Присоединение Младшего жуза к России
Хан Абулхаир (1680-1748 гг.) обращаясь к России, надеялся приостановить нападение на Младший жуз волжских калмыков и башкир – подданных России. Имели место мотивы личной заинтересованности, стремился вытеснить с политической арены своих противников. Главная задача хана Младшего жуза – Абулхаира – установить доверительные отношения с Россией и организовать все силы для отпора джунгарам.. Обращение Абулхаира было обусловлено и экономическими проблемами. Казахи Младшего жуза мечтали о мире для сохранения скота.
Казахская Степь издавна была транзитом в караванной торговле России со среднеазиатскими государствами.
В 1730 году бии Младшего жуза поручили Абулхаиру вести переговоры с русским правительством относительно заключения военного союза с Россией. Однако Абулхаир поручил своим послам Коштаеву и Кодайгулову вести переговоры о принятии Младшего жуза в состав России.
Военные крепости, построенные Россией в начале 18 века в Верхнем Прииртышье, впоследствии стали опорными пунктами в колонизации края. Прииртышские крепости сыграли важную роль в ограждении казахов от иноземных вторжений.
В осуществлении колонизации казахских земель царизм использовал политику натравливания казахов на башкир и наоборот. Сам Абулхаир принимал участие в подавлении восстания башкир.
19 февраля 1731 года Анна Иоановна подписала указ о принятии казахов Младшего жуза в состав империи. В Казахстан было направлено посольство во главе с Тевкелевым. Значительная часть приглашенных для встречи султанов, биев, старшин выступала против принятия российского подданства.
10 октября 1731 года хан Абулхаир и 29 старшин приняли Российское подданство. Это дало возможность царизму продолжить колонизацию края.
В 30-е гг. 18 века царизм стремился использовать западные и северо-восточные районы Казахстана для продвижения в Хиву, Коканд, Бухару.
1735 г. основание Орской крепости.
В 1735-1737 гг. ополчение Младшего жуза было использовано для подавления башкирского восстания.
Второе башкирское восстание - 1740 г.
Положение в Младшем и Старшем жузах в 30-40-х годах XVIII в. Несмотря на принятие Младшим жузом российского подданства, ситуация в целом по Казахстану оставалась напряженной. Захват иранским властелином Надир шахом южных районов Казахстана, угроза продвижения его войск вглубь казахских кочевий, находившихся под влиянием Абулхаира, усилили угрозу отхода от Казахстана значительной части присырдарьинских областей. Встревоженный выступлением иранского полководца, угрозой потери некоторых районов, примыкавших к Хивинскому ханству, Абулхаир приложил немало усилий к укреплению отношений с Россией. Его заинтересованность в возобновлении этих связей через Оренбургскую администрацию была вызвана и очередным массированным нападением калмыцких сил. Крупное нашествие Галдан-Цэрэна в 1741—1742 гг. на Средний и Старший жузы по своим последствиям оказалось не менее тяжелым, чем "Годы Великого бедствия". Российская сторона, видя, что джунгарское нашествие создает угрозу не только экономическим интересам империи в Восточном Казахстане, где располагались рудники, но и наносит ущерб ее политическому влиянию в этой части Центральной Азии, потребовала от джунгарских правителей прекращения агрессии.
20 мая 1742 г. сенат принял специальный указ о мерах по защите казахского населения и обороны крепостей вдоль Иртышской линии. Предусматривалось увеличить число гарнизонов во всех укреплениях и форпостах на границе с Джунгарским ханством. Начальник Оренбургской комиссии И.Неплюев направил Галдан-Цэрэну письмо о недопустимости вмешательства джунгар в дела казахов, но джунгары не реагировали на дипломатические протесты русских властей. Россия наращивала военно-оборонительный потенциал в районе Верхнего Прииртышья и алтайских горно-заводских предприятий. Тем более, что Галдан-Цэрэн все настойчивее требовал от русских уничтожения некоторых военно-опорных пунктов. В спешном порядке возводились новые крепости, составившие основу Колыванской линии.
Военно-оборонительные укрепления, сыгравшие заметную роль в защите казахов в период нарастания джунгарской агрессии, в дальнейшем стали опорными пунктами российской колонизации обширного края. Известный политический деятель Среднего жуза султан Абылай, ставший с 1734 г. ханом Среднего жуза, хан Абулмамбет и другие ясно осознавали, что главной силой противодействия джунгарскому вторжению остается освободительная борьба народа.
После смерти Галдан-Цэрэна отпала угроза со стороны Джунгарии.
В 1748 г. противник хана султан Барак способствовал убийству Абулхаира.
Колонизацию казахских земель усложняло сопротивление чингизидов позиции Абулхаира в отношении Российской империи. Правительство России, рассматривая Казахстан как "ключ к вратам" Азии, стремилось ускорить присоединение степных земель. Позднее оно использовало военно-оборонительные пункты для экономического освоения богатств края, рассматривая это направление как часть своей азиатской политики.