Методические указания к занятию
1. Данное занятие основывается на умениях и навыках приобретенных студентами на предыдущих занятиях, изучения теоретического курса по организации наступления, а также при решении тактических задач. В результате отработки учебных вопросов занятия студенты должны УМЕТЬ:
- принимать решение и отдавать боевой приказ на наступление;
- глубоко и полно оценивать обстановку по карте и макету местности, на которой предстоит действовать и делать обоснованные подкрепленные расчетами выводы;
- оформлять решение командира роты на рабочей карте;
- организовывать взаимодействие, управление и боевое обеспечение.
2. Основной объем работы по организации наступления в должности командира роты студенты проделывают в часы самостоятельной работы. Организует и проводит самостоятельную подготовку ответственный офицер за взвод.
3. На занятии во время отработки вопросов основное внимание уделяется обоснованию решения и оформлению решения командира роты на рабочей карте. При этом студенты действуют в должности командира роты, преподаватель – в должности командира батальона.
4. В разборе занятии преподаватель должен особое внимание обратить на тактическую сторону работы студентов, то есть, как может повлиять работа по организации боя на его исход.
Порядок отработки учебных вопросов
Действия руководителя | Действия обучаемых |
Организация занятия | |
Принимает доклад командира взвода, проверяет наличие личного состава, средства материального обеспечения занятия. Объявляет тему, учебные, воспитательные цели занятия. | Командир взвода докладывает о прибытии студентов на занятие. Необходимый материал записывают в рабочие тетради. |
1-ый учебный вопрос: «Составление и отдача боевого приказа» | |
Объявляет тактическую обстановку и назначает на должность командира роты. Приказывает доложить свое решение, используя макет местности 2-3 студентами. Обсуждает со студентами полноту и правильность докладов. Вырабатывается оптимальный вариант решения. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты решения. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях. |
2-ой учебный вопрос: «Организация взаимодействия, управления и боевого обеспечения» | |
Дает указание о составе противника и назначает на должность командира роты. Дает время на производство расчетов. Приказывает доложить свои расчеты. Обсуждает со студентами полноту, обоснованность и правильность расчетов. Вырабатывается оптимальный вариант расчетов. Проводит частный разбор. | Назначенные студенты докладывают свои варианты расчетов. Остальные слушают и анализируют. Высказывают свои мнения о предложенных мнениях. |
Заключительная часть | |
Напоминает тему и цели занятия. Оценивает каждого студента, указывая на положительные и отрицательные стороны его работы. Отвечает на вопросы. Дает задание на самоподготовку. | Слушают разбор. Задают при необходимости вопросы. Записывают задание на самоподготовку. |
СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
к занятию № 4
При постановке задач командир роты в боевом приказе указывает:
мотострелковым (танковым) взводам – средства усиления, объект атаки и направление продолжения наступления, исходную позицию;
приданному артиллерийскому подразделению – огневые задачи, время и порядок их выполнения, район огневых позиций и порядок перемещения;
приданным другим огневым средствам – цели для поражения при атаке переднего края обороны противника, место в боевом порядке и порядок перемещения.
При наступлении с ходу командир роты кроме того, в третьем пункте боевого приказа указывает маршрут выдвижения роты, рубеж (пункт) развертывания в ротные и взводные колонны, рубеж безопасного удаления, рубеж спешивания для мотострелковых взводов, атакующих в пешем порядке, и рубеж перехода в атаку. При постановке задач подразделениям в этом случае вместо исходных (выжидательных) позиций и времени их занятия он указывает время прохождения рубежей (пунктов).
2. Взаимодействие командир роты организует по задачам, рубежам, времени и способам выполнения задач. Организуя взаимодействие, он должен убедиться в правильном понимании командирами рот (взводов) поставленных задач и способов их выполнения.
При организации взаимодействия командир роты должен:
согласовать действия подразделений родов войск во время перегруппировки (смены) или в период выдвижения и развертывания их в боевой порядок, ударов авиацией и разведывательно-ударными комплексами, проведении им контрподготовки и дистанционного минирования на маршрутах выдвижения и рубежах развертывания;
установить порядок занятия ротами (взводами) исходных позиций для наступления, порядок пропуска танков через боевые порядки своих подразделений.
при наступлении с ходу установить порядок выдвижения и развертывания в боевой порядок танковых, мотострелковых и противотанковых подразделений, а также порядок выдвижения и занятия огневых позиций штатными и приданными огневыми средствами;
определить время и порядок оснащения танков катковыми минными тралами, проделывания ими проходов в заграждениях перед передним краем обороны противника и в глубине; порядок проделывания проходов в заграждениях, в том числе внезапно установленных средствами дистанционного минирования, устройства переходов через препятствия и способы их обозначения;
согласовать порядок и способы атаки переднего края обороны противника танковыми и мотострелковыми подразделениями, ведения ими огня и преодоления заграждений и препятствий; при атаке в пешем порядке - уточнить порядок спешивания личного состава;
согласовать действия мотострелковых и танковых взводов с огнем артиллерии и ударами авиации, с действиями роты огневой поддержки (огневых средств) и соседей по уничтожению противника в опорных пунктах на первой позиции, при бое в глубине обороны, особенно по уничтожению противотанковых средств противника, и при отражении его контратак;
указать цели, поражаемые в период огневой подготовки атаки орудиями и танками, выделенными для стрельбы прямой наводкой, а также противотанковым и гранатометным взводами роты огневой поддержки (огневыми средствами), порядок открытия и ведения ими огня и поддержки наступающих подразделений при преодолении заграждений и препятствий перед передним краем обороны противника, при атаке и развитии наступления в глубине;
уточнить место разведывательного (боевого разведывательного) дозора (дозорного отделения, танка) в боевом порядке роты при атаке противника, рубеж и время начала ведения разведки, направление или объект разведки, порядок поддержки огнем, поддержания связи и представления докладов;
уточнить порядок перемещения в ходе боя штатной и приданной артиллерии, огневых средств, а также других штатных и приданных подразделений;
определить порядок действий зенитного подразделения по прикрытию от ударов воздушного противника, а также порядок открытия и ведения огня по его низколетящим целям танковыми и мотострелковыми подразделениями;
сообщить сигналы оповещения, управления и взаимодействия, сигналы опознавания своих самолетов и вертолетов, а также способы обозначения своего положения.
