Оценка преимуществ и недостатков регулирования инновационной деятельности в международной практике

Инновационная деятельность характеризуется сложностью и высоким риском. Для инициации инновации бывает недостаточно наличия внутренних стимулов и потенциала. Здесь решающей движущей силой могут стать внешние стимулы и в частности государственная поддержка.

Сферой активной государственной поддержки является, прежде всего, фаза «Фундаментальная наука». Научные идеи не могут быть непосредственно использованы в хозяйственной деятельности, целью которой является прибыль. Поэтому государство во многом берет на себя функцию обеспечения бизнеса одним из важнейших ресурсов инновационного процесса – научными знаниями и идеями. Таким образом, целями государственной политики ведущих стран мира в области поддержки науки являются:

· увеличение вклада науки и техники в развитие экономики страны. В зарубежных странах до 90 % экономического роста достигается за счет научно-технического прогресса, тогда как в России – по данным на 2009 год менее 5 %. (в 1990 эта доля доходила до 65 %);

· обеспечение прогрессивных преобразований в сфере материального производства;

· повышение конкурентоспособности национального продукта на мировом рынке;

· укрепление безопасности и обороноспособности страны;

· улучшение экологической обстановки;

· сохранение и развитие сложившихся научных школ.[12]

Принципами, на основе которых реализуются вышеперечисленные цели, являются:

· свобода научного и научно-технического творчества;

· правовая охрана интеллектуальной собственности;

· интеграция научной, научно-технической деятельности и

образования;

· концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития.[13]

Следует отметить тенденцию, сложившуюся в области финансирования науки в США и Японии: в отличие от европейских стран и России, где исследования финансируются по всему фронту, в этих странах приоритетно финансируются работы, являющиеся опорными для развития многих отраслей знания.

· стимулирование деловой активности в научной и научно- технической деятельности;

· развитие международного научного сотрудничества.

При обеспечении поддержки инновационной деятельности государства различных стран придерживаются следующих стратегий, различающихся по уровню и формам поддержки:

· стратегия активного вмешательства;

· стратегия децентрализованного регулирования;

· смешанная стратегия.

Суть стратегии активного вмешательства заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики (Япония, Франция, Нидерланды).

Стратегия децентрализованного регулирования представляет собой более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство и в этой стратегии играет важную роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства. На первое место здесь выходят научные организации и производственные фирмы, а роль государства заключается в создании им необходимых правовых, экономических и других условий (США, Великобритания).

Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике значительную часть составляет государственный сектор и государство заинтересовано в поддержке высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. По отношению к государственным организациям государство использует стратегию активного вмешательства, к остальным – стратегию децентрализованного регулирования (Швеция).[14]

Рассмотрим реализацию данных целей и принципов на практике, на примере зарубежных стран.

В мировой практике используются следующие виды налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность:

· предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели;

· уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

· «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

· льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных организаций;

· снижение ставок налога на прибыль, направленную на заказные и совместные НИОКР;

· связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов;

· льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и др. нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

· уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, предаваемых вузам, НИИ и другим инновационным организациям;

· вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций;

· зачисление части прибыли инновационной организации на специальные счета с последующим льготным налогообложением в случае использования на инновационные цели.

В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно-инновационного развития промышленно развитых стран:

1. страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно-производственного цикла, как правило, со значительной долей научно-инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);

2. страны, ориентированные на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);

3. страны, стимулирующие нововведения путем развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координации действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея).

Рассмотрим подробнее особенности регулирования инновационной деятельности в США.

Органами государственного регулирования инновационной деятельности в США являются:

· Американский научный фонд (курирует фундаментальные исследования)

· Американский научный совет (курирует промышленность и университеты)

· НАСА

· Национальное бюро стандартов

· Министерство обороны

· Национальный центр промышленных исследований

· Национальная академия наук

· Национальная техническая академия

· Американская ассоциация содействия развитию науки.

Последние четыре структуры имеют смешанное финансирование, остальные – из федерального бюджета. Источники финансирования: около 50 % - частные фирмы и организации, 46 % - федеральное правительство (на основе конкурсов), остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации.

