Общественный строй России в начале XX в
Сдвиги в экономической и социальной структуре в начале ХХ в., новая политическая обстановка обусловили консолидацию и формирование трех определенных групп общества.
К первой можно отнести правительственный лагерь, основной задачей которого являлось сохранение существующего самодержавного строя. Вторая группа включала в себя буржуазию и либеральных помещиков, которые добивались умеренной конституционной монархии. Третья – революционные демократы, целью которых являлось свержение самодержавия и установление демократической республики. Итогом оформления этих лагерей стало возникновение политических партий.
В годы первой русской революции возникла монархическая политическая партия – Союз русского народа. К правительственному лагерю примыкали многочисленные организации духовенства.
В 1905 г. окончательно сложился либерально-буржуазный лагерь. Вначале это выразилось в движении либеральной земской оппозиции, которая требовала от царизма уступок в виде весьма умеренной конституции. Однако на съезде земских и городских деятелей произошел раскол. Правое крыло съезда образовало партию октябристов, в которую вошли дельцы-капиталисты и крупные помещики, более левое -конституционно-демократическая партия (кадеты), куда входили представители преимущественно средней буржуазии. На рубеже XX в. возникает социал-демократическая рабочая партия, вскоре расколовшаяся на большевиков и меньшевиков. В 1901 г. из остатков народнических организаций образовалась политическая партия так называемых социалистов-революционеров (эсеров), отражавшая в определенной мере интересы крестьянства, но в первую очередь его верхушки. Аграрная реформа 1906 г. Председатель Совета министров П. А. Столыпин полагал, что революцию порождают недостатки социальных отношений в России, которые следует устранить. Главным из них он считал сельскую общину, тормозившую развитие капитализма в деревне. Основной идеей реформы было создание мощной прослойки кулачества. Указ от 9 ноября 1906 г. устанавливал право любого крестьянина выйти из общины и потребовать в свою собственность земельный надел. Аграрное законодательство преследовало цель предоставить наиболее благоприятные условия для образования кулацких хозяйств. Важную часть реформы составила переселенческая политика: П. А. Столыпин хотел ослабить земельную нужду в Центральной России и Прибалтике. Было образовано широкое и добровольное переселение крестьян на государственные земли в восточных районах страны, однако переселение было организовано плохо, что существенно повлияло на снижение результатов.
41. Государственный строй России в начале XX вУчреждение Государственной Думы. Революционная волна, поднявшаяся в стране после "кровавого воскресенья", заставила царя искать компромиссы. В этих целях министру внутренних дел Булыгину было поручено подготовить проект Закона о создании Государственной Думы. 6 августа 1905 г. царь подписал Манифест об ее учреждении.В Законе о Государственной Думе указывалось, что она создается для предварительной разработки и обсуждения законопроектов, которые затем должны поступать в Государственный совет. Отличие Государственной Думы от Государственного совета было в том, что в ней должны были участвовать не назначаемые, а избираемые населением лица.Революционное движение продолжалось, и царизм был вынужден пойти на более существенную уступку. Так появился известный Манифест от 17 октября 1905 г., обещавший созыв законодательной Думы.Пришлось изменить и систему выборов в Думу. 11 декабря 1905 г. в избирательный закон были внесены существенные изменения. Право избирать в Думу было предоставлено и рабочим. Женщины не имели избирательных прав во всех куриях.При выборах в I Государственную Думу больше всех мест получили кадеты - одну треть общего числа членов Думы. Много мест имели также октябристы. Блок кадетов с октябристами давал им явное большинство в Думе. Во II Думе сохранялось кадетско-октябристское большинство, которое проявило себя как активный противник правительства, что явно не соответствовало непоследовательной природе русской буржуазии. У царизма имелись серьезные основания опасаться II Думы. Прежде всего речь шла о принятии аграрного закона на базе столыпинского указа от 9 ноября 1906 г. Создавалось впечатление, что Дума может его не утвердить.Продолжались различные запросы депутатов к правительству и отдельным министрам по поводу злоупотреблений и незаконных действий должностных лиц. Дальше терпеть такую Думу царизм не хотел. 1 июня 1907 г. председатель Совета министров Столыпин выступил на закрытом заседании Думы с сообщением об антиправительственном заговоре, в котором якобы приняли участие и члены Государственной Думы. 3 июня 1907 г. последовал высочайший Манифест о ее роспуске, члены социал-демократической фракции были арестованы.Царь реорганизовал Государственный совет, наделив его полномочиями, которых Совет ранее не имел. Государственный совет стал выступать в качестве как бы второй палаты по отношению к Государственной Думе. Законопроект из Государственной Думы поступал в Государственный совет. Некоторые внешние признаки парламента у Думы имелись. Она могла направлять запросы правительству - реорганизованному Совету министров - и его отдельным членам. Карательные органы. В годы реакции царизм для расправы с революционным движением ввел военно-полевые суды, которые в упрощенном порядке рассматривали дела и приговаривали главным образом к смертной казни (расстрел или повешение). Широко применялась и внесудебная репрессия. Ярким примером таких действий явился расстрел мирной демонстрации рабочих на ленских приисках в 1912 г. В годы реакции усилилась роль карательных органов, особенно департамента полиции и жандармерии. Создается также широкая сеть специальных охранных отделений. Каждое охранное отделение включало канцелярию, отдел наружного наблюдения и агентурный отдел. В отделе наружного наблюдения состояли филеры - специальные наружные сыщики, которые систематически тайно наблюдали за революционерами. Работа агентурного отдела проводилась через секретных сотрудников - осведомителей и провокаторов. Наиболее ценными с точки зрения охранки секретными сотрудниками являлись провокаторы. Они действовали непосредственно в революционных организациях, будучи их членами. Под давлением революционного и демократического движения царское правительство было вынуждено внести некоторые изменения в судебную систему. В 1912 г. пришлось восстановить институт мировых судей, земские начальники лишились права выполнять судебные функции.
