Внутренняя политика Советского государства в 1917-1924 гг. Образование СССР
Верховным органом Советского государства стал Всероссийский съезд Советов. Впервые таким органом провозгласил себя II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. К моменту созыва этого съезда Совета рабочих и солдатских депутатов существовали отдельно от Советов крестьянских депутатов. В конце ноября 1917 г. ЦИК Советов крестьянских депутатов слился с ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов. Слияние рабочих и крестьянских Советов по всей стране завершил III Всероссийский съезд Советов, который открылся 10 января 1918 г. На съезде было представлено большинство национальных районов страны. Большевики составляли половину делегатов и на III Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов, на котором было представлено более 250 крестьянских Советов. Открывшийся 13 января 1918 г. в Смольном, он объединился с III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов.
III съезд Советов принял Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Основные начала федеративного устройства Советского государства были изложены в его резолюции "О федеральных учреждениях Российское Республики", принятой в дополнение к Декларации. Съезд принял Закон о социализации земли и постановление о новом названии существующей верховной государственной власти. Впредь Советское правительство должно было именоваться "Рабочее и Крестьянское Правительство Российской Советской Республики".
14-16 марта 1918 г. в Москве проходил Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов. Центральным вопросом повестки дня стал Брестский мир. Съезд ратифицировал мирный договор. Поражение левых эсеров, выступавших за продолжение войны, привело к распаду их правительственного блока с большевиками.
Главным решением V Всероссийского съезда Советов, проходившего 4-10 июля 1918 г., было принятие первой Советской Конституции.
Первые Всероссийские съезды Советов собирались регулярно, в промежутках между ними действовал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Рабочим органом ВЦИК был его Президиум. Высшим органом власти и общего управления стал Совет Народных Комиссаров - Советское правительство, подотчетное Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК.
Совнаркому предоставлялось право издавать необходимые декреты без обсуждения их ВЦИК, а также осуществлять другие мероприятия в рамках общей программы II Всероссийского съезда Советов. Это право Совнаркома было специально подтверждено ВЦИК вопреки требованиям левых эсеров, пытавшихся воспротивиться усилению исполнительной власти.
Высшими органами отраслевого управления стали народные комиссариаты, пришедшие на смену министерствам. Первоначально многие наркомы являлись не столько руководителями новых ведомств, сколько комиссарами, т. е. представителями Советского правительства в старых министерствах.
Слом старых и создание новых местных органов власти и управления проходили по мере распространения революции по территории страны. Власть на местах переходила к областным, губернским, уездным и волостным съездам Советов, а также городским и сельским Советам. Постоянными рабочими органами съездов Советов были их исполнительные комитеты.
При Советах создавались советы народного хозяйства "как местные учреждения по организации и регулированию производства", которые ставились в двойное подчинение - Высшему Совету Народного Хозяйства (ВСНХ) и соответствующим Советам. На основании декрета Совнаркома от 8 апреля 1918 г. "Об учреждении военных комиссариатов" в распоряжение губернских военкоматов, которые в то время обычно существовали как отделы местных Советов, передавались "все вооруженные силы, военные учреждения, лазареты, госпитали, склады и запасы имущества, предназначенные для военных нужд губернии". Милиция также находилась в ведении местных Советов.
Создание советских Вооруженных Сил происходило в условиях стихийной демобилизации. Новая армия могла быть создана только на добровольной основе. Ядром ее стали возникшие еще в период Февральской революции отряды Красной гвардии. Однако Красная гвардия не была способна вести длительную войну с многочисленной, технически оснащенной армией врага. В составе наркомата по военным делам было образовано Временное бюро по созданию Рабоче- Крестьянской Красной Армии. Оно разработало проект Декрета об образовании армии.
Армия комплектовалась из наиболее сознательных представителей трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Декрет открывал доступ в ряды Красной Армии гражданам независимо от их этнической принадлежности. Красноармейцы находились на полном государственном довольствии, получая ежемесячное жалованье. На этих же принципах создавался Рабоче-Крестьянский Флот.
Система охраны общественного порядка стала создаваться еще до Октября в виде рабочей милиции, основанной на идее всеобщего вооружения народ. Рабочие несли службу поочередно в рабочее время, за ними сохранялся средний заработок. Они сами избирали своих руководителей - начальников отрядов, командиров и комиссаров. Однако в ходе установления диктатуры пролетариата возникла необходимость образовать специальный орган охраны революционного порядка.
