Тема 2. Конституционное право. Автономия - это широкое внутреннее самоуправление региона государства
Автономия - это широкое внутреннее самоуправление региона государства, а также особые права в сфере местного самоуправления, культуры, предоставляемым национальным меньшинствам (этническим группам). Различают следующие виды автономий.
1. Национально-государственная автономия - один из способов решения национального вопроса в многонациональном государстве, означающий предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, широкой степени самостоятельности и определенных атрибутов государственности, таких как наличие собственной системы органов государственной власти, собственных конституционных актов, собственной, установленной центром, законодательной компетенции, собственного официального языка, собственного гражданства, а также собственных государственных символов (герба, флага, гимна и т.д.).
2. Национально-территориальная автономия означает предоставление отдельной части (частям) унитарного государства, населенной преимущественно представителями какого-либо национального меньшинства, определенной самостоятельности в решении вопросов внутренней жизни.
3. Национально-культурная автономия - форма национально-культурного самоопределения в Российской Федерации, представляющая собой общественное объединение граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
Автономная область в составе Российской Федерации - это область, самостоятельно осуществляющая государственную власть на соответствующей территории, отличающаяся особенностями быта и национального состава населения и входящая непосредственно в Российскую Федерацию на началах административной автономии (Еврейская автономная область).
Автономный округ в составе Российской Федерации - это национальное государственное образование, входящее в область или край и отличающееся особым национальным составом и бытом населения (например, Ханты-Мансийский автономный округ). Вхождение автономного округа в состав края или области означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом РФ, одновременно составляет часть другого субъекта Федерации - края или области. Данная специфика статуса автономных округов не распространяется на Чукотский автономный округ, который считается непосредственно входящим в состав Российской Федерации.
Административная юстиция - это система разрешения споров, возникающих между гражданином и органом государственного управления при реализации полномочий этого органа. Существует две модели административной юстиции: континентальная и англосаксонская. Континентальная, или европейская, модель (романо-германская) характеризуется наличием специализированных судов для рассмотрения административных споров (ФРГ, Швейцария, Австрия). Вторая модель, англосаксонская, отличается широкой компетенцией общих судов по рассмотрению административных споров, при отсутствии специализированной системы административной юстиции (США, Канада, Австралия). Россия находится в процессе создания системы административной юстиции.
Административно-территориальное устройство - это разделение территорий государства на определенные части (районы, города и др.), в соответствии с которыми строится и функционирует система местных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Оно обычно отражает естественно сложившиеся исторические, национальные, социально-экономические и культурные особенности государства и его частей. Структурной частью (элементом) административно-территориального устройства являются административно-территориальные единицы, которые не обладают политической самостоятельностью и находятся в определенном соподчинении между собой. В Российской Федерации в качестве административно-территориальных единиц выступают район, город, район города, поселок и сельский населенный пункт.
Администрация Президента Российской Федерации - это орган, который создается для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации. Возглавляет ее руководитель, назначаемый лично Президентом. Реализуя возложенные на нее функции, Администрация запрашивает и получает необходимую информацию от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций; осуществляет руководство организациями, находящимися в ее ведении; организует научные и исследовательские работы, в том числе с привлечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов; исполняет поручения и контролирует исполнение поручений Президента.
Анклав - это территория или часть территории одного государства, полностью окруженная сухопутной территорией другого государства или нескольких государств. В России такой территорией является Калининградская область.
Апатризм - это состояние безгражданства, которое представляет собой отрицательное явление, поскольку отсутствие гражданства ставит лиц без гражданства в невыгодное положение тем, что они не могут притязать на защиту их прав каким-либо государством. Политика мирового сообщества направлена на сокращение числа лиц без гражданства, а потому в настоящее время многие государства признали необходимость защищать апатридов, находящихся на их территории. Апатризм возникает у беженцев, которых вынуждают покидать родину. Причинами апатризма могут быть также борьба за власть внутри страны, вмешательство иностранных государств, вооруженные конфликты, антигуманные акты собственного правительства и демографическая ситуация в стране. Лицо, не имеющее документального подтверждения принадлежности к гражданству какого-либо государства, - это апатрид.
