как порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, заработная плата, трудовая дисциплина и материальная ответственность, разрешение трудовых споров.

Кроме трудовых отношений, рассматриваемая отрасль регулирует отношения, непосредственно связанные с трудовыми, дополняющие, обслуживающие их, сопутствующие трудовым отношениям, производные от них. К этой группе Трудовой кодекс РФ относит следующие: по организации труда и управления трудом; по трудоустройству у данного работодателя; по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя; по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; по надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде, включая законодательство об охране труда; по разрешению трудовых споров.

Нормы гражданского процессуального права определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рассматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников процесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламентируют порядок судебного разбирательства общими и арбитражными судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а также исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

Источниками гражданского процессуального права являются Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс.

Уголовное право объединяет нормы, которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождения от нее, формулируются понятие преступления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, определяется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными. Специфика метода регулирования, уголовного права заключается в категорическом императивном запрещении определенного общественно опасного деяния под угрозой применения специфических правовых последствий — прежде всего наказания и судимости.

Источником уголовного права Российской Федерации является Уголовный кодекс.

Уголовно-исполнительное право императивным методом в сочетании с методом воспитания, поощрения регулирует отношения отбывания наказания лицами, лишенными свободы, и сопутствующие им отношения: освобождения от отбывания наказания, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и др.

Уголовно-исполнительное право регламентирует исполнение всех уголовных наказаний, а кроме того, принудительных мер медицинского характера, назначенных судом лицам, совершившим преступление и либо страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, либо признанными нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании.

Предметом регулирования уголовно-исполнительного права являются отношения, участники которых: осужденные, учреждения, органы или должностные лица — исполняют решение суда, акт помилования, акт об амнистии, которыми назначается, изменяется или отменяется наказание, и иные меры уголовно-правового характера, если их применение назначено наряду с наказанием.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие порядок производства по уголовным делам. Данная отрасль права регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уголовного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом процессе, регламентируют порядок сбора и оценки доказательств, разрешения уголовных дел судебными органами, обжалования и опротестования судебных приговоров, их исполнения.

Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства по делу, придает ему характер детально регламентированного процесса.

В предмет регулирования данной отрасли входят отношения между самими участвующими в уголовном процессе гражданами или между гражданами и юридическими лицами. В предмете правового регулирования уголовно-процессуальной отрасли различаются также многосторонние отношения.

В основе уголовно-процессуального права Российской Федерации лежит Уголовно-процессуальный кодекс.

Подотрасль права — целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом (пенсионное право), в государственном праве (избирательное право) и т.д. В отличие от правового института подотрасль не является обязательным элементом каждой отрасли права.

В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет.

Водоразделом же между подотраслью и правовым институтом служит признак автономности регулирования общественных отношений. Правовой институт не может охватить все стороны регулируемого вида общественных отношений, подотрасль права с этой задачей справляется.

Институт права — это объективно обособившаяся внутри одной отрасли или нескольких отраслей права совокупность взаимосвязанных юридических норм, регулирующих небольшую группу видовых родственных отношений. Институт — составная часть, звено отрасли. Какими же признаками он обладает? Прежде всего — это объективно складывающееся правовое образование, которое не может автономно функционировать.

Некоторые правовые институты состоят из субинститутов, которые представляют собой группу норм права, выражающих определенные особенности правового регулирования отдельных видов общественных отношений. Субинститутами, к примеру, являются: розничная купля-продажа в институте купли-продажи в гражданском праве; уголовная ответственность несовершеннолетних в институте наказаний и назначение наказания несовершеннолетним в институте назначения наказаний в уголовном праве; взыскание алиментов на основании соглашения об уплате алиментов в семейном праве; особенности производства по делам несовершеннолетних в институтах производства в суде первой инстанции в уголовно-процессуальном праве; заочное решение в институте решения суда в гражданско-процессуальном праве; охране труда женщин в институте охраны труда в трудовом праве и др.

Правовой институт как структурный элемент системы права обладает такими признаками, как относительная самостоятельность, специфичность способа правового регулирования, наличие или принципиальная возможность формирования общих понятий в рамках видовых явлений.

Представляется возможным классифицировать правовые институты по следующим основаниям.

По предметно-отраслевому признаку они могут классифицироваться на отраслевые и смешанныеправовые институты. Отраслевыми называют институты, состоящие из норм одной отрасли права. Такое значение имеют, например, институты соучастия в преступлении, помилования, экологических преступлений в уголовном праве; институты сделок, мены, дарения — в гражданском праве и т.д.. Перед нами — предметный принцип классификации правовых институтов.

Однако не всегда формальная отраслевая принадлежность правового института соответствует его сути. Например, трудовое право, регулирующее общественные отношения, непосредственно связанные с правовым положением той или иной стороны как участника трудового процесса, опосредует также некоторые другие отношения, связанные с трудовыми, и при их регулировании тесно соотносится с таким, к примеру, административно-правовым институтом, как институт осуществления надзора за охраной труда. Следовательно, отраслевые институты, выделяемые по предмету правового регулирования, не всегда существуют в чистом виде. Институты, являющиеся отраслевыми, но содержащие в себе элементы, свойственные другой отрасли права, получили название смешанных. Смешанные правовые институты являются носителем органического единства отраслей права, составляющих его систему, служат показателем динамики развития общественных отношений.

Правовые институты, содержащие нормы двух или более отраслей права, называются комплексными или межотраслевыми. Комплексные институты имеются, например, в трудовом праве. Примером этому может служить институт ответственности работодателя за повреждение здоровья работника на производстве, который является одновременно и институтом гражданского права.

Комплексные институты, в отличие от унитарных институтов, характеризуются тем, что: а) нормы одной отрасли права применяются в другой отрасли; б) нормы закрепляются, как правило, в источниках отрасли, которая их заимствует; в) нормы проходят существенную переработку применительно к специфике предмета или метода заимствующей их отрасли; г) нормы применяются только в пределах одной заимствующей их отрасли права.

По сфере правового регулирования выделяются общие и специальные правовые институты. Среди общих институтов можно выделить институты, нормы которых раскрывают задачи и цели правового регулирования определенных видов общественных отношений. Особое место среди общих институтов занимает правовой институт, закрепляющий основные начала или отраслевые принципы.

Специальные правовые институты, опосредующие определенные виды общественных отношений, непосредственно регулируют эти общественные отношения, предоставляя их участникам охраняемые и гарантируемые государством взаимные субъективные права и юридические обязанности. В отличие от общих правовых институтов, предписания которых распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права и регламентирующих широкий круг общественных отношений определенного рода, специальные правовые институты регулируют вид общественных отношений определенного рода.

Характерной особенностью специальных правовых институтов является то, что они охватывают конкретные виды общественных отношений, регулируемых в рамках данной отрасли, закрепляют способы и средства регулирования, т.е. именно в рамках специальных правовых институтов выявляется сущность предмета и метода отрасли права, с выделения принципиального нового правового института начинается формирование новой подотрасли либо отрасли права.

По своей структуре правовые институты делятся на простые и сложные. Простые правовые институты не содержат в себе никаких других подразделений. Простыми институтами являются большинство общих институтов: институт поручения, институт комиссии, институт публичного конкурса и т.д.

Сложные правовые институты состоят из двух или более институтов. Сложными правовыми институтами являются: институт расторжения брака, институт опеки и попечительства семейно-брачного права; институт купли-продажи, институт аренды, институт подряда гражданского права; институт признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим гражданско-процессуального права и другие.

Наши рекомендации