Расчет вольт-амперных разрядных характеристик свинцовых стартерных аккумуляторных батарей
Сборник контрольных работ
По электрооборудованию автомобилей и тракторов
Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Электрооборудование автомобилей и тракторов»
для студентов специальности 190601
Набережные Челны
Сборник контрольных работ по электрооборудованию автомобилей и тракторов: Методические указания к выполнению контрольных работ по курсу «Электрооборудование автомобилей и тракторов» для студентов специальности 190601. /Составитель Ю.И.Шакиров. – Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА.
2010. – 31 с.
Рецензент: к.т.н. А. М. Фролов
Печатается в соответствии с решением научно-методического совета Камской государственной инженерно-экономической академии
ÓКамская государственная
инженерно-экономическая
академия, 2010 г.
Содержание
Практическая работа №1 Расчет вольт-амперных разрядных характеристик свинцовых стартерных аккумуляторных батарей …………………………………………………….…………………4
Практическая работа №2 Расчет вольт-амперных характеристик аккумуляторных батарей………………….....15
Практическая работа №3 Баланс электроэнергии автомобилей и автобусов………………………………………..19
Практическая работа №4 Расчет параметров системы зажигания…………………………………………………………27
Практическая работа №1
Расчет вольт-амперных разрядных характеристик свинцовых стартерных аккумуляторных батарей
Для расчета и подбора электропусковой системы ДВС необходимо иметь вольт-амперные разрядные характеристики аккумуляторных батарей при различных условиях пуска. Определение вольт-амперных разрядных характеристик производится экспериментальным путем или расчетными методами.
В настоящее время существуют две методики расчета вольт-амперных разрядных характеристик свинцовых стартерных аккумуляторных батарей.
Эмпирический метод расчета вольт - амперных характеристик, предложенный Боровских Ю.И., основан на статистическом анализе экспериментальных вольт-aмпepныx разрядных характеристик существующих свинцовых стартерных аккумуляторных батарей. Согласно данному методу рассчитываются две точки вольт-амперной разрядной характеристики: UНР - начальное разрядное напряжение батареи и Iкз тока короткого замыкания, по которым строится характеристики для данных условий разряда.
Начальное разрядное напряжение определяется по формуле:
, (1)
где m - число аккумуляторов в батарее;
tЭ - температура электролита, °С;
ΔСР - степень разряженности батареи, %.
Сила тока короткого замыкания аккумуляторной батареи составляет
, (2)
где IКЗ – сила тока короткого замыкания батареи, А;
I+ - сила тока короткого замыкания, приходящееся на одну положительную пластину аккумулятора, А;
n+ - число положительных пластин и аккумулятора (см. таблицу 1)
Для расчета силы тока короткого замыкания, приходящий-ся на одну положительную пластину, используется уравнение:
, (3)
где: I+0 – сила тока короткого замыкания, приходящаяся на одну положительную пластину, при температуре электролита 0ºС при первой попытке пуска, А (таблица 2);
b – коэффициент, учитывающий влияние на I+ температуры электролита (таблица 2);
c – коэффициент, учитывающий влияние на I+ степени разреженности батареи (таблица 3 );
d – коэффициент, учитывающий влияние на I+ числа попыток пуска (таблица 4);
zn – число 10-секундных попыток пуска;
e – коэффициент, учитывающий скорость снижения силы тока короткого замыкания в течение одной попытки пуска (таблица 5);
τn - продолжительность попытки пуска, с.
Таблица 1.