Беженец - это лицо, которое не является гражданином определенной страны и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Бикамеральный (двухпалатный) парламент - это высший представительный орган страны, состоящий из двух палат, одна из которых (нижняя) обязательно избирается всем населением страны, а вторая (верхняя) палата формируется иными способами (назначением, избранием другими органами власти). Чаще всего двухпалатный парламент существует в федеративных государствах, где верхняя палата является органом представительства субъектов Федерации (США, ФРГ, РФ), однако он также может существовать и в унитарном государстве (Франция, Италия, Польша). В настоящее время бикамеральный парламент существует в 66 странах мира.
Бипатрид - это лицо, обладающее двойным гражданством. После долгих лет отрицания в России признается двойное гражданство, означающее, что гражданин Российской Федерации одновременно может иметь гражданство другого государства при условии, что это предусмотрено международным договором России. Во многих иностранных государствах двойное гражданство отрицается и юридически запрещается, между ними заключаются соглашения о предотвращении случаев двойного гражданства.
Вид на жительство - это документ, удостоверяющий личность лица без гражданства, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и подтверждающий их право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в Российскую Федерацию.
Вето - это акт, приостанавливающий или не допускающий вступления в силу решений представительных органов. Существует два вида вето: это абсолютное и отлагательное. Вето считается абсолютным в том случае, когда глава государства, отказываясь от утверждения законопроекта, тем самым окончательно отклоняет его. Абсолютное вето по преимуществу принадлежит монархам. Вето называется отлагательным (суспензивным), если глава государства отказывается утверждать законопроект, возвращает его парламенту для нового рассмотрения, и законопроект, принятый вновь с соблюдением указанных в Конституции условий, становится законом. Цель президентского вето заключается в том, чтобы дать Президенту возможность воспрепятствовать вступлению в силу закона, в котором имеются неприемлемые, с точки зрения Президента, положения. В Российской Федерации предусматривается отлагательное вето Президента: при отклонении им законопроекта Федеральное Собрание либо преодолевает вето квалифицированным большинством голосов депутатов обеих палат парламента, либо соглашается с поправками и предложениями главы государства.
Военное положение - это особый правовой режим, вводимый на территории государства или в отдельных его местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии со стороны другого государства. В этот период в стране часто устанавливается комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток в период военного или чрезвычайного положения.
Воинская обязанность - это конституционная мера юридически необходимого поведения граждан, связанная с прохождением ими военной службы, под которой понимается особый вид федеральной государственной службы, исполняемый гражданами страны в вооруженных силах, а также в военизированных формированиях иных ведомств. Воинская обязанность граждан России предусматривает: воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, призыв на военную службу, прохождение военной службы по призыву, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Восстановление в гражданстве - это основание приобретения гражданства определенного государства лицом, которое его имело, но по каким-то причинам утратило. Для таких лиц при обращении за приобретением российского гражданства необходимый срок проживания на территории России составляет три года.
Вотум - это решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству). Различают как вотум доверия, так и вотум недоверия. При этом вотум доверия - это в парламентской практике государств с парламентской формой правления выраженное, как правило, нижней палатой одобрение политической линии, определенной акции или законопроекта правительства либо отдельного министра (инициатива постановки вопроса о вотуме доверия может исходить от самого правительства, парламентских фракций или групп депутатов). А вотум недоверия - выражение неодобрения действиям правительства либо отдельного министра (выражение вотума недоверия на практике приводит либо к уходу в отставку данного правительства и формированию нового, либо к роспуску парламента - нижней палаты - и проведению досрочных парламентских выборов).
Всенародное обсуждение - это форма прямой демократии, заключающаяся в непосредственном участии граждан в процессе управления государством, выработке и принятии оптимальных государственных решений путем выражения мнений и оценок по наиболее общественно значимой проблеме (например, при обсуждении законопроектов с целью выявления самого широкого спектра предложений и рекомендаций, поступающих от различных групп, слоев, отдельных граждан, общества).
Вступление закона в силу - это заключительная стадия законодательного процесса, когда принятый парламентом, подписанный и обнародованный главой государства закон по истечении определенного срока претворяется в жизнь. Так, в России федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Выборы - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией и законами, в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица. Юридическая природа выборов состоит в том, что народ, выбирая своих представителей, уполномочивает их на осуществление принадлежащей ему государственной власти. Однако нельзя считать, что путем выборов народ передает своим избранникам суверенитет, так как народный суверенитет неотчуждаем. Путем выборов передается лишь право на его реализацию в установленных Конституцией пределах. Смысл выборов состоит в том, чтобы все граждане могли выразить свою волю, а государственная власть - быть созданной и действовать в соответствии с этой волей. Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее.
Вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
Высшая юридическая сила конституции - это особое юридическое свойство, отличающее ее от других актов. Оно заключается в том, что нормы Конституции всегда имеют перевес над положениями иных законов, а тем более актов исполнительной власти; законы и подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в Конституции органами и по установленной ею процедуре; в случае противоречия закона Конституции он либо отменяется, либо приводится в соответствие с ней.
Выход из гражданства - это один из способов прекращения гражданства государства. В России выход из гражданства может осуществляться как в общем порядке (для лиц, проживающих на территории РФ), так и в упрощенном порядке (для лиц, проживающих на территории иностранного государства, либо ребенка, единственный родитель которого или один из родителей является иностранцем).
Гарантии прав и свобод человека - система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека и гражданина. Основная функция гарантий состоит в том, чтобы заставить государство исполнять свои обязанности в сфере реализации прав граждан. Различают также гарантии депутатской деятельности, под которыми понимают установленную в конституции и законодательстве систему средств, обеспечивающих эффективное и беспрепятственное осуществление депутатской деятельности, а также гарантии избирательных прав граждан - законодательно установленные условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию гражданами своих избирательных прав и права на участие в референдуме.
Гибкие конституции - это конституции, который могут быть изменены в том же порядке, что и обычный закон. Ими являются прежде всего неписанные конституции, а также конституции государств с монархической формой правления (Княжество Монако, ряд государств Ближнего Востока).
Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо, осуществляющее верховное представительство государства в международных отношениях и внутриполитической жизни страны. Он является символом государственности, единства нации, координатором взаимодействия различных ветвей власти. В рамках стран с одной и той же формой правления реальная политическая роль и объем властных полномочий главы государства могут различаться. В качестве главы государства могут выступать: наследственный монарх, выборный президент, узурпатор, коллегиальный орган в виде президиумов высшего представительного органа и государственных советов, постоянных комитетов.
Голосование - это стадия избирательного процесса, на которой непосредственно происходит волеизъявление избирателей. Голосование проводится в день выборов в период времени, который устанавливается законом, однако продолжительность голосования не может быть менее 10 часов. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других не допускается. Избиратели голосуют посредством избирательного бюллетеня, т.е. официального документа, содержащего фамилии кандидатов и некоторые другие сведения о них (дату рождения, место работы и т.п.), в котором избиратель при голосовании делает отметку о выборе того или иного кандидата. Заполненные бюллетени опускаются избирателями в опечатанные ящики для голосования.
Государственная Дума - в настоящее время это одна из палат Федерального Собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации. Состоит из 450 депутатов, избираемых на четыре года. В 1993- 2007 гг. половина состава Государственной Думы (225 депутатов) избиралось по одномандатным округам, другая половина в этот период избиралась по общефедеральному округу на основе системы пропорционального представительства. Сейчас избирается из кандидатов, входящих в список всероссийских политических партий, которые набрали по результатам голосования не менее 7% голосов избирателей. Основное направление деятельности Государственной Думы - принятие федеральных и федеральных конституционных законов, законов о поправке к Конституции. Для осуществления этих целей она образует из числа своих депутатов комитеты и комиссии. Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ до истечения срока своих полномочий только в ряде случаев, предусмотренных Конституцией России.
Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности государству. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, в России определяется федеральным законом. За разглашение таких сведений должностные лица могут понести уголовную и дисциплинарную ответственность.
Государственный символ - это установленный конституцией или специальным законом особый исторически сложившийся отличительный знак конкретного государства, олицетворяющий его национальный суверенитет, самобытность, а иногда также несущий определенный идеологический смысл (государственный флаг, государственный герб, государственный гимн). Законодательством охраняются от посягательств и неуважительного отношения государственные символы страны, поскольку в них в образном и лаконичном виде заключена информация об исторических корнях и ценностях, на которые ориентируется государство. В Российской Федерации они устанавливаются федеральными конституционными законами 2000 г.
Государственный язык - это язык, выполняющий интеграционную функцию в рамках определенного государства в официальной, политической, культурной сферах, являющийся одним из символов данного государства. В мире существует около 6 тысяч языков, и только более 100 из них имеют статус государственного. В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком в Российской Федерации является русский язык. Русский язык является языком, способствующим взаимопониманию, укреплению межнациональных связей народов России в едином многонациональном государстве. Однако республики в составе России вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским. Государственным языком в этом случае чаще всего признается национальный язык республики, на котором говорит титульная нация, давшая название республике. Право республик в составе Федерации устанавливать свой язык ни в коей мере не должно входить в противоречие с правами человека, ущемлять их.
