Административных правонарушений и возбуждению дел при нарушении таможенных правил

В правоприменительной деятельности таможенных органов ввиду определенной сложности правоотношений и порой недостаточной законодательной регламентации вопросов, так или иначе связанных с административной ответственностью, практически всегда возникали различные трудности по квалификации и возбуждению некоторых административных правонарушений. К примеру, затруднения должностных лиц таможенных органов по квалификации административных правонарушений нередко вызывали случаи, когда при проведении таможенного оформления и таможенного контроля устанавливалось, что общее количество и общее наименование заявленного в декларации товара соответствовало действительности, а внутри товарной партии обнаруживали пересортицу (ст. 16.2 ч.1, или ст. 16.2 ч.2 КоАП РФ?).

Достаточно длительное время был (а иногда возникает и в настоящее время) спорным вопрос возбуждения дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ при заявлении декларантом недостоверных сведений о коде товара по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности с сопряжением недостоверного описания товара в декларации или без такого сопряжения.

Всегда вызывал сложность (и вызывает до настоящего времени) вопрос возбуждения дел об административных правонарушениях и привлечения физических лиц к административной ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ («Незаконное использование товарного знака»).

Вызывал и вызывает сложность до настоящего времени вопрос возбуждения дел об административных правонарушениях и привлечения иностранных граждан к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ. И другие вопросы[96].

С созданием Таможенного союза этих сложностей не убавилось, а, учитывая, что таможенное законодательство переходного периода, исходя из реалий современной действительности, требует дальнейшего совершенствования, можно утверждать, что прибавилось.

Рассмотрим некоторые актуальные вопросы, возникающие в правоприменительной деятельности таможенных органов по квалификации и возбуждению дел об административных правонарушениях на современном этапе.

1. В соответствии с частью 4 статьи 160 ТК ТС при прибытии на таможенную территорию ТС перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны в течение трех часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием в соответствии с таможенной процедурой (в отношении товаров, перевозимых железнодорожным или водным транспортом в течение 12 часов). За нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, свободный склад или на склад получателя товаров предусмотрена административная ответственность по ст. 16.14 КоАП РФ.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» временное хранение товаров допускается на железнодорожных путях и контейнерных площадках, расположенных в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенных для временного хранения товаров без их выгрузки из транспортных средств. Однако, диспозицией ст. 16.14 КоАП РФ не охватываются факты нарушения требований и условий помещения товаров на временное хранение на железнодорожных путях и контейнерных площадках без их выгрузки из транспортных средств, т.к. указанные места хранения не относятся к таможенным складам, складам временного хранения, свободным складам или складам получателя.

Отсутствие ответственности может привести к тому, что перевозчик – ОАО «Российские железные дороги» не будет соблюдать возложенные на него ст. 160 ТК ТС обязанности по своевременному размещению товаров на временное хранение.

Решение данной проблемы возможно путем внесения дополнений в ст. 16.14 КоАП РФ, а именно использование термина «иные места временного хранения», предусмотренного ст. 198 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2. Положения Таможенного кодекса таможенного союза не всегда соответствует законодательству Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, подпунктом 19) пункта 1 статьи 4 ТК ТС дается определение термину «незаконное перемещение товаров через таможенную границу». Согласно данному подпункту одним из элементов незаконного перемещения товаров является «перемещение... с недостоверным декларированием или недекларированием товаров...». Вместе с тем, в КоАП РФ ответственность за незаконное перемещение товаров установлена статьей 16.1 КоАП РФ, а за недекларирование или недостоверное декларирование - статьей 16.2 КоАП РФ. Данное противоречие может негативно влиять на принятие решений при выявлении в коде таможенного контроля признаков административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 16.1 и 16.2 КоАП РФ соответственно.

В связи с изложенным видится необходимым приведение в соответствие терминологию таможенного законодательства таможенного союза законодательству об административных правонарушениях.

3. Статьей 179 ТК ТС установлено, что товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных ТК ТС.

Статьи 355 ТК ТС определяет, что физические лица при их следовании через таможенную границу осуществляют таможенное декларирование товаров для личного пользования. То есть, если физические лица ввозят на таможенную территорию таможенного союза в сопровождаемом багаже товары, предназначенные для предпринимательских нужд, эти лица не несут обязанности произвести их таможенное декларирование непосредственно при перемещении товаров через таможенную границу (как это было предусмотрено нормой статьи 123 Таможенного кодекса Российской Федерации). В таком случае физические лица, перемещающие товары для предпринимательских нужд в сопровождаемом багаже, могут «уходить» от ответственности за недекларирование товаров при их ввозе на таможенную территорию (часть 1 статьи 16.2 КоАП РФ).

