Образование и расцвет Киевской Руси IX - XI вв. «Норманская» и «антинорманская» теории образования древнерусского государства

История как наука. Методологические подходы к историческому исследованию.

Для выработки истории как науки необходима методология. Существует два вида методологии: субъективистическая и объективно-идеологическая.

Объединительная идея: князь - помазанник Бога на земле.

Характерна:

1.временная периодизация

2.нет характеристик

3.К. Маркс, материалистическая концепция.

Принципы:

1.единство человечества

2.детерминизм

3.выработка национальных ценностей

4.принцип прогресса

Формационный подход.

Разработан материалистической теорией марксизма(классовый).

Главные идеи:

1.развитие общества носит естественно-исторический характер

2.определяющая роль в жизни общества принадлежит материальному производству, экономическая сфера детерминирует все другие

3.решающая роль в общественном развитии принадлежит народным массам

Формация - это исторически-определённый тип общества, представляющий собой определённую ступень в его развитии. В структуре формации выделяют: экономический базис и надстройку.

Недостатки:

1.экономический детерминизм

2.абсолютизация экономики

3.всё многообразие истории сведено к экономическому факту

4.рассмотрение социального конфликта, классовой борьбы,как оптимального источника социального развития

5.признание коммунизма конечной стадией развития общества.

Цивилизационный подход.

Феррисон ввёл понятие «цивилизация».

Получил развитие в 20 веке как антитеза формационному подходу.

В центре общественного развития человек с особенностями его менталитета, взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система.

Цивилизация - это сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты социально-политические организации, экономики, культуры.

Шпенглер, Тоинби.

Россия в историческом цивилизационном процессе.

3 онс.типа цивилизации:

Непрогрессивный – жизнь по замкнутому кругу ,равновесие между человеком и природой.(племя,община,вождь – выбранная,колдуны,шаманы)

-аборигены Австралии,,индейцы Америки,Африканские племена.

Циклический(восточный)-

-традиционализм.,основан.на опыте предков(почитание старших)

-принцип ощ.жизни основан на коллективизме,нет личностного начала,уравнительность.

- гос во,господ-во гос.аппарата,восточная деспотия в управл.,политика принуждения,правитель тиран и защитник,общ-гос собственность.

-цикл:1.усиление централиз.власти,2.неогранич.власть,кризис,3.упадок власти,ослаб.гос-ва,4.соц.катастрофы(револ,бунт)

-развив.медленно,поступательно достигает наивысшего дух.и культ.развития,зарождение мир.религий.

Прогрессивный(западный)-

-господство религиозно-мифол.мировоззрения с особенностями: космологичное- порядок,мировое целое,кот.противостоит хаосу.

-в основе упорядочения – мера и гармония,мировоззр.модель – рационализм,гармония в связях вещей,формир.канонов.

-антропоцентричная(личность в центре)

-динамичное и быстрое развитие: частная собств.,рыночные отношения,демократия – олицетворение свободы,равенство граждан,элементы гр.об-ва – право уч.в упр.гос-вом,гос-во не вмешивалось в частную жизнь,сфор.Римское право – закон обязателен для граждан.

-зарождение атэизма и безверия,светское об-во.

В особенностях развития России выд.4 фактора-1.природно-клим.,2геополит.,3.кофессионный,4.фактор соц.организации.

В 1917-20е года развивается Евразийская концепция –Чаадаев 1836г..Осн.идеи:

1.Россия отлич.от запада и от востока – это Евразия(тк там разноязычные этносы,многонац.обьеденения в одном гос-ве)

2.Соборность,целостность Росс.мира(един.церковь)

3.В свет.жизни абсолютизир.гос-во,но при этом есть связь с народом.

4.Россия не явл.самост.цивилизацией,но и не явл.чисто западной или чисто восточной.

5.Россия-многоцивил..сообщество.

Образование и расцвет Киевской Руси IX - XI вв. «Норманская» и «антинорманская» теории образования древнерусского государства.

Возникновение и развитие Древнерусского государства (9 - начало 11 в.)

В IX в. у славян было 2 крупных объединения:

у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;

у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи - в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.

Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.

Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.

В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.

Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов - Русская Правда.

По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

Наши рекомендации