Оценка преимуществ и недостатков регулирования инновационной деятельности в международной практике
Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.
Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Таким образом, целями государственной политики ведущих стран мира в области поддержки науки являются:
· увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны. В зарубежных странах до 90 % экономического роста достигается за счет научно-технического прогресса, тогда как в России – по данным на 2009 год менее 5 %. (в 1990 эта доля доходила до 65 %);
· обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;
· повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;
· укрепление безопасности и обороноспособности страны;
· улучшение экологической обстановки;
· сохранение и развитие сложившихся научных школ.[12]
Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные цели, являются:
· свобода научного и научно-технического творчества;
· правовая охрана интеллектуальной собственности;
· интеграция научной, научно-технической деятельности и
образования;
· концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития.[13]
Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области финансирования науки в США и Японии: в отличие от европейских стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.
· стимулирование деловой активности в научной и научно- технической деятельности;
· развитие международного научного сотрудничества.
При обеспечении поддержки инновационной деятельности государства различных стран придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:
· стратегия активного вмешательства;
· стратегия децентрализованного регулирования;
· смешанная стратегия.
Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).
Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).
Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).[14]
Рассмотрим реализацию данных целей и принципов на практике, на примере зарубежных стран.
В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:
· предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;
· уменьшение налога на прирост инновационных затрат;
· «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;
· льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;
· снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;
· связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;
· льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;
· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;
· вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;
· зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.
В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:
1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).
Рассмотрим подробнее особенности регулирования инновационной деятельности в США.
Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:
· Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)
· Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)
· НАСА
· Национальное бюро стандартов
· Министерство обороны
· Национальный центр промышленных исследований
· Национальная академия наук
· Национальная техническая академия
· Американская ассоциация содействия развитию науки.
Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.
Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.
В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.
Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.
Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
Япония также имеет свои особенности в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.
Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.
На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.
МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию.
Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:
· целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях
· содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии
· контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.
Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.
Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.[15]
Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.
Теперь рассмотрим государственное регулирование инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.
Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.
Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.
К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:
· выработка единого антимонопольного законодательства
· использование системы ускоренной амортизации оборудования
· льготное налогообложение НИОКР
· поощрение малого наукоемкого бизнеса
· прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии
· стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.
Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.
С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.
В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:
ЭСПРИТ - Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем
РАСЕ - исследование передовых способов связи в Европе (цель - проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи)
ЭВРИКА - комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.
Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.[16]
Таким образом, становится ясно, что за рубежом государство уделяет достаточно много внимания развитию инновационной деятельности, ее поддержке. Данное направление является для них одним из приоритетных, поскольку напрямую связано с развитием этих стран в целом и с повышением их конкурентоспособности на международной арене.
Заключение
Можно сделать вывод, что инновационные предприятия – это организации, разрабатывающие научно-технические решения и осваивающие выпуск качественно новой продукции с применением новых технологий. На сегодняшний день они играют весьма значимую роль во всеобщем экономическом развитии. Зарубежный опыт показывает, что именно малые инвестиционные предприятия очень динамичны, требуют малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, оно массовое, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл. Таким образом, малые инновационные предприятия могут стать не только важным источником инноваций, но и тем необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, которое обеспечивает доведение разработок до "товарного" вида и внедрение их в производство, способствует прогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса.
Малый инновационный бизнес может сыграть существенную роль в переходе на инновационную стадию развития экономики страны. И в связи с этим, дальнейшим направлением в исследовании данного вопроса, может стать поиск финансирования в поддержку развития малого предпринимательства в научно-технической сфере.
Список литературы
1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007.
2. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.- Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 – с.81
3. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, 2000. – 475с.
4. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // bizeducation/library/management/innov/8/noibauer.htm
5. Инновационные процессы // Труды семинара Всесоюзного научно-иссле-довательского института системных исследований. М., 1982; Кругликов А Г. Инновационная концепция научно-технического прогресса // Структура инновационного процесса. Сб. статей. М., 1981
6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007. - 239 С.
7. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.
8. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие, ИНФРА-М, 2004. - 238с.
9. О поддержке малых инновационных предприятий // allmedia/newsitem.asp?id=884321
10. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э., М.: Экономика, 2004. – 518с.
11. Основы инновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс, 2002.
12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов, 6-е изд., СПб: Питер, 2008. - 443с.
13. Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». – (cfin/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).
14. Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с.
[1] Инновационные процессы // Труды семинара Всесоюзного научно-иссле-довательского института системных исследований. М., 1982; Кругликов А Г. Инновационная концепция научно-технического прогресса // Структура инновационного процесса. Сб. статей. М., 1981
[2] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007. - 239 С.
[3] Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.
[4] Оголёва Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. Л.Н. Оголёвой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 143 С
[5] Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент:учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Питер, 2008. - 442 С.
[6] Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с.
[7] Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». – (cfin/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).
[8] Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие, ИНФРА-М, 2004. - 238с
[9] Основы инновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс, 2002.
11. - Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.
[11] Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». – (cfin/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).
[12] Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007.
[13] Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.- Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 – с.81
[14] Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.- Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 – с.81
[15] Основы инновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс, 2002.
[16] Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с