Примерные практические задачи

Задача 1

Саше Климову 9 лет. В день его рождения один из друзей семьи Саши вручил ему запечатанный конверт, в котором была значительная сумма денег. При этом было сказано: «Это мой подарок. Ты можешь распорядиться тем, что есть в конверте. Купи за эти деньги то, что хочешь. У мамы и папы разрешения не спрашивай»

Может ли Саша Климов распорядиться полученными деньгами сам, не спрашивая согласия родителей?

Вправе ли родители Саши требовать признания недействительными сделок, которые Саша может совершить без их согласия?

Кто несет ответственность по сделкам, совершенным несовершеннолетними с согласия и без согласия родителей?

Задача 2

Савиной в установленном порядке снижен брачный возраст до 16 лет. На этом основании она вступила в брак с Петровым и вскоре родила ребенка. Через пять месяцев она получила по завещанию деда по наследству автомобиль и гараж. Когда Савина достигла 17 лет, брак был расторгнут. Испытывая материальные трудности, Савина решила продать полученные по наследству автомобиль и гараж. Узнав об этом, мать Савиной заявила покупателю, что если он купит автомобиль и гараж ее дочери, она предъявит иск о признании договора недействительным, поскольку ее дочь не достигла 18 лет и не вправе совершать такую сделку без согласия родителей. Родители, же не дают согласие на заключение данной сделки.

Имеет ли право Савина продать автомобиль и гараж без согласия матери?

Задача 3

16-летний Брилев работает на заводе. Он считает, что его заработок не соответствует его возможностям и он способен зарабатывать значительно больше. Он намерен заниматься самостоятельно предпринимательской деятельностью и сообщил об этом своим родителям. Брилев просил отца и мать дать согласие на его эмансипацию. Отец Брилева дал на это согласие, а мать категорически отказала, поскольку считает, что сын не имеет жизненного опыта и может оказаться в весьма опасном положении.

Имеет ли Брилев возможность быть эмансипированным?

Вариант: Изменится ли ситуация, если родители Брилева дали письменное согласие на эмансипацию Брилева. Однако орган опеки и попечительства отказал ему в принятии решения об эмансипации. Имеет ли возможность Брилев быть эмансипированным?

Задача 4

17-летний Алексей Синицын после окончания средней школы поступил на работу в общество с ограниченной ответственностью. Через несколько месяцев к директору Общества пришёл отец Синицына и рассказал, что сын неразумно расходует весь свой заработок на приобретение очень дорогих вещей, посещение ресторанов и т.п. В то же время семья испытывает материальные затруднения, поскольку в семье есть ещё двое малолетних детей. К тому же мать Алексея не работает по причине инвалидности. Директор с пониманием отнесся к проблемам семьи и распорядился выдавать Алексею только часть зарплаты, а оставшуюся часть выдавать его родителям?

Правильно ли поступил директор?

Задача 5

20-летний Воронцов пристрастился к спиртным напиткам, тратил всю зарплату на их приобретение. Родители Воронцова, стараясь спасти сына от воздействия алкоголя, обратились в суд с просьбой об ограничении его дееспособности. Отец просил суд назначить его попечителем. Сын возражал против ограничения его в дееспособности, поскольку он считал, что не ставит семью в тяжелое материальное положение. Отец и мать работают, получают большую зарплату, кроме того, отец часто публикует книги и статьи, за что получает солидные суммы авторских гонораров.

При наличии каких условий возможно ограничение дееспособности лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, наркотическими средствами или психотропными веществами?

Подлежит ли удовлетворению просьба родителей Воронцова?

Критерии оценки практических задач

Параметр Оценка (по 5 шкале)
Задача решена правильно, дан полный аргументированный ответ с ссылками на нормативно-правовые акты, рассмотрены все возможные варианты и сделаны выводы
Задача решена правильно, с небольшими неточностями и недостатками.
Задача решена правильно, но с серьезными замечаниями, рассмотрены не все возможные варианты решения, слабая аргументация выводов.
Задача решена не правильно, без аргументации выводов и без ссылки на нормативно-правовые акты

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

Критерии оценки

Оценку «отлично» рекомендуется выставлять, если обучающийся в полном объеме усвоил программный материал, принимает активное участие в дискуссии, при обсуждении исчерпывающе раскрыл теоретическое содержание заданного вопроса, не затруднялся с ответом на дополнительные вопросы преподавателя, умеет самостоятельно анализировать, обобщать и последовательно, логично, аргументированно излагать материал, не допуская ошибок.

Оценку «хорошо» рекомендуется выставлять, если обучающийся показал знание по дискуссионному вопросу, правильно, по существу и последовательно изложил содержание вопроса, владеет основными умениями и навыками, при ответе не допустил существенных ошибок и неточностей.

Оценку «удовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся содержание дискуссионного вопроса изложил поверхностно, без должного обоснования, допустил неточности и ошибки, недостаточно правильные формулировки, нарушил последовательность в изложении материала, испытывал затруднения при ответе на часть дополнительных вопросов.

Оценку «неудовлетворительно» рекомендуется выставлять, если обучающийся при ответе на дискуссионный вопрос допустил существенные ошибки, не смог ответить на большинство дополнительных вопросов или отказался отвечать.

Промежуточный контроль текущей успеваемостипроводится в целях определения степени достижения поставленной цели обучения по конкретной учебной дисциплине в целом или наиболее важным ее частям, а также в целях оперативного влияния на успеваемость обучающихся в течение семестра. Промежуточная аттестация проводится путем обобщения результатов текущей успеваемости или тестирования обучающихся по знанию ими изученного материала.

Наши рекомендации