Гражданин - это лицо, находящееся в устойчивой правовой связи с определенным государством. На граждан распространяется власть государства, все обязанности, установленные конституцией и законами для граждан данного государства; в то же время граждане обладают в отношении государства определенными правами и могут требовать от него защиты своих прав и свобод, в том числе и за пределами государства. Только обладание гражданством делает человека полноправным субъектом политической жизни, поскольку граждане имеют право участвовать в управлении делами государства, избирать и быть кандидатами на выборные должности, участвовать в референдуме, занимать должности на государственной службе.
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. В юридической науке понятие "гражданство" имеет различные значения: как субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству; как правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина; как правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства.
Демонстрация - это организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Проведение подобных публичных мероприятий обусловлено следующими факторами: их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц, а также общественный порядок; должно преследовать мирные конституционные цели (не допускается насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности России, подрыв безопасности государства, призывы к созданию вооруженных формирований, не входящих в систему Вооруженных Сил РФ, пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду во время проведения этого мероприятия); должно проводиться без оружия.
Депутат - это лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа в представительный орган государственной власти или в представительный орган местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одной из важнейших гарантий статуса депутата, связанной с невозможностью его ареста, привлечения к уголовной ответственности и наиболее строгим мерам административной ответственности, налагаемым судом, без согласия представительного органа, в который избран данный депутат, является депутатская неприкосновенность, или иммунитет. Кроме того, депутата нельзя привлечь к ответственности за высказывания и действия, связанные с выполнением депутатских функций (депутатский индемнитет). Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной профессиональной основе, тогда они не имеют права заниматься никакой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической и творческой, а также без отрыва от основной деятельности.
Депутатский запрос - это одна из форм контроля представительного органа за деятельностью подотчетных ему органов, реализующаяся в обращении депутата представительного органа к органу государственного управления или к должностному лицу с требованием о предоставлении информации и разъяснений по вопросам, относящимся к компетенции данного представительного учреждения. В России возможен как запрос, принимаемый большинством голосов от общего числа депутатов палаты, так и индивидуальный запрос депутата. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать на него ответ либо в устной форме на заседании палаты, либо в письменной форме в течение 15 дней.
Децентрализация - это процесс передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов; расширение прав субъектов Федерации, региональных образований и местного самоуправления. Так, в децентрализованном унитарном государстве региональные органы формируются независимо от центральных органов власти. К таким государствам относится Великобритания, отдельные регионы которой (Шотландия и Уэльс) обладают самостоятельностью. Кроме того, этот процесс затрагивает также возможность передачи части полномочий центральных органов власти региональным и местным с соответствующими материальными и финансовыми средствами для их исполнения.
Дискриминация - это любое различие, исключение, ограничение или предпочтение в правах, основанное на каком-либо признаке человека, имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления равенства прав человека и основных свобод. Сфера проявления дискриминации достаточно широка: экономическая, политическая, социальная, духовная жизнь человеческого сообщества. Объектом дискриминации могут стать различные виды прав и свобод граждан: трудовые, избирательные, экологические. Субъектом дискриминации являются как отдельные лица, так и их объединения и даже нации. Задача искоренения дискриминации должна решаться не столько на международном, сколько на национально-государственном уровне. В современном мире любое демократическое государство стремится к тому, чтобы устранить дискриминацию любыми законными способами.
Жесткие конституции - это конституции, для внесения изменений и дополнений в которые предусмотрен особый усложненный порядок. Жесткость конституций может обеспечиваться по-разному: требованием голосования квалифицированным большинством голосов в парламенте (Италия, Япония); принятием поправок на референдуме (Франция); повторным принятием поправок парламентом следующего созыва (Греция); утверждением поправок субъектами Федерации (Германия, США, Россия).
Заградительный пункт - это минимальное количество голосов, которые необходимо набрать партии на выборах, для того чтобы принять участие в распределении депутатских мандатов. В России и Германии заградительный пункт составляет 7% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, в Болгарии, Венгрии, Италии, Украине - 4%, в Испании - 3%, в Израиле - 1%. Это правило выгодно крупным, хорошо организованным партиям, действующим длительное время, и фактически ущемляет интересы молодых или недавно образованных партий и избирательных объединений.
