Франциск (Георгий) Скорина (ок. 1490 - ок. 1551)
Белорусский и восточнославянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель, ученый-медик. Точная дата рождения Скорины неизвестна, однако сопоставление некоторых вех его биографии позволяет предположить 1490 г. Родился в Полоцке в семье купца Луки Скорины. При рождении Скорина был наречен Георгием, а «доктор Франциск», согласно выводами белорусского исследователя В.В. Агиевича, это его профессиональный псевдоним, который он принял при вступлении в корпорацию книгопечатников [21]. Первоначальное образование получил, видимо, в Полоцке. Здесь или в Вильно, столице Великого княжества Литовского, продолжил обучение, овладел латынью. В Краковском университете, получил степень бакалавра свободных искусств, в Падуанском университете (Италия) - степень доктора медицины. Путешествовал по странам Европы. Общеевропейскую известность приобрел как восточнославянский первопечатник, просветитель-гуманист, писатель, общественный деятель. В Праге создал первое в истории восточных славян издательство. Там же перевел на родной язык и издал 23 книги Библии под общим заглавием «Бивлия руска, выложена доктором Франциском Скориною из славного града Полоцька, Богу ко чти и людем посполитым к доброму научению». В Вильне создал новое издательство, где выпустил несколько изданий под общим заглавием «Малая подорожная книжица». Последняя изданная им книга - «Апостол». В предисловиях к изданным книгам ярко раскрылся его талант как писателя, философа и ученого. Точная дата смерти Скорины неизвестна, некоторые исследователи считают, что умер он в 1551 г. Место захоронения также неизвестно.
Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Мінск, 2002. Т. 14. С. 442-443; Агіевіч, У.У. Імя i справа Скарыны: У чыіх руках спадчына / У.У. Агіевіч. Мінск, 2002.
Главный вклад Скорины в формирование гуманистического и демократического идеалов общественной жизни белорусов состоит в том, что он впервые в восточнославянской культурной традиции познакомил своих соотечественников на их родном языке с замечательным памятником мировой культуры — Библией. Как и другие мыслители Возрождения, он видел в библейских книгах произведения человеческого, пусть и богодухновенного, разума и считал своим долгом сделать их доступными человеку для самостоятельного изучения. Сложно представить, насколько смелой и в какой-то мере еретичной для своего времени была идея Скорины сделать книги Священного Писания, да еще с собственными предисловиями и комментариями, общедоступными для простых людей. В то время церковь фактически выступала против широкого и самостоятельного ознакомления мирян с текстами книг Ветхого и Нового Завета, считая их толкование делом священнослужителей. Скорина же отрицал необходимость в «посредниках» при изучении книг Библии, поскольку «не толико докторове а люди вченые в них разумеють, но всякий человек простый и посполитый, чтучы их или слухаючы, можеть поразумети, что ест потребно к душному спасению его» [19]. Делая доступной Библию для широких кругов читателей, Скорина тем самым готовил перелом в сознании и характере мышления своих соотечественников, открывал перед ними возможность свободного, независимого от авторитетов церкви, богословствования и философствования.
Издание Библии на языке народа само по себе становилось мощным фактором раскрепощения его сознания и демократазации общественной жизни. Реализовав данную задачу, Скори-на стал самым ярким представителем гуманистического и демократического направления в отечественной, да и в восточнославянской в целом, общественной мысли. Его литературное наследие и по сей день является одним из важнейших источников формирования национального сознания белорусов, а значит, и белорусской национально-государственной идеологии.
О демократическом характере мировоззрения Скорины свидетельствует и то, как он ставил и разрешал проблему соотношения права и закона. Он был первым из отечественных мыслителей, кто подошел к пониманию значения верховенства закона в жизни общества. Объясняя возникновение законов, он делил их на «неписаные» и «писаные». По его убеждению, люди изначально живут по «неписаным», или «прироженым», законам справедливости и взаимного уважения, которые даются им Богом вместе с рождением. «Писаные» же законы, или иначе — право, читает Скорина, создаются людьми на основе «прироженых». Вот как он сам об этом пишет: «Закон прироженый в том наболей соблюдаем бываеть: то чинити иным всем, что самому любо есть от иных всех, и того не чинити иным, чего сам не хочешь от иных имети [курсив наш. — В.М.]. А на том, яко на уднении, вси законы заложены суть... Сей закон прироженый написан ест в серци единого каждого человека... А тако прежде всех законов или прав писаных закон прироженый всем людям от Бога дан ест» [20]. Скорина разделял мнение Аристотеля о том, что морально совершенные люди живут по «прироженым» законам и в «писаных» законах они не нуждаются. Однако будучи реалистом, он понимал, что далеко не все следуют Божиим повелениям, поэтому «и вчинены суть права, или закон, для людей злыхг абы боячися казни, усмирили смелость свою и моци не имели иным ушкодити, и абы добрыи межи злыми в покои жити могли» [21].
Идеи Скорины, демократические по своей сути, были хорошо известны современникам и они, безусловно, оказывали свое влияние на их умонастроения и практическую деятельность. Самому Скорине не довелось быть на государственной службе в Великом княжестве Литовском. Это означает, что он не имел непосредственной возможности воплощать свои идеи в политико-правовой практике. Однако его демократические воззрения получили свое дальнейшее развитие в теоретической и практической деятельности таких отечественных мыслителей, как Лев Сапега и Андрей Волан.