Что должно быть указано в карте спецоценки?
Как создать систему управления охраной труда на судне
Михаил СОКОЛОВ
заведующий Отраслевым научно-методическим центром охраны труда на морском транспорте ЦНИИ Морского флота (Санкт-Петербург)
Ключевые проблемы
· Нужна ли СУОТ на судне?
· Из чего состоит система управления охраной труда?
· Каков состав СУОТ на судне?
Правовая база Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь. |
Нужна ли СУОТ на судне
Разработка систем управления охраной труда для морского флота России не является чем-то новым. Еще с 1991 года на морском транспорте действовал РД 31.80.12-91 «Система управления охраной труда на морском транспорте». Многие пароходства и другие организации отрасли в те годы разрабатывали СУОТ. Это во многом способствовало созданию безопасных условий труда в отрасли.
К сожалению, в дальнейшем в связи с изменением государственной модели управления охраной труда в России, ликвидацией отраслевого принципа и передачей всех функций управления охраной труда в Минтруд России РД 31.80.12-91 прекратил свое действие. Разработка систем управления охраной труда в отрасли, так же как и по всей России, стала рекомендательной. И только с 2015 года в связи с внесенными изменениями в Трудовой кодекс разработка систем управления охраной труда для организаций стала обязательной. Необходимость разработки Систем управления на судах регламентируется также и правилами по охране труда на судах морского и речного флота.
Из чего состоит система управления охраной труда
Система управления охраной труда (далее – СУОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
Элементы национальных основ систем управления охраной труда определяются в соответствии с руководством по системам управления охраной труда МОТ – СУОТ 2001 г. (ILO-OSH 2001).
Таким образом, национальные руководства разрабатываются на основе международного руководства МОТ по СУОТ. В организациях СУОТ разрабатывается уже на основе национального руководства.
В Российской Федерации разработку СУОТ регламентируют:
· Трудовой кодекс (ст. 212 ТК РФ);
· ГОСТ 12.0.230-2007 «Система управления охраной труда»;
· ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система управления охраной труда в организации»;
· ГОСТ Р 12.0.009-2009 «Система управления охраной труда на малых предприятиях».
Состав СУОТ на судне
Следует отметить, что судно является функциональной частью судоходной компании, поэтому его СУОТ также должна являться частью общей системы управления охраной труда судоходной компании и обеспечивать реализацию ее политики по обеспечению безопасных условий труда моряков на судне.
Как и любая система управления охраной труда, СУОТ на судне состоит из:
· положения об организации работ в области охраны труда;
· процедур по обеспечению безопасных условий труда;
· инструкций по охране труда для рядового состава;
· технологических карт (инструкций) на выполнение судовых работ силами экипажа.
Ответы на ваши вопросы
Что должно быть указано в карте спецоценки?
В нашей организации проходит специальная оценка условий труда (далее – СОУТ). Должен ли в картах СОУТ быть указан химический фактор (топливо, масла), если водители управляют современными автомобилями, выпускные системы которых оборудованы катализаторами и нейтрализаторами выхлопных газов, заправляются исключительно на АЗС? Контакт с топливом исключен. Автомобили обслуживаются и ремонтируются на станции технического обслуживания нашей организации, поэтому исключен контакт с маслами.
Евгений КУКУШКИН(Москва)
Эксперт, проводящий спецоценку, изначально идентифицирует все возможные, на его профессиональный взгляд, химические факторы. Если он сочтет, что по какому-либо параметру может быть превышение нормы, то измерит этот параметр. А в работе водителя превышение предельно допустимых концентраций по выхлопным газам не является невероятным. Как правило, это оксиды углерода и азота.