Наблюдение за обстановкой на борту судна и за территориями, прилегающими к судну
В зависимости от оперативной обстановки вахтенный помощник капитана совместно с лицом командного состава, ответственным за охрану судна, определяет участки наблюдения, применяемые технические средства (при их наличии), периодичность обходов и численность персонала, привлекаемого к охране. Необходимость организации вахт бдительности.
Кроме того устанавливается выполнение следующих мер:
1. Регулярное (на плановой основе) проведение инструктажа с экипажем судна по контролю защищенности судна;
2. Проведение целевых осмотров и охранного патрулирования заграждений, участков ограниченного доступа и территорий палуб;
3. Увеличение количества персонала, задействованного в охране, и частоты обходов участков ограниченного доступа. Создание вахт бдительности;
4. Введение постоянной вахты у участков ограниченного доступа и заграждений;
5. Введение наблюдения и патрулирования на плавсредствах (шлюпках) со стороны моря;
6. При наличии явных признаков нарушения охраны сообщить местным властям и рассмотреть возможность задействования водолазов для осмотра подводной части судна и причала в координации с портовым средством;
7. Принятие мер, направленных на затруднение доступа к подводной части корпуса судна, включая медленную работу винтами, если это осуществимо.
В темное время суток и при ограниченной видимости на судне в порту, на якоре или на ходу должны освещаться палубы, места доступа на судно и его наружный контур без создания помех для требуемых навигационных огней и без нарушения требований безопасности мореплавания.
В дополнение к основной системе освещения используются стационарные или переносные светильники интенсивного света (прожекторы) для освещения территории, подозрительных лиц, транспортных средств или плавсредств, приближающихся к судну.
Места установки средств освещения и уровень освещенности определяются исходя из следующих условий:
1) у экипажа судна должна быть возможность обнаруживать то, что делается вне судна, как на берегу, так и на воде;
2) освещаемая площадь должна включать судно и зону вокруг него;
3) освещение должно облегчать установление личности людей в местах доступа; и
4) необходимая площадь освещения может быть достигнута во взаимодействии с портовым средством.
Дополнительное освещение может потребоваться, чтобы защитить от повышенного риска инцидентов, угрожающих безопасности.
Если необходимо, дополнительные требования к освещению могут быть соблюдены путем договоренности с портовыми средствами о предоставлении дополнительного освещения со стороны берега.
Судовые средства связи должны:
- поддерживаться в рабочем состоянии;
- быть легко доступны при необходимости;
- обеспечивать связь с соответствующими лицами и службами;
- обеспечивать передачу основной информации относительно существа и степени угрозы.
Если судно эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем портовое средство, с которым оно взаимодействует, то судно может и должно потребовать оформления заполнения Декларации об охране, в которой должны быть разделены обязанности по обеспечению охраны между судном и портом, а также область ответственности каждой стороны.
Обладая исключительными полномочиями в принятии решений по обеспечению безопасности и охраны судна, капитан имеет право ввести дополнительные меры по охране судна.
Декларация об охране
Договаривающиеся правительства, оценив риск для людей, собственности или окружающей среды, происходящий от взаимодействия судно/порт или деятельности судно-судно, должны определить наличие необходимости в оформлении Декларации об охране.
Судно может потребовать заполнения Декларации об охране, если:
1. Судно эксплуатируется с более высоким уровнем охраны, чем портовое средство или другое судно, с которым оно взаимодействует;
2. Между Договаривающимися правительствами имеется соглашение о Декларации об охране, охватывающее определенные международные рейсы, или специфические суда, занятые в этих рейсах;
3. Имеется угроза нарушения охраны или был инцидент, связанный с нарушением охраны судна или портового средства, в зависимости от случая;
4. Судно находится в таком порту, где не требуется наличие одобренного плана охраны портового средства;
5. Судно взаимодействует с другим судном, для которого не требуется наличие одобренного плана охраны.
Требования по оформлению Декларации об охране, выставленные в соответствии с положениями данного раздела одной стороной, должны подтверждаться другой стороной – портовым средством или судном.
Декларация об охране должна заполняться:
- от имени судна – капитаном или лицом командного состава, ответственным за охрану;
- от имени портового средства – должностным лицом портового средства, ответственным за охрану, или, если Договаривающееся правительство решит иначе, любым другим органом на берегу, ответственным за охрану.
Предметом Декларации об охране должны быть требования к обеспечению охраны, которые разделены между портом и судном (или между судами), а также область ответственности каждой стороны.