Сакская эпоха, Археологические и письменные памятники о саках. Хозяйство, общественной строй
Предмет, задачи , источники, периодизация Истории Казахстана.
1. История - это не только сумма знаний о прошлом, но это всегда и историческое мышление, позволяющее яснее осознавать свое положение в современном мире, четко определять свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим событиям и явлениям, глубоко раскрывать и понимать их сущность и направленности.
Задачи:
1. Изучить историю казахского народа с древнейших времен до наших дней;
2. Раскрыть роль казахского народа в системе кочевого мира и показать его вклад в мировую цивилизацию;
3. Проследить процесс формирования казахского этноса, быта, хозяйства и социально-политического устройства на протяжении всей истории человечества;
4. Определить место и роль в казахском обществе различных социальных групп.
Цели:
анализ исторических эпох;
анализ этнической истории;
изучение социальной организации на разных исторических этапах; в особенности расписание податей
изучение культур на разных исторических этапах
Периодизация:
- с древнейших времен до VI в. н.э. - древняя история
- с VI в.н.э. до XVIII в.н.э. - история Средневекового Казахстана;
- XVIII в. - начало XX в. - новая история Казахстана;
- по настоящее время - новейшая история Казахстана.
Казахстан в эпоху каменного века. Социальная структура и хозяйство.
2. Следы пребывания человека на территории Казахстана, каменные орудия труда - рубила, скребла, остроконечники - относятся к нижнему палеолиту, то есть около 1 млн. лет назад. Это был человек, в своей эволюции находившийся на стадии homo erectus - "человека выпрямленного". Он уже знал и применял огонь, занимался охотой и собирательством. Наиболее древние орудия труда- рубила, скребла, остроконечники, отбойники найдены в Южном Казахстане на юго-западных склонах хребта Каратау на пойменных террасах реки Арыстанды, у поселка Конырдек. Стоянки раннего палеолита, где были обнаружены тысячи рубил, остроконечников, нуклеусов, отщепов, находятся северо-восточнее города Каратау Жамбылской области. Это стоянки Борыказган, Танирказган. Эту серию стоянок первобытного человека в 1958 году нашел археолог Алпысбаев Х.А.. Древнейшие жители Казахстана были современниками питекантропа и синантропа.
Казахстан в эпоху бронзы. Андроновская и Дандыбай - Бегазинская культура.
3. Племена, обитавшие на территории Казахстана эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с.Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири. Хозяйство: скотоводство и земледелие). Раскопки здесь были проведены в 1913 году Б.В.Андриановым. В 1927 году археолог М.П.Грязнов обнаружил аналогичные погребения в Западном Казахстане и установил, что памятники андроновской культуры распространены на обширной территорий- от Минусинска на востоке до Урала на западе. Позже андроновские памятники были найдены на юге Казахстана, в Семиречье и в Средней Азии. Одним из основных регионов распространения племен, входивших в состав андроновской общности, был Центральный Казахстан. Здесь обнаружены свыше 30 поселений и более 150 могильников. Для андроновской культуры Центрального Казахстана характерны монументальность и сложность надмогильных сооружений, высокая строительная техника, связанная с обработкой камня.
Поздний этап бронзы в Центральном Казахстане знаменуется формированием новой культуры - бегазы - дандыбаевской (для нее характерно, с одной стороны, сохранение андроновских традиций, а с другой - появление новых элементов: особого типа надгробных сооружений, своеобразного погребального обряда, новых форм глиняной посуды). Наряду со скорченном трупоположением встречаются трупоположения, вытянутые на спине. Самый большой курган имеет высоту 2 метра, диаметр 30 метров. Огромную роль в развитии культуры играла добыча и выплавка металла.
Сакская эпоха, Археологические и письменные памятники о саках. Хозяйство, общественной строй.
4. Саки - племена, заселявшие территорию Казахстана в период раннего железа в VII - IV вв до н.э. О саках упоминает священная книга иранцев «Авеста», греческие авторы называли их восточными скифами, в древних персидских источниках саки означают «могучие мужи», иранские источники называют их «турами с быстрыми ногами».
Саки делились на группы:
Саки-парадарайя - (заморские) проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи);
Саки-тиграхауда - (носящие остроконечные шапки) жили в районе Сырдарьи, Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане;
Саки-хаомоварга - (изготавляющие напиток хаому) расселялись в долине Мургаба;
У саков был культ вождя и царя. Об этом говорит захоронение в иссыкском; кургане. В 1969 году в Иссыкском кургане в ходе раскопок был обнаружен «золотой человек» -юноша воин - царь саков, погребение датировано V веком до н.э. По одежде и регалиям (знакам отличия) видно, что саки отождествляли царя с солнечным божеством; Шапку украшала эмблема - пара золотых крылатых коней, эта эмблеме - знак, олицетворяющий власть над миром. Образ жизни саков - оседло-кочевой. Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. В районах Западного и Южного Казахстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд использовался как верховое и вьючное животное. Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот. Скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. В VII-III вв до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе племён стояли вожди. Во главе союзов племён стояли верховные вожди. Их называли царями. Цари избирались советом вождей. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Царь распределял пастбища и земельные угодья для перекочёвки, следил за порядком. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, общинники. Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - жёлтый и синий. Из сословия воинов избирались вожди и цари.