2. 43. Право России в начале XX в.
Часть законопроектов была утверждена, но многие так и остались в стадии разработки и обсуждения. Наибольшие изменения произошли в государственном, административном, земельном и уголовном праве.В гражданском праве не произошло принципиальных преобразований. Нормы гражданского права содержались в основном в Своде законов гражданских. Обычай как источник права широко использовался. Торговые споры все суды при неполноте закона должны были решать на основании обычного права. Гражданское право особо пристальное внимание обращало на вещное право. В вещном праве выделялись институты права владения, права собственности, права на чужие вещи. Российское гражданское право ограничивало собственника и в области распоряжения своим имуществом, если это была родовая недвижимость. Родовые имения нельзя было подарить, ограничена была и свобода завещания. К правам на чужие вещи относились право пользования вещью и ее плодами, право использования угодий в чужих землях. С 1912 г. к ним присоединяется и право застройки. Крестьяне получали хутора и отруба в полную собственность. Обязательственному праву были известны договоры мены, купли-продажи, запродажи, поставки, дарения, имущественного найма или проката. Особое место в гражданском праве занимало авторское и промышленное право. Наследственное право. Законом 1912 г. были расширены права женщин - наследниц по закону, уравняв дочерей с сыновьями в наследовании движимого имущества и недвижимости в городах. Семейное право. Местожительство семьи определялось местожительством мужа. Внебрачный ребенок мог требовать от отца пропитания, получал некоторые права на наследование после матери. Уголовное право. В России действовало несколько крупных уголовных кодексов: Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, Устав о наказаниях, и Уголовное уложение. Помимо этих законов, применялись Воинский устав о наказаниях, Устав о ссыльных, Собрание церковных законов и др. Такая множественность создавала известные неудобства. Уголовное уложение 1903 г. выделяет три группы преступлений: 1) тяжкие преступления, за совершение которых в законе предусматривалась смертная казнь, каторга или ссылка на поселение; 2) преступления, за которые как высшее наказание определялось заключение в исправительном доме, крепости или тюрьме; 3) проступки, за которые высшим наказанием являлся арест или денежный штраф. Уголовное право обусловливало применение наказания и его тяжесть виновностью правонарушителя. Самым тяжким наказанием по-прежнему являлась смертная казнь, в уголовном праве было сохранение телесных наказаний. Ссылка на каторжные работы являлась следующим по тяжести наказанием после смертной казни. В 1909 г. был принят закон о досрочном освобождении. В качестве дополнительного наказания Уголовное уложение знало три вида лишения прав: 1) лишение всех прав состояния; 2) лишение всех особенных прав и преимуществ, как личных, так и по состоянию присвоенных; 3) лишение некоторых прав и преимуществ..Среди имущественных наказаний были распространены конфискация и штраф. Особенная часть Уложения содержала нормы о преступлениях религиозных, государственных, против доходов казны, против общественного благоустройства, против жизни, здоровья, свободы, чести, имущества частных лиц и пр. В большем числе случаев преступления квалифицировались по статьям Уложения о наказаниях. Это преступления должностные, включавшие в себя превышение власти, присвоение вверенного имущества, неправосудие,взяточничество, халатность и др. Особое место занимали преступления против жизни, здоровья и чести частных лиц,а особенно имераторской семьм.Уложение различало убийство простое, квалифицированное и "привилегированное". Достаточно большое число статей Уложения о наказаниях было посвящено имущественным преступлениям.