Государство стимулирует создание венчурных фондов и исследовательских центров. По представлению Национального научного фонда США наиболее эффективные исследовательские центры и венчурные фонды могут первые 5 лет полностью или частично финансироваться из федерального бюджета. Самые эффективные и наукоемкие исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, сильной международной конкуренции.

В США существует практика бесплатной выдачи лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства.

Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов - формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом.

Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.

Особенностью государственной инновационной политики США является также низкая «ведомственная» концентрация решений по выработке и реализации инновационных проектов.

В США большое внимание уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций, отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.

Япония также имеет свои особенности в сфере государственного регулирования инновационной деятельности.

Ключевую роль в определении стратегии развития промышленности Японии, разработке промышленных НИОКР и их внедрении играет Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП). Контроль за выполнением конкретных направлений НТП осуществляет Управление по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленных технологий, которая занимается экспортом и импортом лицензий. Имеется долговременная программа научно-технического развития страны, осуществляется стимулирование прикладных исследований и закупок лицензий за рубежом. В реализации НТП опора делается на крупные корпорации.

На сегодняшний день в Японии, государственные расходы на НИОКР увеличились до 3,5 % ВВП, в основном на фундаментальные исследования и генерирование принципиально новых идей. Государственная политика Японии направлена на превращение страны из импортера лицензий в их экспортера.

МВТП Японии не только определяет стратегию общего и отраслевого развития промышленности и внешней торговли, но и имеет в своем распоряжении достаточно большой арсенал средств и методов, позволяющих конкретизировать эту стратегию.

Помимо традиционных экономических и административных способов воздействия на развитие экспортного производства и экспорта, таких как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т.п., японские государственные органы широко используют и косвенные методы:

· целевое распределение финансовых ресурсов, предоставляемых частными банками, и сосредоточение их в приоритетных отраслях

· содействие организациям в приобретении передовой иностранной технологии

· контроль за научно-техническим обменом с зарубежными странами.

Японская модель интеграции науки и производства, научно-технического прогресса предполагает строительство совершенно новых городов-технополисов, сосредотачивающих НИОКР и наукоемкое промышленное производство.

Стратегия технополисов - это стратегия прорыва в новые сферы деятельности на основе развития сети региональных центров высшего технологического уровня, а тем самым - это стратегия интеллектуализации всего японского хозяйства.[15]

Государственное регулирование инновационными процессами в Японии также характеризуется индикативным планированием НИОКР, высокими импортными таможенными тарифами, предоставлением налоговых и кредитных льгот в финансировании НИОКР, протекционистской политикой в продвижении новой наукоемкой продукции.

Теперь рассмотрим государственное регулирование инновационной деятельности в Германии, Англии и Франции.

Эти страны входят в Евросоюз и занимают соответственно 3 (2,3 % ВВП), 4 (2,4 % ВВП) и 5-е (2,2 %) места в мире по абсолютной величине затрат на НИОКР. Из федерального бюджета НИОКР финансируется на 35-45 %.

Евросоюз большое внимание уделяет активизации инновационной деятельности.

К основным направлениям инновационной политики Евросоюза относятся:

· выработка единого антимонопольного законодательства

· использование системы ускоренной амортизации оборудования

· льготное налогообложение НИОКР

· поощрение малого наукоемкого бизнеса

· прямое финансирование организаций для поощрения инноваций в области новейшей технологии

· стимулирование сотрудничества университетской науки и организаций, производящих наукоемкую продукцию.

Основой инновационной политики Евросоюза является «План развития международной инфраструктуры инноваций и передачи технологий», принятый в 1985 году. Главная цель данного документа - ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровнях, а также содействие распространению инноваций в Евросоюзе.

С 1988 года действует программа «ВЭЛЬЮ» по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР.

В ответ на падение доли европейских компаний на рынках высоких технологий были приняты:

ЭСПРИТ - Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем

РАСЕ - исследование передовых способов связи в Европе (цель - проведение совместных НИР в области интегрированной широкополосной связи)

ЭВРИКА - комплексная программа, направленная на стимулирование появления путем альянсов между европейскими группами мощных промышленных компаний, способных противостоять конкуренции, особенно со стороны американских и японских корпораций и организовать скоординированные европейские НИОКР в шести областях: оптроника, новые материалы, большие ЭВМ, мощные лазеры, ускорители частиц, искусственный интеллект.