28 октября 1917 г. было издано постановление Народного комиссариата внутренних дел "О рабочей милиции", которая учреждалась при Советах рабочих и солдатских депутатов. Структура, функции и принцип организации всенародной милиции определялись в процессе ее реального формирования.
Наряду с органами по охране общественного порядка была создана особая система органов, специально предназначенных для борьбы с политическими противниками Советской власти - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия (ВЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Постановлением СНК от 7 декабря 1917 г. ВЧК создавалась при Совнаркоме, а не при Наркомюсте, чего добивались левые эсеры, стоявшие во главе этого наркомата. Председателем ВЧК был назначен Ф. Э. Дзержинский. Поначалу ВЧК задумывалась как орган расследования, и ее репрессивные меры сводились к конфискации имущества и продовольственных карточек. Однако местные ЧК вскоре присвоили себе право после короткого суда расстреливать арестованных.
ВЧК ввела две карательные меры, до революции в России не применявшиеся: взятие заложников и трудовые лагеря. Троцкий первым приложил усилия к созданию лагерей (приказ от 4 июня 1918 г.). Туда были помещены белочехи, отказавшиеся сдать оружие. 5 сентября 1918 г., в разгар "красного террора", Совнарком одобрил создание лагерей. Функционировали два вида лагерей: одни были в ведении НКВД (туда направлялись люди, уже осужденные трибуналом), другие - ВЧК (там находились "потенциальные классовые враги", "чуждые элементы", "паразиты", арестованные на всякий случай в административном порядке).
10 июля 1918 г. съезд Советов утвердил первую Конституцию РСФСР. Она включала Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и провозглашала пролетарский характер Советского государства.
Конституция допускала лишение избирательных прав лиц, использующих наемный труд с целью извлечения прибыли, живущих на нетрудовые доходы, частных торговцев, торговых и коммерческих посредников, священнослужителей, офицеров, агентов полиции. Вводилось преимущество рабочих, по сравнению с крестьянами, в нормах представительства при выборах в органы власти. Выборы были не всеобщими, не прямыми, не тайными и не равными.
Конституция закрепила национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации, означающий, что членство в ней строится на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности. Практика осуществления этого принципа впоследствии привела к серьезным осложнениям в государственном строительстве.
События 1917 г. привели к распаду Российской империи. После окончания гражданской войны началось объединительное движение. РСФСР была заинтересована в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых Советских республик в условиях капиталистического окружения, потребность в объединении диктовалась также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. После окончания гражданской войны встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик.
Основные принципы национальной политики Советской власти способствовали объединительным процессам. Они включали в себя: принцип равенства всех наций и народностей, признание права наций на самоопределение, которые были провозглашены в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.).
Летом 1922 г. был подготовлен проект партийно-государственной комиссии («план автономизации»), который предусматривал вхождение независимых республик в состав РСФСР на правах автономий. На такой форме межгосударственного объединения настаивал И.В.Сталин. Однако В.И.Ленин выступил против чрезмерного централизма, за необходимость сохранения формального суверенитета и атрибутов независимости каждой республики как национально- политического условия укрепления Советского государства. Он предложил форму федеративного союза как добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик, передававших на паритетных началах ряд своих прав в пользу общесоюзных органов власти (внешняя политика, оборона и т.п.).
С докладом об образовании СССР выступил И.В. Сталин на Первом Всесоюзном съезде Советов, который открылся 30 декабря 1922 г. Съезд утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе 4 республик - РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которую вошли Азербайджан, Армения и Грузия). Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. Право свободного выхода декларировалось, однако механизм осуществления этого права не был определен.
В январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из 2 законодательных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК СССР образовывал правительство - СНК. Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. В ходе национально- государственного строительства проводилась политика подтягивания отсталых национальных регионов. С этой целью из РСФСР в Среднюю Азию и Закавказье переводились фабрики, заводы с оборудованием и частью квалифицированных кадров. В бюджеты республик делались большие налоговые отчисления
Национальная политика советского правительства имела позитивные результаты в области развития культуры, образования, системы здравоохранения в советских республиках, В 1920 -30-е гг. здесь были созданы национальные школы, театры, издавались газеты, литература на языках народов СССР. В ряде республик появились свои Академии наук, а также отделения АН СССР. Некоторые народы впервые получили разработанную учеными письменность. В республиках развивалась система здравоохранения.