Большевизация России (1917-1921 гг.): формирование однопартийной системы, экономический опыт, новейшая внешнеполитическая доктрина
Ход формирования однопартийного государства в России можно проследить по документам партий большевиков, меньшевиков, эсеров 19171920 гг. Так для понимания политической обстановки в России после Февральской революции известное значение имеют постановления ведущей российской партии - кадетов, принятые в марте 1917 г.
Последующие декреты большевиков 1918-1920 гг. наглядно свидетельствуют, как из органов власти изгонялись представители других партий, уничтожались старые государственные органы. Первым в этом ряду стоит Декрет о роспуске Учредительного собрания 7 января 1918 года. Как проходила борьба большевиков с другими политическими партиями по вопросу Учредительного собрания можно увидеть по документам декабря 1917 года. Среди них особый интерес представляют протоколы заседаний ЦК партии эсеров 26 и 27 декабря 1917 года'л. Заседания ЦК партии эсеров 26 и 27 декабря 1917 г. были посвящены вопросу отношения к Учредительному собранию. На них были приняты следующие решения: развернуть агитацию за Учредительное собрание накануне его открытия; 5 января организовать митинги и демонстрации.
25–26 октября (7–8 ноября) 1917 г. произошел вооруженный переворот. Утвердившийся строй требовал строительства прессы, проводившей его политику, защищавшей его интересы. Так появились новые издания. Помимо «Правды» и «Известий» 10 ноября вышел первый официальный правительственный орган «Газета Временного рабочего и крестьянского правительства». Следующим такого рода изданием явилась газета «Армия и флот рабочей и крестьянской России».
В октябрьские дни 1917 г. продолжали издательскую деятельность все буржуазные партии, газетно-журнальные объединения, финансируемые крупными монополиями. Выходили все газеты и журналы социалистических партий – 52 меньшевистских, 31 эсеровских, 6 анархических. Реакция всей буржуазной, мелкобуржуазной, меньшевистской печати на свершившуюся революцию была однозначной: она восприняла ее недоброжелательно. В ответ на это на следующий же день после победы вооруженного восстания Временный революционный комитет закрыл 10 наиболее крупных буржуазных газет – «Речь», «Русское слово», «Русская воля», «Новое время», «Биржевые ведомости», «Копейка» и др.
Буржуазная пресса не могла согласиться с акцией Временного революционного комитета и выступила с протестом, обвиняя Советское правительство в нарушении принципа свободы печати. В связи с этим Советское правительство 10 ноября 1917 г. приняло Декрет о печати[3]. Главную суть его составляло ленинское утверждение, сделанное еще в сентябре: как только большевики придут к власти, они ликвидируют буржуазную прессу и предоставят свободу действий пролетарской печати. В Декрете действия Советской власти мотивировались тем, что молодое государство не может противостоять буржуазии и ее печати, подчеркивалось, что пресечение деятельности инакомыслящей печати – временная мера. Но отмены на инакомыслие так и не последовало.
Жесткие принципы классового подхода, проводимые большевиками, определяли судьбу не только буржуазной, но и социалистической печати. Большевики, не признававшие никаких компромиссов, были непримиримы к изданиям, выступавшим против их действий. Очередным шагом в этом направлении явился Декрет «О введении Государственной монополии на объявления»[4], принятый через несколько дней после заседания Военно-революционного комитета. Главная цель Декрета – лишить буржуазную прессу источников дохода. Протесты с ее стороны привели к тому, что в январе 1918 г. Совнарком принял Декрет «О революционном трибунале печати»[5], предоставлявший последнему широкие полномочия. Среди приговоров, вынесенных трибуналом, появилось постановление о закрытии меньшевистской газеты «Вперед», редактором которой был Л. Мартов[6].
Борясь против оппозиционной журналистики, РКП(б) принимала одновременно меры к созданию и укреплению прессы советского государства. Для этого использовались перешедшие в собственность государства бумажные фабрики, типографии. В Петрограде и Москве создаются правительственные учреждения по управлению национализированными типографиями и контролю за деятельностью частных полиграфических предприятий.
Гражданская война внесла определенные изменения в структуру журналистики Советской России. Буржуазные издания, с которыми полностью сомкнулись газеты и журналы правых эсеров, целиком встали на сторону контрреволюции и перешли во враждебный стан. Они стали карательной силой в руках контрреволюции на территориях, захваченных белогвардейцами и иностранными интервентами.
Вторая половина 1918 г. практически свела на нет прессу оппозиционных социалистических партий. Если в начале года в стране выходило 154 издания меньшевиков, эсеров (левых, правых), анархистов, эсеро-меньшевистских, мелкобуржуазных, то к сентябрь их осталось 50, а в 1919 г. – всего 3[17].
Ведущую роль в системе печати Советской России в условиях войны играла большевистская журналистика, процесс строительства которой продолжался несмотря на все трудности военного времени. Советская пресса представляла собой идеологическое и организационное средство проведения политики РКП. Партия, заботясь о своем идеологическом оружии, интенсивно развивала его с учетом интересов различных категорий читателей. В 1918 г. в стране насчитывалось до 10 типов изданий, проводивших политику правящей партии. Это партийные, советские, профсоюзные, военные, крестьянские, молодежные и другие издания. Результатом продолжавшегося в 1918–1920 гг. процесса дифференциации следует считать появившиеся в «Правде» и других газетах странички «Красноармеец», «Женщина-работница», «Юный коммунист». Но самым примечательным стал выход 28 новых центральных изданий.
В 1918–1920 гг. продолжался процесс дальнейшего строительства системы советской прессы. Развивалась местная и национальная печать, появлялись новые областные, губернские, уездные газеты. Периодические издания создавались во всех крупных городах по мере установления в них Советской власти. Сеть изданий на национальных языках неуклонно росла. По неполным данным, в 1918–1920 гг. их выходило более 80.
Утверждение в стране однопартийной журналистики неразрывно связано с процессом формирования системы средств информации Советской России. Так, обогащается структура не только газетной периодики, создаются новые журналы различного типа. С мая 1919 года начал выходит информационный бюллетень «Известия Центрального Комитета Российской Коммунистической партии (большевиков)». Вслед за ним возникают журналы «Вестник агитации и пропаганды», «Спутник агитатора», «Коммунист», «Юный Коммунист» и др. Созданный при Политуправлении Реввоенсовета Республики литературно-издательский отдел издавал военные журналы «Политработник», «Красноармеец». Заметное развитие получает и книгоиздательское дело. В 1918–1920 гг. активизировалась деятельность издательств «Прибой», «Волна», «Жизнь и знание». Только в 1919 г. было выпушено 7,5 тыс. названий книг общим тиражом 82,5 млн. экз. Большими тиражами выпускались массовые брошюры, политические плакаты, листовки.
36. НЭП: причины, содержание, результаты.
Эк. и п-кий кризис, охватившие страну, заставляли п-кое. рук-во искать выход из них. Поиски новой эк. п-ки проявились на 8 Всероссийском съезде Советов ( декабрь 1920 г. ). 1) 10 съезд РКП(б) в марте 1921 г. по докладу В. И. Ленина принял решение о замене продразвёрстки продналогом, т. е. фиксированной данью, накладываемой на кр-ян. Это положило начало НЭПу. Продналог был в 2 раза меньше продразверстки, его размер определялся заранее, излишками кр-янин мог распоряжаться по своему усмотрению, т. о. это давало стимул работе. Наиболее бедная часть кр-ва - опора вл-ти в деревне, освобождалась от налога или получали льготы. Было разрешено сдавать землю в аренду, применять наемный труд. На селе стали развиваться различные формы кооперации. 2) В городах частично была предоставлена эк. свобода: была частично денационализирована мелкая пром-ть, разрешена частная торговля. На место трудовых мобилизаций пришел свободный наем рабочей силы. Была ослаблена централизация. Пред-я переводили на хозрасчет, они получили больше самостоятельности. 3) введение полноценного рынка, сеть бирж, ярмарок, торговых пред-тий. 4) Восстановление денежной оплаты труда, исключение уравниловки. 5) Формирование финансовой п-ки гос-ва: сокращение гос. расходов, укрепление бюджета, прекращение неконтролируемого выпуска бумажных денег, укрепление налоговой системы. Противоречие НЭПа: неверие в эту п-ку. Итоги: 1) страна выведена на новые рубежи, окрепли ТДО, связь пром-ти с кр-янским рынком. 2) Внутреннее противоречие НЭПа, уверенность лидеров гос-ва, что это временно. 3) Жесткие ограничительные меры со стороны гос-ва НЭП - гибрид ком-адм. и рыночной с-м хозяйствования.