В целях соблюдения физическими лицами порядка, установленного таможенным законодательством таможенного союза, при перемещении товаров для предпринимательских нужд, очевидна необходимость либо включения таких товаров в перечень товаров, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации, либо изменение нормы статьи 179 ТК ТС, предусматривающей таможенное декларирование товаров, в том числе при их перемещении через таможенную границу.

4. При таможенном контроле международных почтовых отправлений (далее – МПО) имеют место случаи, когда в МПО в адрес физических лиц, находящихся на территории РФ, иностранными отправителями пересылаются товары (авторучки, брелоки и т.д. с вмонтированными в них видеокамерами, микрофонами), которые по своим внешним признакам относятся к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации.

В соответствии с приложением 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации запрещены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозу с этой территории.

В настоящее время должностные лица таможенных органов, как правило, в таких случаях принимают решение об отказе в выпуске таких товаров, и МПО, содержащие такие товары. Товары возвращаются обратно отправителю в соответствии с «Правилами таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях», утвержденными приказом ГТК России от 03.12.2003 №1381.

Перемещение через таможенную границу Таможенного союза указанных товаров может образовывать состав административного правонарушения в соответствии с частью 2 ст. 20.23 КоАП Российской Федерации, по факту нарушения правил ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, а также порядка сертификации, регистрации и учета специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Возбудить дело об административном правонарушении в месте международного почтового обмена не представляется возможным по причине отсутствия субъекта административного правонарушения.

Также в этом случае может иметь место событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ - несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Аналогичным образом может быть совершено правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, при перемещении в МПО таких товаров, как части оружия, массо-габаритные макеты оружия, ружья для подводной охоты, луки и арбалеты и т.п. товары, табачная и алкогольная продукция, культурные ценности и т.д. В соответствии с приложением 2 к названному Соглашению подобные товары запрещены или ограничены к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозу с этой территории. В настоящее время должностные лица таможенных органов, как правило, также принимают решение об отказе в выпуске таких товаров и МПО, содержащие такие товары. Товары возвращаются обратно отправителю.

В то же время, на основании Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 №338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» и ст. 22 Федерального закона от 17.07.1999 №176-ФЗ «О связи», пересылка подобных товаров в МПО запрещена. В настоящее время отсутствуют какие-либо разъяснения о полномочиях таможенных органов и организаций почтовой связи осуществлять возврат и обратную пересылку таких товаров отправителю, или о порядке совершения с ними иных действий. Таможенный кодекс Таможенного союза не содержит указания на действия таможенных органов при обнаружении в МПО товаров, запрещенных к пересылке. В то же время, пункт 3 Решения Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 №338 «Об особенностях пересылки товаров в международных почтовых отправлениях» гласит, что вопросы пересылки товаров для личного пользования регулируются иными актами таможенного законодательства Таможенного союза. Указанные правовые акты до настоящего времени отсутствуют. Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не отражает правового регулирования данного вопроса.

Кроме того, во многих случаях имеются признаки недостоверного указания иностранным отправителем в таможенных декларациях формы CN22, CN23, CN37 сведений о наименовании и характере товаров. Например, авторучки со встроенными видеокамерами могут быть заявлены как «электроника (electronics)», кастеты – как «пряжки для ремня», глушители к стрелковому оружию – как «аксессуары (accessories)» или «запчасти», и т.п. Товары могут быть и вообще не заявлены в таможенной декларации. Таким образом, выявляются признаки правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. РП146 Регламента почтовых посылок Всемирного почтового союза от 11.11.2008 г., назначенные почтовые операторы не несут никакой ответственности за содержание таможенных деклараций на пересылаемые товары.

Также ни ТК ТС, ни иные правовые акты не содержат норм, позволяющих однозначно разрешить следующие вопросы:

- кто будет являться субъектом административной ответственности при пересылке товаров в МПО – иностранный отправитель, не вступавший в правоотношения с таможенными органами РФ и действующий на основании иностранного законодательства, или российский получатель, который на момент предъявления почтовым оператором МПО таможенным органам не находится в месте международного почтового обмена, не подавал таможенной декларации на товары и не получал от организации почтовой связи пересылаемые товары? Ранее Таможенный кодекс РФ в п.2 ст. 292 содержал указание, что документы о соблюдении запретов и ограничений должны предоставлять при вывозе товаров их отправители, а при ввозе – получатели. В настоящее время ст. 292 ТК РФ не применяется;

- будет ли событие АП выявлено в момент обнаружения запрещенных к пересылке товаров, или же при проверке декларации на товары и прилагаемых к ней документов, совершении таможенных операций по выпуску товаров?