При наступлении в направлении действий тактического воздушного десанта командир роты указывает порядок соединения с ним, сигналы взаимного опознавания и радиоданные для связи.
Взаимодействие организуется наиболее полно на глубину ближайшей задачи. При организации взаимодействия могут согласовываться и другие вопросы, а также указываться ее возможные изменения в ходе боя.
Боевой приказ командира 1 мср на наступление (вариант)
1. Противник занимает подготовленную оборону с передним краем по_________________________. Перед фронтом наступления роты оборудованы взводные опорные пункты в районах_____: _______ Огневые средства обнаружены: минометная батарея — в 100 м зап. рощи «Огурец»; танк — сев. скаты выс. с отм. 108,0; БТР — вост. опушка рощи «Ромб»; три ПТУР: первый — левее сарая, второй — правее отдельного дерева, третий — роща «Ромб» ближе 100 м; два РПГ: первый—сарай влево 15, второй — камни вправо 20.
Перед передним краем установлено противотанковое и противопехотное минное поле.
2. 1 мср с го во взаимодействии с 1 тр (без тв) атакой с ходу с рубежа _________________________уничтожает противника во взводном опорном пункте ___________________________и овладевает рубежом _____________________ продолжает наступление в направлении ________________________.
Маршрут выдвижения ______.
Рубеж развертывания в ротные колонны —_____________________________.
Пункт развертывания во взводные колонны — __________________________.
Рубеж спешивания — _.
Поддерживает 2 батр.
3. На направлении наступления 1 мср средствами старших командиров в период огневой подготовки подавляются живая сила и огневые средства в опорных пунктах взводов на переднем крае и на ____________________________.
4. Огнем средств, выделенных для стрельбы прямой наводкой, уничтожаются ________.
Справа наступает 6 мср 2 мсб, уничтожает противника в районе _______________________и овладевает рубежом ____________________ продолжает наступление в направлении _______________________.
Слева наступает 2 мср, уничтожает противника в районе _____________________и овладевает рубежом_____________________________, продолжает наступление в направлении __________________________.
4. Р е ш и л: используя результаты огня артиллерии и ударов авиации, сосредоточивая основные усилия роты в направлении _____________________, и атакой с ходу _______________________________огнем БМП, стрелкового оружия уничтожить живую силу и огневые средства в опорном пункте взвода в районе _____________________________и к «Ч» + 0.20 овладеть рубежом _____________ В дальнейшем наступать в направлении__________________________. Уничтожение противника в опорном пункте в глубине осуществить атакой с фронта 1 и 2 мсв, 3 мсв во фланг в направлении _____________________________.
Контратаку резерва батальона отразить с ходу огнем всех средств во взаимодействии с 1 тр и соседом слева.
Боевой порядок — в один эшелон, атаку осуществить в пешем порядке.
2. ПРИКАЗЫВАЮ:
— 2 мсв во взаимодействии со 2 тв атакой с рубежа перехода в атаку ________________________уничтожить танк в окопе, ПТУР, РПГ и живую силу противника, в дальнейшем наступать в направлении__________________________
— 1 мсв с пулв (без пуло) во взаимодействии с танками 301 и 302, атакой с рубежа перехода в атаку ____________уничтожить ПТУР, пулемет и живую силу противника, в дальнейшем наступать в направлении________________________
— 3 мсв с пуло во взаимодействии с танками 303 и 304, атакой с рубежа перехода в атаку ____________уничтожить ПТУР, БТР, гранатомет и живую силу противника, продолжить наступление в направлении _________________;
— 1 го подавить живую силу на КНП взвода на ____________________
В ходе наступления поддерживать 1 и 3 мсв, перемещаться за 1 мсв.
3. Расход боеприпасов: к стрелковому оружию — 0,4 бк, к орудиям
БМП—0,4 бк. Расход горючего — 0,2 запр.
Места развертывания подразделений технического обеспечения и тыла: ПТН и РЭГ —_________. В ходе боя перемещаются в направлении хутор, загон.
7. Готовность к наступлению — 3.00 11.7.
8. КИП роты при выдвижении — в голове колонны, в ходе боя — за 1 мсв; заместитель — командир 1 мсв.
Далее командир роты организует на местности взаимодействие между своими, приданными и уточняет его с поддерживающими подразделениями. Взаимодействие организуется на всю глубину боевой задачи роты по задачам, рубежам и времени.