В числе основных нормативных предписаний можно выделить следующие: 1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции

3) предписания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предписа­
ния-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсылочные предпи­
сания, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписания,
10) императивные предписания.

Предписания-принципы закрепляют исходные, руководящие по­ложения общего характера. Предписания такого рода выносят как бы за скобки положения, относящиеся ко всем или большинству

институтов или норм отрасли права или права в целом. Поэтому пред­писания-принципы надлежит непременно учитывать при определе­нии логической структуры и содержания конкретной нормы. Пред­писания-принципы изложены в Конституции РФ, общих частях ко­дексов и некоторых других актах. Примером предписания-принципа могут служить положения ст. 2 Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение, и защита прав и свобод человека и гражданина — обязан­ность государства.

Предписания-дефиниции содержат определения правовых, поли­тических и иных понятий. Такие определения имеют общеобязатель­ное значение и должны непременно учитываться при толковании соответствующих терминов и понятий. К дефинитивным предписа­ниям можно отнести положение ст. 1 Конституции РФ, согласно ко­торому Российская Федерация признается демократическим феде­ративным правовым государством с республиканской формой прав­ления.

В настоящее время значительная часть федеральных законов имеет специальные статьи, содержащие определения базовых, основопо­лагающих для соответствующей сферы терминов и понятий.

Предписания — гипотезы, диспозиции, санкции содержат соответ­ственно положения об условиях действия нормы права, правах и обя­занностях, предоставляемых участникам конкретных правоотноше­ний, меры принуждения, которые могут быть применены к наруши­телям нормы права.

Оперативные предписания устанавливают способы и дату вступле­ния нормативного акта в силу или же содержат предписания о вне­сении изменений, дополнений в ранее принятые нормативно-пра­вовые акты либо о признании актов полностью или частично утра­тившими силу. Такое предписание содержится в ст. 26 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российс­кой Федерации», принятого Государственной Думой 22 февраля 1995 г., согласно которому признается утратившим силу Закон РФ «О федеральных органах государственной безопасности».

Отсылочные предписания не содержат непосредственно властных велений, как следует поступать участникам конкретных отношений. Они лишь отсылают к другой части нормативного акта, другому нор­мативному акту, содержащему такие предписания, либо содержат указание на то, что соответствующие решения содержатся в дей­ствующем законодательстве, иных нормативно-правовых актах.



Например, отсылочное предписание содержится в ч. 2 ст. 420 ГК РФ, где говорится о том, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 на­стоящего Кодекса.

Бланкетные предписания устанавливают ответственность за нару­шение каких-либо правил. Однако сами эти правила содержатся в специальных нормативно-правовых актах. При этом правила могут меняться, дополняться, тогда как установленная за их нарушение от­ветственность может оставаться неизменной. Примером бланкетно­го предписания может служить ст. 269 УК РФ, предусматривающая ответственность за нарушение правил безопасности при строитель­стве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов.

Диапозитивные предписания разрешают участникам конкретных правоотношений самостоятельно устанавливать свои права и обязан­ности в конкретных отношениях, порядок и условия их реализации. Однако, если участники правоотношения не оговорили какой-либо вопрос в договоре, соглашении, то этот вопрос решается в соответ­ствии с действующим законодательством. Диспозитивные предпи­сания обязательно содержат формулировки типа «при отсутствии иного соглашения», «если иное не установлено в договоре».

Императивные предписания представляют собой категорические веления, которые подлежат неукоснительному исполнению и не мо­гут подменяться соглашением участников правоотношений. При­мером императивного предписания может служить положение ГК РФ о том, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Ибо это положение ни при каких условиях не может отменяться согла­шением сторон.

Нормативные предписания в своей совокупности представляют все виды положений, требований, которые могут быть соотнесены с гипотезой, диспозицией и санкцией той или иной правовой нормы. Выявление и формулирование содержания правовой нормы являет­ся одной из профессиональных задач специалиста в сфере правове­дения, которая требует от него особых навыков и умений.

Глава 8

ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

(См. схему 7 на стр. 576)

Наши рекомендации