Формирование системы управления Древнерусским государством
Изменения в системе местного управления произошли во второй половине X века. По сообщению «Повести временных лет», отправляясь во второй поход на Болгарию в 970 году, Святослав оставил в качестве своих наместников сыновей. В Киеве был посажен Ярополк, в древлянской земле — Олег, в Новгороде — Владимир. Видимо, именно эти города представлялись ключевыми пунктами в молодом государстве. После трагической гибели Святослава в бою с печенегами на днепровских порогах в. 972 году между братьями началась усобица, закончившаяся смертью Ярополка и Олега. Единоличным правителем стал Владимир Святославич. Однако вскоре и он, по примеру отца, посадил своих старших сыновей на княжения в Новгород (туда был направлен Вышеслав), Полоцк (Изяслав), Туров (Святополк) и Ростов (Ярослав). Тем самым, судя по всему, местные племенные князья были заменены представителями правящей династии киевского князя. По мнению А. А. Горского, дружины союзов племенных княжеств, на землях которых были посажены представители киевской династии, видимо, частью влились в дружины князей-наместников. При этом сохранялось наследственное право власти. Одновременно при определении порядка наследования власти постепенно закреплялось преимущественное право старшинства.
Такой принцип соблюдался и в случае перераспределения княжений между сыновьями великого князя киевского после смерти одного из братьев. Если умирал самый старший из них
(обычно сидевший на новгородском «столе»), то его место занимал следующий по старшинству брат, а все остальные братья передвигались по «лествице» власти на одну «ступеньку» вверх, переходя на все более престижные княжения. В случае, если кто-то из младших братьев умирал раньше старшего, владения этого младшего брата в дальнейшем перераспределении княжений не участвовали: ему наследовали прямые потомки — сыновья и внуки. Такая система организации передачи власти обычно называется лествичной системой восхождения князей на престолы.
Уже при Владимировичах в полной мере прослеживается ее действие. После смерти старшего, Вышеслава (около 1012 г.), сидевшего в Новгороде, его княжение принял Ярослав, поскольку Изяслав, следовавший по старшинству непосредственно за Вышеславом, к тому времени уже умер. Полоцкое княжество, в котором правил Изяслав, досталось сначала Брячиславу Изясла-вичу, а затем Всеславу Брячиславичу. Тем самым Полоцкая земля после смерти Изяслава Владимировича фактически выщла из состава Древнерусского государства, превратившись в суверенное княжество. Интересно, что эта территориальная потеря была вполне лояльно воспринята киевским князем и его потомками. А вот попытка новгородского князя Ярослава Владимировича — вопреки традиции — прекратить в 1014 году выплату дани Киеву вызвала немедленную ответную реакцию: Владимир Святославич, как мы помним, тут же начал готовиться к войне против сына, чтобы восстановить законный порядок управления государством. Однако, как неоднократно отмечалось, такой порядок существовал лишь до тех пор, пока был жив глава рода. После смерти отца, как правило, начиналась активная борьба между братьями за право владеть Киевом. Победивший в ней соответственно все княжения раздавал своим детям, «возрождая» лест-вичную систему. Так, В. О. Ключевский писал: «Когда умирал отец, тогда, по-видимому, разрывались все политические связи между его сыновьями: политической зависимости младших областных князей от старшего их брата, садившегося после отца в Киеве, незаметно. Между отцом и детьми действовало семейное право, но между братьями не существовало, по-видимому, никакого установленного, признанного права...»3. Причины этого некоторые ученые видят в особой роли киевского князя. К примеру, А. Е. Пресняков считает, что «старое семейное право покоилось на нераздельности житья и владения. С разделом разрушался семейный союз, и обычные понятия не знали преимуществ и прав старшего брата над другими. Понятия эти,
господствуя в междукняжеских отношениях, становились в резкое противоречие с политической тенденцией киевских князей создать прочное подчинение Киеву подвластных областей. И первый, вытекавший из обстоятельств, выход из дилеммы — стремление объединить в руках киевского князя все владения отца, „быть, владея, единому в Руси"»4.
После того как киевский престол перешел к Ярославу Владимировичу, он сумел избавиться практически от всех своих братьев, сколько-нибудь серьезно претендовавших на власть. Их места заняли сыновья Ярослава. Перед смертью Ярослав завещал Киев старшему сыну Изяславу, который к тому же оставался князем новгородским. Святославу был передан Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Игорю — Владимир, а Вячеславу — Смоленск. Разделив города между сыновьями, Ярослав запретил им «преступати предела братня, ни сгонити». Поддерживать установленный порядок должен был Изяслав, как старший в роду. По мнению В. О. Ключевского, «Ярослав отчетливо представлял себе порядок, какому после него будут следовать его сыновья в занятии киевского стола: это порядок по очереди старшинства»5. Тем самым формально закреплялся политический приоритет киевского князя.
Принято считать, что в годы правления Ярослава Мудрого и его сыновей формируется общерусское письменное законодательство. Действительно, в XI веке появляется «Русская Правда» — свод законов, регулирующих отношения внутри княжеского (а позднее — и боярского) хозяйства, а также отношения между княжескими слугами и населением окружающих поселений. Однако основные правовые вопросы в рамках каждой земли решались, видимо, на основании обычного права. Подлинно общерусским в это время являлось, судя по всему, только каноническое право, которому подчинялись все христиане Древней Руси.