Тип бата реи | Емкость номиналь ная С20, А*ч | Кол. акку муля- торов в батарее, m | Количество пластин в аккумуляторе | Толщина пластин, м | Высота пластин, hП, м | Пло-щадь плас-тин одно-сто-ронняя SП, м | Толщина сипаратора, м | Шаг сборки, Нсб.м | |||
поло-жит. n+ | отри-цат. n- | поло-жит. δ+ | отри-цат. δ- | по ребру δр | по те-лу δт | ||||||
6ст44АЗ 6ст50 6ст50А 6ст55 6ст55А 6ст55АЗ 6ст65 6ст66АЗ 6ст75 6ст77АЗ 6ст88АЗ 6ст90 6ст90АЗ 6ст105 6ст110АЗ 6ст132 6ст132 6ст135А 6ст182 6ст190 6ст190А Зст150 Зст155 Зст155 Зст215 Зст215А ЗСТ225 | 0,0015 0,0019 0,0017 0,0017 0,0017 0,0015 0,0017 0,0015 0,0023 0,0015 0,0014 0,0023 0,0019 0,0023 0,0015 0,0023 0,0019 0,0017 0,0023 0,0023 0,0017 0,0023 0,0019 0,0019 0,0023 0,0019 0,0023 | 0,0015 0,0019 0,0017 0,0014 0,0014 0,0015 0,0014 0,0015 0,0019 0,0015 0,0014 0,0019 0,0019 0,0019 0,0015 0,0019 0,0019 0,0017 0,0019 0,0019 0,0017 0,0019 0,0019 0,0017 0,0019 0,0017 0,0019 | 0,1230 0,1335 0,1330 0,1190 0,1190 0,1230 0,1190 0,1230 0,1335 0,1230 0,1330 0,1335 0,1335 0,1335 0,1230 0,1335 0,1335 0,1335 0,1335 0,1335 0,1330 0,1335 0,1335 0,1335 0,1335 0,1330 0,1335 | 0,0176 0,0191 0,0191 0,0170 0,0170 0,0176 0,0170 0,0176 0,0191 0,0176 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0176 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 0,0191 | 0,00115 0,00150 0,00115 0,00110 0,0010 0,00115 0,0011 0,00115 0,00150 0,00115 0,00120 0,00150 0,00150 0,00150 0,00115 0,00150 0,00150 0,00115 0,00150 0,00150 0,00115 0,00150 0,00130 0,0030 0,00150 0,00115 0,00130 | 0,00030 0,00070 0,00030 0,00065 0,00065 0,00030 0,00065 0,00030 0,00070 0,00030 0,00020 0,00070 0,00070 0,00070 0,00030 0,00070 0,00070 0,00030 0,00070 0,00070 0,00030 0,00070 0,00065 0,00065 0,00070 0,00030 0,00065 | 0,0056 0,0070 0,0062 0,0056 0,0056 0,0056 0,0056 0,0056 0,0074 0,0056 0,0052 0,0074 0,0070 0,0074 0,0056 0,0074 0,0070 0,0061 0,0074 0,0074 0,0061 0,0074 0,0066 0,0064 0,0074 0,0064 0,0070 |
Примечание: ширина пластин всех типов батарей составляет bП = 0,143 м.
Таблица 2.
Значение I+0 и коэффициента b для полностью заряженных батарей на первой попытке пуска
Тип аккумуляторной батареи | Тип короткого замыкания I+0 при 0°С | Коэффициент b при температуре электролита | |
от -40°С до 0°С | от 0°С до 40°С | ||
6СТ-60, 6СТ-75, 6СТ-90 | 4,0 | 1,7 | |
6СТ-50, 6СТ-32 6СТ-132, 3СТ-150, | 3,2 | 2,2 | |
6СТ-182 6СТ-45, 3СТ-65, | 3,5 | 2,0 | |
3СТ-80 3СТ-95, 3СТ-110, 3СТ-215 | 4,0 | 1,5 | |
3СТ-80, 3СТ-95 3СТ-110, 6СТ-129, 6СТ ЭН-140М | 4,0 | 1,5 | |
6СТ-55 | 3,2 | 1,1 | |
6СТ-190 | 3,4 | 1,2 | |
Таблица 3.
Значение коэффициента С в зависимости от температуры электролита и разряженности батареи
Степень разряженности батареи, ΔСр, % | Коэффициент С при температуре электролита, °С | ||||||||
-40 | -30 | -20 | -10 | ||||||
0,24 0,34 0,40 0,50 | 0,23 0,36 0,44 0,58 | 0,30 0,42 0,50 0,67 | 0,32 0,43 0,58 0,73 | 0,36 0,56 0,68 0,92 | 0,42 0,67 0,80 1,08 | 0,53 0,80 0,96 1,26 | 0,70 0,97 1,14 1,48 | 0,80 1,20 1,38 1,76 |
Таблица 4.
Значение коэффициента d при силе тока разряда Ip=3С20 А.
Степень разряженности батареи ΔСр, % | |||||||
Коэффициент d при расчетах для бензиновых двигателей | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 |
Таблица 5.
Значение коэффициента е в зависимости от температуры электролита при степени разряженности ΔСр = 25 %.
Температура электролита, °С | -40 | -35 | -30 | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | |
Коэффициент е | 0,27 | 0,30 | 0,35 | 0,42 | 0,50 | 0,60 | 0,75 | 1,00 | 1,30 |
Используя вольт-амперную характеристику батареи, построенную по расчетным значениямUНР и IКЗ, можно получить внутреннее сопротивление аккумуляторной батареи
. (25)
Максимальная мощность аккумуляторной батареи составляет
. (26)
Вторая методика определения вольт-амперных разрядных характеристик свинцовых стартерных аккумуляторных батарей приводится в РЗМ 37.003.020-83. С помощью данной методики могут быть рассчитаны вольт-амперные характеристики существующих и проектируемых батарей по значениям конструктивных параметров батарей для первых шести попыток пуска продолжительностью 10 и 15 секунд (см.табл. 1).
