Образование и расцвет Киевской Руси IX - XI вв. «Норманская» и «антинорманская» теории образования древнерусского государства
История как наука. Методологические подходы к историческому исследованию.
Для выработки истории как науки необходима методология. Существует два вида методологии: субъективистическая и объективно-идеологическая.
Объединительная идея: князь - помазанник Бога на земле.
Характерна:
1.временная периодизация
2.нет характеристик
3.К. Маркс, материалистическая концепция.
Принципы:
1.единство человечества
2.детерминизм
3.выработка национальных ценностей
4.принцип прогресса
Формационный подход.
Разработан материалистической теорией марксизма(классовый).
Главные идеи:
1.развитие общества носит естественно-исторический характер
2.определяющая роль в жизни общества принадлежит материальному производству, экономическая сфера детерминирует все другие
3.решающая роль в общественном развитии принадлежит народным массам
Формация - это исторически-определённый тип общества, представляющий собой определённую ступень в его развитии. В структуре формации выделяют: экономический базис и надстройку.
Недостатки:
1.экономический детерминизм
2.абсолютизация экономики
3.всё многообразие истории сведено к экономическому факту
4.рассмотрение социального конфликта, классовой борьбы,как оптимального источника социального развития
5.признание коммунизма конечной стадией развития общества.
Цивилизационный подход.
Феррисон ввёл понятие «цивилизация».
Получил развитие в 20 веке как антитеза формационному подходу.
В центре общественного развития человек с особенностями его менталитета, взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающаяся система.
Цивилизация - это сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты социально-политические организации, экономики, культуры.
Шпенглер, Тоинби.
Россия в историческом цивилизационном процессе.
3 онс.типа цивилизации:
Непрогрессивный – жизнь по замкнутому кругу ,равновесие между человеком и природой.(племя,община,вождь – выбранная,колдуны,шаманы)
-аборигены Австралии,,индейцы Америки,Африканские племена.
Циклический(восточный)-
-традиционализм.,основан.на опыте предков(почитание старших)
-принцип ощ.жизни основан на коллективизме,нет личностного начала,уравнительность.
- гос во,господ-во гос.аппарата,восточная деспотия в управл.,политика принуждения,правитель тиран и защитник,общ-гос собственность.
-цикл:1.усиление централиз.власти,2.неогранич.власть,кризис,3.упадок власти,ослаб.гос-ва,4.соц.катастрофы(револ,бунт)
-развив.медленно,поступательно достигает наивысшего дух.и культ.развития,зарождение мир.религий.
Прогрессивный(западный)-
-господство религиозно-мифол.мировоззрения с особенностями: космологичное- порядок,мировое целое,кот.противостоит хаосу.
-в основе упорядочения – мера и гармония,мировоззр.модель – рационализм,гармония в связях вещей,формир.канонов.
-антропоцентричная(личность в центре)
-динамичное и быстрое развитие: частная собств.,рыночные отношения,демократия – олицетворение свободы,равенство граждан,элементы гр.об-ва – право уч.в упр.гос-вом,гос-во не вмешивалось в частную жизнь,сфор.Римское право – закон обязателен для граждан.
-зарождение атэизма и безверия,светское об-во.
В особенностях развития России выд.4 фактора-1.природно-клим.,2геополит.,3.кофессионный,4.фактор соц.организации.
В 1917-20е года развивается Евразийская концепция –Чаадаев 1836г..Осн.идеи:
1.Россия отлич.от запада и от востока – это Евразия(тк там разноязычные этносы,многонац.обьеденения в одном гос-ве)
2.Соборность,целостность Росс.мира(един.церковь)
3.В свет.жизни абсолютизир.гос-во,но при этом есть связь с народом.
4.Россия не явл.самост.цивилизацией,но и не явл.чисто западной или чисто восточной.
5.Россия-многоцивил..сообщество.
Образование и расцвет Киевской Руси IX - XI вв. «Норманская» и «антинорманская» теории образования древнерусского государства.
Возникновение и развитие Древнерусского государства (9 - начало 11 в.)
В IX в. у славян было 2 крупных объединения:
у полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;
у словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи - в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.
Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.
Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.
В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.
Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов - Русская Правда.
По смерти его правят его сыновья Изя-слав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.