Право европейского союза и международное право

В главе рассматривается вопрос о международной правосубъектности Европейского Союза, его месте и роли в международном

правопорядке

6.1. Международная правосубъектность и ее последствия

Объем и характер внешнеполитической деятельности Европейского Союза определяются в ст. 21 ДЕС и дополняются установлениями части пятой ДФЕС. Стратегические цели и интересы Союза согласно ст. 22 ДЕС устанавливаются Европейским советом. Сам ЕС в силу правопреемства обретает полномочия юридического лица и международную правосубъектность, которые ранее принадлежали Сообществу.

Степень участия ЕС в международном общении и его активность в осуществлении внешних связей в решающей степени связаны с природой и пределами интеграции. Сам Союз создан на основе принципа делегирования полномочий (principe d'attribution) суверенными государствами. Правила и пределы делегирования этих правомочий определяются необходимостью достижения общих целей и решения задач, стоящих перед Союзом. В сфере внешних сношений к ним отнесены утверждение идей мира, продвижение и защита ценностей, целей и интересов, отстаиваемых ЕС.

Согласно ДЕС Союз «уважает принципы Устава ООН и международного права». Формула весьма важная. Не следует, однако, упускать из вида, что общие принципы не имеют прямого действия и подпадают под оговорки о необходимости им-плементации на территории ЕС

На основании опыта (лат.).

Суд ЕС в постановлении по делу Кади (2006 г.), принятому СПИ, вызвавшему особо острые дискуссии и пересмотренному Большой палатой Суда ЕС в кассационном порядке (2008 г.), признал прямое действие решений Совета Безопасности ООН, но подтвердил, что акты их имплементации подчинены требованиям права ЕС. Суд практически еще раз указал на особый характер права ЕС как самостоятельной правовой системы. Соответственно следование основным принципам устава ООН и международного права не равнозначно идентичности правовой системы ЕС и общего международного права. По способу формирования основной массы норм права ЕС, характеру его источников и кругу регулируемых отношений, составу его субъектов право ЕС радикально отличается от общего международного права.

Не менее важно иметь в виду, что с созданием ЕС и формированием ОВПБ и ОПБО возникли определенные различия в осуществлении правового регулирования. Оно сохраняется в несколько измененном виде в настоящее время и в рамках ДР. Осуществление полномочий, связанных с ОВПБ, регулируется ДЕС, иные сферы внешних связей регулируются установлениями ДФЕС. Общие принципы осуществления внешних связей излагаются в каждом из учредительных актов, что, очевидно, должно еще раз подчеркнуть взаимосвязь ОВПБ и ОИПБ и их взаимозависимость. Тем не менее различия, порой довольно существенные, сохраняются. Неодинакова и роль институтов ЕС в реализации соответствующих полномочий. Различаются и процедуры осуществления внешних связей. Это подтверждается и тем, что на сферу ОВПБ и ОПБО не распространяется действие законодательных актов и юрисдикция Суда ЕС. Впрочем, право законодательной инициативы у Высокого представителя, ведающего отныне всей совокупностью внешних связей, сохраняется. Он его осуществляет либо индивидуально, либо совместно с Комиссией.

В научной литературе уже давно высказывалось мнение о необходимости различать правовую природу полномочий в сфере внешних связей, отнесенных к ведению Сообществ, и полномочий, реализуемых в рамках ОВПБ. Отмечалось, что неодинакова в этих областях роль таких институтов, как Совет и Комиссия. В том, что касается соглашений, заключаемых с третьими государствами или международными организациями, они интегрируются в правопорядок Сообществ и становятся соответственно

право европейского союза и международное право - student2.ru право европейского союза и международное право - student2.ru 100 Часть I. Европейское право: содержание, природа и особенности

источником права ЕС, но занимают в этой системе особое место. Подобная интерпретация статуса данных международных соглашений была дана первоначально Судом ЕС и затем подтверждена в учредительных договорах. Так, характеризуя в своем решении статус Греции в период, предшествующий ее вступлению в Сообщество и при заключении соглашения об ассоциации, Суд в своем решении по делу № 131/73 от 30 апреля 1974 г. постановил, что «положения этого соглашения образуют интегральную составную часть правопорядка Сообществ с момента вступления этого соглашения в силу». Детально порядок заключения международных договоров и соглашений, процедура принятия решений и возможность проверки Судом ЕС соответствия этих договоров учредительным регулируются ст. 218 ДФЕС. Такого рода договоры и соглашения налагают обязательства как на институты ЕС, так и на государства-члены, но не на частных лиц. С точки зрения международного права положение об отсутствии прямого действия или юрисдикционной защиты со стороны Суда ЕС существенного значения не имеет. Правовые характеристики таких соглашений определяются нормами международного права, а способ и условия применения зависят от права ЕС.

ЕС, наделенный статусом юридического лица, должен пользоваться им во всех государствах-членах в максимально полном объеме, предоставляемом национальным правом. Поскольку одновременно ЕС обладает международной правосубъектностью, он вправе не только вести переговоры и заключать международные договоры и соглашения с третьими государствами как двустороннего, так и многостороннего характера, но и сотрудничать с международными организациями и даже входить в их состав. Подтверждением тому служат также постановления ДР, предусматривающие вхождение ЕС в качестве коллективного члена в состав участников ЕКПЧ. ЕС вправе поддерживать дипломатические отношения с третьими государствами и международными организациями и располагать своими представительствами (делегациями) в зарубежных странах и при международных организациях.

Реализация намеченных реформ призвана содействовать повышению внешней активности ЕС и одновременно упорядочить организацию управления этой важнейшей сферой жизнедеятельности.

Глава 6. Право Европейского Союза и международное право 101

Наши рекомендации