- будет ли датой совершения правонарушения день предъявления МПО к таможенному контролю, день подачи декларации на товары, день получения ввозимого МПО получателем или иная дата (например, день сдачи МПО в организацию почтовой связи отправителем)?

- будет ли местом совершения правонарушения являться место международного почтового обмена, где обнаружены товары, или же место подачи таможенной декларации, если физическое лицо проживает в другом регионе и производит таможенное оформление МПО по месту своего жительства?

- правомочны ли таможенные органы возвращать отправителю МПО с запрещенным к пересылке вложением, а организации почтовой связи – производить такую пересылку?

- правомочны ли таможенные органы направлять такие МПО по уведомлению в соответствии с разделом V «Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях», утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003 № 1381? В этом случае имеется возможность привлечь к административной ответственности получателя МПО.

В связи с отмеченными пробелами в законодательстве, в настоящее время дела об административных правонарушениях при выявлении в МПО товаров, запрещенных либо ограниченных к пересылке, как правило, не возбуждаются.

Следует отметить, что перечень проблемных вопросов, возникающих в правоприменительной деятельности таможенных органов по квалификации административных правонарушений и возбуждению дел при нарушении таможенных правил, актуальных для таможенных органов на современном этапе развития таможенной системы, безусловно, не ограничивается приведенным списком, а варианты их разрешения имеют достаточно дискуссионный характер.

Вопросы для самопроверки к Главе 5

1. Приведите примеры проблемных ситуаций, возникающих в настоящее время в правоприменительной деятельности таможенных органов РФ по квалификации административных правонарушений, предложите возможные варианты их разрешения.

2. Приведите примеры проблемных ситуаций, возникающих в настоящее время в правоприменительной деятельности таможенных органов РФ по возбуждению дел об административных правонарушений, предложите возможные варианты их разрешения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение подведем краткие итоги.

Итак, выявление признаков административного правонарушения таможенными органами, как правило, происходит при непосредственном проведении таможенного контроля, а также при поступлении в таможенный орган материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения и в ряде иных случаев.

Выявление признаков административных правонарушений таможенными органами осуществляется посредством сбора и оценки доказательств, которые лежат за рамками квалификации нарушений таможенных правил и содержат значительный объем фактических обстоятельств содеянного, как место, время, способ, средства и обстоятельства совершения правонарушения, личности правонарушителя, потерпевшего и т.д.

Процесс квалификации административных правонарушений – это сопоставление с целью установления тождества признаков совершенного деяния и признаков состава административного правонарушения, предусмотренного правовой нормой. Для квалификации административного правонарушения, из множества признаков фактически совершенного деяния необходимо отобрать наиболее значимые

Возбуждение дела об административном правонарушении является самостоятельной стадией производства по делам об административных правонарушениях и представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на установление факта административного правонарушения, а также определение подведомственности (подсудности).

В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица таможенных органов, при выполнении возложенных на них функций, уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по ст.ст. 16.1 - 16.24 КоАП РФ, а также по ст. 6.15, ч.1 ст. 7.12, ст. 11.14,ст. 11.15, ст. 14.10, ч.1 ст. 15.6, ч.2 ст. 15.7, ст. 15.8, ст.15.9, ст. 15.25, ст. ст. 16.1 - 16.24, ч.1 ст. 19.4, ч.1 ст. 19.5, ст.19.6, ст.19.7, ст. 19.26, ч.2 ст. 20.23; cт. 17.7, cт. 17.9, ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Согласно п.1 ст. 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административных правонарушений, в том числе в области таможенного дела, законодательства об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, производится административное расследование.

Административное расследование представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Этапы выявления, документирования административных правонарушений, возбуждения и расследование дел о нарушении таможенных правил имеют большое значение по отношению к содержанию и результатам дальнейшего производства в целом ввиду того, что основная доказательственная база по делам фактически создается именно на этих этапах.

Процесс выявления административных правонарушения, а также возбуждения и расследования таможенными органами нарушений таможенных правил ввиду их специфики достаточно сложный, в связи с чем, как на теоретическом уровне, так и в правоприменительной практике таможенных органов нередко возникают проблемные вопросы.

Снятие противоречий между действующим законодательством и правоприменительной практикой зависит от преодоления пробелов в правовом регулировании возбуждения дела об административном правонарушении.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Наши рекомендации