Стимулирование инновационной деятельности в Евросоюзе осуществляется примерно на тех же принципах, которые приняты в мировой практике.[16]

Таким образом, становится ясно, что за рубежом государство уделяет достаточно много внимания развитию инновационной деятельности, ее поддержке. Данное направление является для них одним из приоритетных, поскольку напрямую связано с развитием этих стран в целом и с повышением их конкурентоспособности на международной арене.

Заключение

Можно сделать вывод, что инновационные предприятия – это организации, разрабатывающие научно-технические решения и осваивающие выпуск качественно новой продукции с применением новых технологий. На сегодняшний день они играют весьма значимую роль во всеобщем экономическом развитии. Зарубежный опыт показывает, что именно малые инвестиционные предприятия очень динамичны, требуют малых капиталовложений, и многие крупнейшие корпорации мира на начальной стадии развития относились к малым фирмам. Именно малое предпринимательство, как правило, берется реализовывать новые рискованные идеи, кроме того, оно массовое, т.е. ему нужно много разных идей. Наконец, в малом бизнесе очень часто именно производитель знания становится участником инновационного превращения своей идеи в товар, и в результате достигается кратчайший инновационный цикл. Таким образом, малые инновационные предприятия могут стать не только важным источником инноваций, но и тем необходимым звеном в процессе воспроизводства инноваций, которое обеспечивает доведение разработок до "товарного" вида и внедрение их в производство, способствует прогрессивной структурной перестройке народнохозяйственного комплекса.

Малый инновационный бизнес может сыграть существенную роль в переходе на инновационную стадию развития экономики страны. И в связи с этим, дальнейшим направлением в исследовании данного вопроса, может стать поиск финансирования в поддержку развития малого предпринимательства в научно-технической сфере.

Список литературы

1. Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007.

2. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.- Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 – с.81

3. Завлин П.Н. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: Учебное пособие для вузов. М.: Экономика, 2000. – 475с.

4. Инновационная деятельность на малых и средних предприятиях // bizeducation/library/management/innov/8/noibauer.htm

5. Инновационные процессы // Труды семинара Всесоюзного научно-иссле-довательского института системных исследований. М., 1982; Кругликов А Г. Инновационная концепция научно-технического прогресса // Структура инновационного процесса. Сб. статей. М., 1981

6. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007. - 239 С.

7. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.

8. Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие, ИНФРА-М, 2004. - 238с.

9. О поддержке малых инновационных предприятий // allmedia/newsitem.asp?id=884321

10. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебник под ред. Казанцева А.К., Миндели Л.Э., М.: Экономика, 2004. – 518с.

11. Основы инновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс, 2002.

12. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник для ВУЗов, 6-е изд., СПб: Питер, 2008. - 443с.

13. Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». – (cfin/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).

14. Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с.

[1] Инновационные процессы // Труды семинара Всесоюзного научно-иссле-довательского института системных исследований. М., 1982; Кругликов А Г. Инновационная концепция научно-технического прогресса // Структура инновационного процесса. Сб. статей. М., 1981

[2] Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник по специальности "Менеджмент организации". - М.:ИНФРА-М, 2007. - 239 С.

[3] Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.

[4] Оголёва Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. проф., д.э.н. Л.Н. Оголёвой. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 143 С

[5] Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент:учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим и техническим специальностям. - Питер, 2008. - 442 С.

[6] Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с.

[7] Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». – (cfin/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).

[8] Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: учебное пособие, ИНФРА-М, 2004. - 238с

[9] Основы инновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс, 2002.

11. - Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие — М.: ИНФРА-М, 2007 – 127 С.

[11] Шабуришвили М.В. Инновационная деятельность как реализация инновационного процесса в масштабах организации / М.В. Шабуришвили.// Интернет портал «Корпоративный менеджмент». – (cfin/bandurin/article/sbrn03/11.shtml).

[12] Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент Учеб. пособие / Под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. — 3-е изд., перераб., доп. — М.: Дело, 2007.

[13] Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.- Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 – с.81

[14] Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А.- Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003 – с.81

[15] Основы инновационного предпринимательства. Кирьяков А.Г., Максимов В.А., М.: Феникс, 2002.

[16] Шемякина Т.Ю. Инновационный процесс: регулирование и управление. Учебное пособие по специальности "Менеджмент организации". - М.: Флинта, 2007. - 238 с

Наши рекомендации