Политика России в СНГ в 1 половине 90х гг
У России не было продуманной политики в СНГ
Что касается России, то ее руководство еще в 1995 году провозгласило главной целью своей политики в отношении СНГ создание интегрированного экономически и политически объединения государств, способного претендовать на достойное место в мировом сообществе. Наверное, это слишком амбициозная цель, для достижения которой потребуется масса усилий и времени. Но вектор развития при этом определен правильно.
Политика России в СНГ во 2 половине 90 гг.
Начиная со 2 половины 90-х гг. Россия развернулась от безудержного крена в сторону Запада к проблемам СНГ. Выделение 4ДСНГ (Общий, - УКР + Бел -, -АЗБ + ГРЗ + АРМ -, УЗБ + СРАЗ), МинСотрудничество (ФА по делам СНГ =экспертно-аналитический центр – Аман Тулеев), Министры: встречи: 1 раз в 2/3 года общие рассуждения ->конкретные содержание. В Совбезе РФ вынесены на обсуждение вопросы политики России на пространстве СНГ. Укрепление российский посольств в СНГ: приравнивание окладов с дальним зарубежьем.
Кишиневский саммит СНГ от генсекретариата к исполкому (Минск), сокращение аппарата, повышение зарплаты.
Сущность политики в период Путина.
Россия: не благие пожелания, а трезвая оценка возможность. Главный принцип: прагматизм, приоритет национальноя безопасность, упор на двусторонние отношения. Дифференцированный подход к партнера.
Жизненно важное пространство для обеспечения российских интересов.
Прагматичность России: возможности СНГ: ограничены, но это не делает отношения ограниченными.
Приоритет двустороннего сотрудничество (не отказ от многостороннего)
Россия определила приоритеты в СНГ:
- экономический
-военный
-миротворческий
-борьба с терроризмом
-гуманитарное сотрудничество
(В 90-е гг. = политика приоритет)
ФА под делам СНГ, соотечественников, гуманитарного сотрудничества
От частного к общему (ОДКБ, ЕВРАЗЭС) – интеграция
Рос – Укр: Договор 1997 г. о сотрудничестве на 10 лет; был закрыт вопрос Крыма
Экономические интересы России в Содружестве.
Проблемы политического сотрудничества России со странами Содружества.
Российско-белорусские отношения (90-е гг.)
Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 года
96 – Сообщество
97 – Союз
99 – Союзное государство (Высший Государственный Совет, Парламент, Совет Министров, Суд, Счетная палата Союзного государства)
27. Политика России в отношении Украины (! Договор 97 г.)
Россия и страны Закавказья
Грузия: враждебные отношения, Азербайджан – осторожный лидер Ильхам Алиев, Баку-Джейхан, Армения: союзник по ОДКБ, установление дипломатических отношений
Российские интересы в Центральной Азии.
Миротворческая роль России в СНГ.
Приоритеты РОссийской политики в СНГ в современных условиях (2008-2009: Медведев)
Сотрудничество со странами СНГ для нашей страны имеет исключительное, можно сказать прямо, приоритетное значение. Ключевая задача здесь – обеспечить России стабильное и дружественное окружение, а также использовать совместные с этими государствами преимущества для роста национальной конкурентоспособности, для успешной интеграции в региональные и мировые процессы и, конечно, для развития полномасштабных гуманитарных связей и обеспечения прав наших соотечественников.
Интеграционное ядро Содружества составляют такие организации, как ОДКБ и ЕврАзЭС. Они уже стали реальным фактором экономического роста, они уже обеспечивают региональную безопасность, противодействие терроризму, преступности и наркотрафику, содействуя тем самым и нормальному развитию разноплановых контактов, и запуску новых моделей сотрудничества.
ЕВРАЗЭС как очередная попытка запустить механизм экономической интеграции Содружества (Сообщество)
Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан
с 2000 г.
Россия, Казахстан, Беларусь
Межгосударственный совет,
Интеграционный комитет,
Межпарламентская Ассамблея,
Суд Сообщества
в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года – Таможенный Союз
ГУА(А)М.
Причины, тормозящие развития СНГ.
Использование мирового интеграционного опыта для оптимизации СНГ,
Перспективы СНГ.
КОНЦЕПЦИЯ
дальнейшего развития Содружества Независимых Государств
Содружество Независимых Государств – это форма сотрудничества равноправных независимых государств, признанная международным сообществом региональная межгосударственная организация. Ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия практически во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества.
СНГ представляет собой важный механизм проведения межгосударственных консультаций и переговоров в целях согласования и реализации в рамках Содружества направлений многостороннего сотрудничества.
Основной целью Содружества является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.