Основное уравнение для расчета вольт-амперной разряд-ной характеристики аккумуляторной батареи:
(27)
где UP – напряжение на полюсных выводах аккумуляторной батареи при разряде, В;
Eб – напряжение батареи при разомкнутой внешней цепи (ЭДС покоя батареи), В;
Еn – ЭДС поляризации, В;
IP – сила тока разряда батареи, А;
Rбо – омическое сопротивление аккумуляторной батареи, Ом;
τP - момент времени, для которого рассчитывается вольт-амперная характеристика, с;
τK - допустимая продолжительность разряда батареи током стартерного режима, с.
При расчете вольт-амперной характеристики на десятой секунде разряда формула ( 27 ) принимает вид
. (28)
Напряжение аккумуляторной батареи при разомкнутой внешней цепи (ЭДС покоя)
, (29)
где m – число аккумуляторов в батарее;
γ – плотность электролита, приведенная к температуре +25°С;
ΔСр – степень разряженности батареи.
ЭДС поляризации
, (30)
где n – число пластин и аккумуляторе батареи, т.е. суммарное числе положительных и отрицательном пластин;
Sn – площадь пластин односторонняя, т.е. произведение высоту пластин hП на ширину bП, м2;
tЭ - температура электролита, С.
Омическое сопротивление аккумуляторной батареи Rбо определяется суммой сопротивлений отдельных участков цепи:
, (31)
где RЭ – сопротивление электролита, Ом;
RC – сопротивление сепараторов, Ом;
RП – сопротивление пластин, Ом;
RМ - сопротивление металлических частей (борнов, перемычек и т.д.), Ом.
Сопротивление электролита
, (32)
где ρЭ – удельное сопротивление электролита, Ом*м;
δ3 – зазор между пластиной и сепаратором, м;
δС и δТ - толщина сепаратора соответственно по ребру и по телу, м.
Зазор между пластиной и сепаратором определяется ориентировочно по формуле
, (33)
где Нсб – шаг сборки, м;
δ+ и δ- - толщина положительной и отрицательной пластины соответственно.
Удельное сопротивление электролита
, (34)
Сопротивление сепараторов
, (35)
где КС - коэффициент, учитывающий материал сепараторов (для сепараторов из мипласта КС = 0,237, из мипора - 0,292, из поровинила - 0,350).
Сопротивление пластин
(36)
,
где Кn = 1,87 для свинцово-сурьмянистых сплавов;
Кn = 1,29 для сплавов с добавками кальция или кадмия, применяемых в необслуживаемых батареях.
Сопротивление металлических частей
, (37)
где КМ - коэффициент, учитывающий особенности конструкции металлических частей аккумулятора и составляющий 2,9 для батарей с отдельными кринками и наружными перемычками: 1,8 - в случае армирования борнов и перемычек медными вставками:1,9 для батарей с общими крышками и необслуживаемых батарей.
Допустимая продолжительность разряда батареи силой тока до Ip = 7С20 А
. (38)
Момент времени, для которого рассчитывается вольт-амперная характеристика
, (40)
где Zn – число попыток пуска;
τn - продолжительность попытки пуска, с.
Для построения вольт-амперной разрядной характеристики аккумуляторной батареи рассчитываются значение напряжения батареи UНР при силе тока разряда, равной нулю, и значение силы тока короткого замыкания батареи Iкз при напряжении батареи, равном нулю.
Напряжение батареи при силе тока равной нулю (начальное разрядное напряжение батареи) определяется по формуле:
, (41)
где IP1 – сила тока разряда, численно равная 2C20, A;
IP2 – сила тока разряда, численно равная бС20, A;
UP1 – напряжение батареи, рассчитанное по формуле ( 27 ) при силе токи разряда IP1, В;
UP2 - напряжение батареи, рассчитанное при силе тока разряда IP2,В.
Сила тока короткого замыкания батареи при напряжении батареи, равном нулю
. (42)
Через значения UНР и IКЗ, отложенные на осях координат, проводится прямая, представляющая аппроксимированную вольт-амперную разрядную характеристику аккумуляторной батареи для расчетных условий (температура электролита, степень разряженности батареи, момент времени).
Таблица 6.
Варианты для расчета