Гражданская активность молодежи
Чтобы ослабить попечительскую функцию государства, стимулирующую пассивность граждан, необходимо у молодежи сформировать потребность в самоорганизации, уверенность в собственных силах, конкурентоспособности, гражданской консолидации для решения как личных, так и общественно-полезных задач. Речь идет о формировании гражданской самостоятельности и инициативности молодежи, необходимых для осознания как своих прав, так и обязательств в интересах прогресса государства.
Как показали измерения ценностных ориентаций российской молодежи, среди них большинство обладают потенциалом, необходимым для активной, в гражданском отношении плодотворной и ответственной позиции. Это высокая оценка большинством молодежи таких качеств как ум, целеустремленность, уверенность в себе, высокое чувство альтруизма, в том числе отзывчивости. При приоритете в массовом сознании молодежи поименованных позитивных гражданских качеств, казалось бы, что, по крайней мере, половина молодежи находит для себя условия самореализации, то есть практического приложения своих знаний, проявления инновационной инициативы и альтруистической гражданской позиции в рамках самоуправляемых организациях различной направленности. Однако этого не наблюдается.
Членами молодежных организаций сегодня состоят, по собственному признанию, 6% молодежи в возрасте 14-30 лет, то есть 2,3 млн. человек из 38 миллионов. Это отнюдь не свидетельствует о пассивности самой молодежи, чего не может быть по самому определению этой энергичной группы населения, чаще всего требующей не стимулирования, а сдерживания или переориентации в нужном направлении избыточной энергии. Действительно, ранее состояли в молодежных организациях ещё 13%, т.е. 4,9 млн. человек, но вышли из состава организаций, либо сами организации распались.
Таким образом, потенциальное ядро самоорганизации нынешней российской молодежи в возрасте 14-30 лет составляет примерно 20%, т.е. 7,6 млн. человек. Для преимущественно стихийного процесса самоорганизации молодежи, высокой вариабельности и часто краткосрочного существования нынешних молодежных организаций – этот показатель нельзя назвать маленьким. Но для полной реализации молодежью своей гражданской позиции этого явно недостаточно. Правомерно предположить, что активность большой части молодежи реализуется вне общественно-значимых сфер, что само по себе не является крупной проблемой, если эти сферы не представляют собой источник девиации (наркомания, алкоголизм, проституция, ксенофобии).
В аспекте гражданской самоорганизации наиболее активна та часть молодежи, которая проявляет повышенный интерес к политике: состоят в молодежных организациях – 12% и ранее состояли – 21%. Среди той части молодежи, которая не интересуется политикой, состоят в молодежных организациях – 4% и ранее состояли 9%.
Состоят в молодежных организациях среди юношей (мужчин) – 7%, девушек (женщин) – 6%. В обеих группах ранее состояли соответственно ещё по 12%.
Доля молодежи, проявляющей политическую и гражданскую активность, примерно одинакова во всех возрастных группах и составляет в среднем не более 20%.
Наиболее высока доля состоящих сегодня в молодежных организациях среди студентов техникумов и вузов, однако ранее состояли в молодежных организациях многие из состава гуманитарной и технической интеллигенции (по-видимому, в студенческие годы), молодых профессиональных военных.
Организационно активные 2,3 млн. молодежи в возрасте 14-30 лет входят в состав широкого спектра организаций[1]: студенческих – 22%, спортивных – 21%, политических – 14%, профессиональных – 11%, благотворительных – 9%, творческих – 5%, поисковых – 5%, правозащитных – 4%, религиозных – 3%, этнических – 3%, экологических – 2%, скаутской – 2%, жилищной – 1%, краеведческой – 1%, и иных организаций и союзов – всего 9%.
Как следует из приведенных данных, сегодня российская инициативная молодежь объединена, в основном в 5 организациях: студенческой, спортивной, политической, профессиональном союзе и благотворительной.
Юноши и девушки представлены в молодежных политических организациях в равных долях по – 14% соответственно.
Отношение молодежи к гражданским организациям положительное. Участие в деятельности молодежных организаций, по мнению 55% опрошенной молодежи, в той или иной степени, может помочь ей в отстаивании своих прав и интересов, в том числе 15% считают, что может помочь в значительной степени. Не может помочь – по мнению 19% опрошенных и 27% затруднились ответить.
Факт способности молодежной организации в целом оказать помощь признают среди состоящих в ней – 96%, состоявших ранее – 77%, не состоявших – 49%.Тот факт, что молодежные организации могут помочь в значительной степени в отстаивании своих прав и интересов, признают 48% среди состоящих в ней сегодня. Факт способности организации помочь в значительной степени в отстаивании прав и интересов молодежи признают 46% членов политических, 63% - благотворительных, 33% - религиозных, 67% - этнических, 42% - спортивных, 100% - жилищных, 50% - студенческих, 100% - скаутских, 100% - краеведческих, 80% - поисковых организаций или движений.
Среди тех, кто не состоит в молодежной организации, хотели бы участвовать в её работе 14%, т.е. 5,3 млн. человек. Таким образом, сегодня потенциал гражданских и политических молодежных организаций России составляет, суммируя уже участвующих и желающих участвовать в их работе, примерно 20% от общей численности молодежи в возрасте 14-30 лет, т.е. 7,6 млн. человек. Это ядро, которое, в случае активизации работы молодежных организаций и движений, может привлечь в их ряды, по крайней мере, ещё такое же количество молодежи. Этот вывод обоснован тем, что явное нежелание участвовать в работе молодежных организаций высказали 52% опрошенных, а 35% - просто не задумывались над этим.
У молодежи есть желание участвовать в работе политических, благотворительных, правозащитных, экологических, спортивных, творческих, студенческих движений и союзов.
Мало желающих участвовать в скаутском, краеведческом, поисковом движениях, по-видимому, считая часть этих движений прерогативой молодежи в возрасте до 14 лет, а часть – прерогативой «узких» специалистов».
В благотворительные организации в большей степени стремятся девушки, в политические и правозащитные – юноши, равно как и в спортивные.
В политические организации стремятся молодые военные, рабочие предприятий и строек; в благотворительные – предприниматели, военные, гуманитарная и техническая интеллигенция; в правозащитные – учащиеся школ, рабочие, представители технической интеллигенции, предприниматели, военные, работники сельского хозяйства.