Законодательная инициатива - это закрепленное в конституции право определенных субъектов внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган. Право законодательной инициативы порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект, но принять или отклонить его - право законодателя. В России право законодательной инициативы (согласно ч. 1 ст. 104 Конституции РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Законодательный процесс - это законодательно урегулированная процедура принятия закона, включающая относительно самостоятельные этапы его рассмотрения, принятия и обнародования представительными органами государственной власти. После внесения определенными в законе органами законодательной инициативы происходит обсуждение законопроекта - важная стадия, которая начинается с заслушивания доклада представителя субъекта, внесшего законопроект. Данная стадия необходима для того, чтобы довести документ до нужного качества: устранить противоречия, пробелы, неточности и прочие дефекты. Наиболее существенные законопроекты выносятся на всенародное обсуждение. Следующая стадия - принятие закона - достигается с помощью механизмов голосования в палатах парламента. Последняя стадия - это подписание закона главой государства и обнародование. На данной стадии Президент может воспользоваться своим правом вето и отклонить закон.
Запрет дискриминации - это недопустимость любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Пунктом 2 ст. 29 Конституции РФ не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Это одна из важнейших гарантий равенства прав и свобод гражданина со стороны государства. В соответствии с ч. 5 ст. 13 Конституции РФ на территории России запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Российское государство считает необходимым не только отменить всякие законодательные акты, ведущие к возникновению или существованию дискриминации, но и карать по закону как преступление всякое распространение идей и создание организаций, пропагандирующих дискриминацию.
Заявление - это один из видов обращений гражданина, просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Избиратель - это гражданин государства, обладающий активным избирательным правом. В Российской Федерации им обладают все граждане, достигшие 18-летнего возраста, за исключением признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда. При этом возможен сознательный отказ или добровольное уклонение избирателей от участия в выборах - абсентеизм, под которым понимают форму проявления политико-правовой пассивности избирателей. Он существует в тех государствах, где участие граждан в выборах и референдумах не является обязательным.
Избирательная кампания - это деятельность органов и граждан по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.
Избирательная квота - это наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного кандидата при проведении выборов по пропорциональной избирательной системе. В различных странах избирательная квота определяется по-разному (метод естественной квоты, метод искусственной квоты, методы делителей, наибольшего остатка и др.).
Избирательная комиссия - это орган, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов. В Российской Федерации при проведении выборов образуются следующие виды комиссий: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) комиссии; участковые комиссии. Избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта РФ, иных общественных объединений. При этом государственные и муниципальные служащие не могут составлять более 1/2 от общего числа членов избирательной комиссии. Решения избирательной комиссии обязательны для исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций и их должностных лиц. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
Избирательная система - это порядок определения результатов выборов. В зависимости от способа распределения депутатских мандатов между кандидатами избирательные системы принято подразделять на три вида: мажоритарную, пропорциональную и смешанную. При мажоритарной избирательной системе избранными считаются кандидаты (списки кандидатов), получившие установленное законом большинство голосов избирателей. При пропорциональной системе партии или другие избирательные объединения, участвующие в выборах, получают в парламенте число мандатов, пропорциональное числу поданных за нее голосов. При смешанной системе одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а другая - по пропорциональной.
Избирательное право объективное - это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с выборами органов государства и местного самоуправления. Эти нормы бывают как материальные, закрепляющие принципы выборов, так и процессуальные, закрепляющие процедуру выборов. Источниками объективного избирательного права могут быть Конституции, законы и положения о выборах различных органов власти, в случае пробелов в законодательном регулировании - отдельные акты Центральной избирательной комиссии.
Избирательное право субъективное - это гарантированная государством возможность для гражданина избирать и быть выбранным в различные государственные и местные органы. Оно бывает активное (избирать) и пассивное (быть избранным), а также включает право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов.
Избирательный округ - это территория, которая образована в соответствии с законом и от которой непосредственно избирателями избираются депутаты и выборные должностные лица. Он бывает многомандатным, где избираются несколько депутатов и в котором за каждого из них избиратели голосуют персонально, а также одномандатным, в котором избирается один депутат.
Избирательный процесс - это урегулированная правовыми и иными социальными нормами деятельность индивидов, органов и групп по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления.